Исполнение поручений судов иностранных государств

По делам с участием иностранных лиц иногда возникает необходимость совершения отдельных процессуальных действий на территории другого государства. В этом случае следует использовать процедуру судебного поручения. Порядок исполнения поручений регулируется международным договором РФ, а при его отсутствии — федеральным законом. Основным документом о правовой помощи по гражданским и семейным делам является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.

Обращение суда одного государства к суду другого государства осуществляется путем:

а) непосредственного обращения к органу, выполняющему поручение, минуя промежуточную центральную инстанцию (предусмотрено Конвенцией государств Европейского союза от 26 мая 1997 г.);

б) обращения суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой, а оно направляет поручение суду своего государства;

в) обращения с судебным поручением к центральным органам юстиции иностранного государства.

Законодатель в ч. 1 ст. 407 ГГ1К приводит примерный перечень процессуальных действий, совершаемых в порядке судебных поручений. Это вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др. Если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо не входит в компетенцию суда, то оно не подлежит исполнению (ч. 2 ст. 407 ГПК).

Поручения иностранных судов исполняются судебными органами РФ по правилам российского процессуального законодательства (ст. 62, 63 ГПК), если иное не предусмотрено международным договором РФ. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение должно также руководствоваться законодательством своей страны. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей страны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны [184].

Судам в РФ предоставляется право обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении процессуальных действий на основании международных договоров РФ и федерального законодательства.

В российском судопроизводстве с участием иностранных лиц иностранные официальные документы принимаются судами РФ с переводом их на русский язык, заверенным в установленной форме, и при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Легализация —удостоверение МИД РФ о подлинности реквизитов документа. Иностранный документ может быть принят и без легализации, если об этом имеется соглашение между РФ и иностранным государством. В РФ с 1 мая 1992 г. действует Гаагская конвенция от 5 октября 1961 г., отменяющая требование легализации официальных иностранных документов (органов прокуратуры, секретаря суда, судебного исполнителя, нотариальные акты).

На иностранном документе должен быть проставлен апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Апостиль —специальная формализованная запись, выполняемая компетентным органом государства, в котором был выдан документ, и удостоверяющая подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с документом. В Российской Федерации апостиль проставляется органами юстиции.

Наши рекомендации