Законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроля

Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры являет-
ся обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной
власти, местного самоуправления и органами контроля. Под «взаимодейст-
вием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность раз-
личных органов, имеющих общие цели, задачи.

Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод чело-
века и гражданина, законных интересов общества и государства состав-
ляет основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы
законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и ус-
транение нарушений закона — лишь часть их деятельности по решению
многих иных задач. Поэтому прокуратура в Отношениях с указанными
органами хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора,
а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности
проводит с ними в форме взаимодействия.

Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в
регионах и на уровне городов, районов, проблемы взаимодействия орга-
нов прокуратуры и органов власти преимущественно касаются органов
представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов
РФ и местного самоуправления.

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти ре-
гионального и муниципального уровней, органов контроля составляет
Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов
РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей терри-
тории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопо-
рядок, общественную безопасность. Органы исполнительной власти ре-
гионов, образуя с федеральными органами исполнительной власти
единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают ох-
рану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с пре-
ступностью.

Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно
решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также
обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан,
охрану муниципальной собственности, общественного порядка, прини-
мают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

4 Прокурорский надзор

Взаимодействие с органами прокуратуры строится с учетом свойствен-
ных представительным и исполнительным органам власти, органам мест-
ного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий.
Прокурорам в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре предоставляется
право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнитель-
ной власти, органов местного самоуправления. При этом прокурорское
участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е.
с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения ин-
формации по вопросам состояния преступности и законности, оценке рабо-
ты, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами.
Однако при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протес-
тов на заседаниях соответствующих органов он непосредственно участвует
в заседаниях. Такое участие предполагает наличие права прокурора высту-
пить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им
акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа
нарушенного закона.

Исходя из этих особенностей к формам взаимодействия прокуратуры с
представительными (законодательными) органами власти, органами ме-
стного самоуправления можно отнести следующие действия:
* взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с пре-
ступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений
и иным вопросам правоохранительной деятельности;
«3» совместная разработка и в последующем принятие соответствующим
органом комплексных программ по борьбе с преступностью, выпол-
нение этих программ;

«I» совместная деятельность по подготовке проектов нормативных пра-
вовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и право-
нарушениями;

*1* совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
*3» участие представителей соответствующих органов в координацион-
ных совещаниях руководителей правоохранительных органов;
*5* участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти,

местного самоуправления;

*1* предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных
правовых актов, принимаемых органами власти.
На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, глав-
ное, чтобы они строились с учетом требования о соблюдении законности,
в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы
положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.

Несколько иной характер взаимоотношений у прокуратуры с органами
контроля. Несмотря на различия в наименовании контролирующих орга-
нов (их называют органами межведомственного, специального контроля),
речь в данном случае идет о государственных образованиях, на которые
возложен надведомственный (внешний) контроль за исполнением зако-
нов на организационно не подчиненных им объектах. Это, как правило,
структурные подразделения (главные управления, департаменты, отделы,
инспекции) федеральных и региональных органов исполнительной влас-
ти, наделенные полномочиями осуществлять контрольные функции в оп-
ределенной области управления. Среди них выделяются государственные
комитеты, некоторые федеральные министерства, государственные феде-
ральные службы и надзоры. Они образованы специально для осуществле-
ния контрольных функций, для проведения проверок о соблюдении и ис-
полнении на конкретном объекте действующего законодательства,
целесообразности и эффективности использования предоставленных пол-
номочий. В настоящее время насчитывается свыше пятидесяти таких го-
сударственных образований.

Особенности правовой регламентации организации и деятельности
органов контроля заключаются в том, что их правовые статусы приня-
ты во исполнение и развитие федеральных законов и указов Президен-
та РФ.

С учетом организационно-правового статуса органов контроля проку-
ратура призвана строить отношения с ними так, чтобы обеспечить полу-
чение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и
обстоятельствах, способствующих нарушению законов; не подменяя ор-
ганов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направлен-
ных на выявление и устранение нарушений законов, анализировать ре-
зультативность актов прокурорского реагирования на выявленные
нарушения законов.

Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями,
с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить про-
верки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать
выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной дея-
тельности вопросов, а с другой стороны — прокуроры сами проверяют
законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер
для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к от-
ветственности.

Эти обстоятельства позволяют выделить следующие формы взаимо-
действия прокуратуры с органами контроля:

*!• взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения

нарушений законов;

*1» участие представителей органов контроля в рабочих группах по под-
готовке координационных совещаний руководителей правоохрани-
тельных органов, а также в работе таких совещаний;
•> привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в

прокурорских проверках;

*3» участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и
представлений.

На развитие форм взаимодействия прокуратуры с контролирующими
органами в определенной мере повлияет совершенствование функции про-
куратуры по осуществлению надзора за исполнением законов. При выбо-
рочном, избирательном характере этого надзора органы прокуратуры ос-
новное внимание должны будут уделять надзору за исполнением законов
самими органами контроля, особенно в части всесторонности и полноты
выявления ими нарушений, принятии мер по их устранению и наказанию
виновных. При ином, более широком предмете надзора, основные усилия
прокуратуры будут направлены на проверку исполнения законов собствен-
ными силами или с привлечением необходимых специалистов, в том числе
и работников органов контроля. Соответственно, в зависимости от направ-
ленности прокурорского надзора будут изменяться прежние и появляться
новые формы взаимодействия прокуроров с органами контроля.

Наши рекомендации