Предмет административного права. Как и любая другая отрасль права, административное право имеет свой предмет правового регулирования
Как и любая другая отрасль права, административное право имеет свой предмет правового регулирования, который наряду со специфическим методом правового регулирования позволяет определить юридическое предназначение и область применения его норм.
Советская и зачастую современная административно-правовая наука вполне определенно рассматривала государственное управление как область регулятивного воздействия административного права (Козлов Ю. М. предмет советского административного права. М., 1967. С. 5). При этом, однако, смысл, который вкладывался в понятие государственного управления, содержание этого ключевого понятие существенно изменилось.
Дело в том, что государственное управление с развалом советской административно-командной системы в значительной степени преобразовалось, приобрело новые качественные особенности. Более того, сформировались области социальной управленческой деятельности, осуществляемые в общественных интересах, но отличные от государственного управления (например, муниципальное управление). Особое значение имело также конституционное установление принципа разделения государственной власти и признание феномена исполнительной власти, определившие новую модель соотношения между государственной властью и государственным управлением.
В современной научной и учебной литературе содержатся следующие основные подходы в понимании предмета административного права.
1. И. И. Веремеенко предлагает отказаться рассматривать управленческие отношения в качестве предмета административного права, поскольку, по его мнению, сейчас нет органов государственного управления и государственного управления в узком смысле; Конституция Российской Федерации органы государственного управления не называет, а хозяйственная и социокультурная сферы выведены из прямого управления государственных структур. Склоняются к этой позиции, ссылаясь в том числе и на юридическую неопределенность понятия «государственное управление» в современных условиях, Б. В. Россинский, Б.Н. Габричидзе.
Подобное прочтение Конституции Российской Федерации и исключительно формалистский подход, не отражающий объективное существование управленческих отношений и изменение в современный период характера и методов государственного управления, вряд ли может быть признан научно обоснованным.
2. Второй подход представлен в работах Ю. М. Козлова, для которого государственное управление рассматривается как раз как сфера деятельности исполнительной власти. Административное право регулирует общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.
Согласно этому подходу, административное право регулирует сферу государственного управления, охватывающую все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни и любую государственно-управленческую деятельность, осуществляемую органами исполнительной власти, любые отношения с участием субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими управленческих функций.
При этом предмет административного права дополняется общественными отношения, в которых субъект исполнительной власти может отсутствовать, но заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, наделенной необходимыми полномочиями; общественными отношениями между различными звеньями системы исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; общественными отношениями, возникающими в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. В этих воззрениях выражается попытка цельного научного обозначения предмета административного права.
К сторонникам такого подхода можно отнести Н.М. Конина, который предлагает в качестве предмета административного права рассмотреть определенный род общественных отношений – организационные отношения, имеющие несколько предметных разновидностей.
3. Трудности, связанные с монистическим пониманием предмета административного права, предопределили поиск альтернативных подходов.
К. С. Бельский, А.В. Мингес, И.Ш.Килясханов усматривают особенность предмета административного права в его двойственности: различия обнаруживаются в отношениях в сфере государственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка, в отношениях регулятивных и охранительно-принудительных.
4. В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев в предмет административного права включают три группы общественных отношений. К примеру, Д.Н. Бахрах выделяет три группы общественных отношений – отношения, возникающие при осуществлении регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации; охранительной деятельности публичной администрации; административного судопроизводства судами.
Из всего множества приведенных точек зрения о предмете административного права ни одна не является безупречной и полностью не охватывает все многообразие общественных отношений, регулируемых административным правом на современном этапе развития российского общества. Но следует отметить, что и в советской административной правовой науке в условиях значительно более определенных по своей природе общественных отношений практически не были высказаны позиции, позволяющие всецело охватить предмет административного права. За пределами государственного управления оставались управленческие отношения с явно выраженной публичной составляющей и подлежащие административно-правовому регулированию.
По мнению основоположника Ленинградской (Петербургской) школы административного права Г. И. Петрова, предметом регулирования административного права являются управленческие общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и общественного управления3. Ученый впервые обозначил сопоставимый государственному управлению вид управления (публичного) – общественное управление, и включил его в орбиту административно-правового регулирования.
Данная позиция в понимании предмета административного права нами представляется принципиально верной, однако, с учетом значительных преобразований в управленческой сфере она нуждается в соответствующих уточнениях.
Так, в связи с либерализацией общественных отношений и признанием частных интересов и частной сферы управленческой деятельности правильнее будет определить предмет административного права как круг общественных отношений, складывающихся в сфере публичного управления. В свою очередь публичное управление проявляется в нескольких разновидностях (государственное управление, муниципальное управление, корпоративное публичное управление), в сфере осуществления которых полнее раскрываются особенности и специфика административно-правовых отношений.
//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 2. Понятие и содержание публичного управления
Управление (англ. – management, administration, франц. – administration, нем. - Verwaltung) представляет собой внешнее властное организующее и руководящее воздействие, которое связано с сознательным началом, интересами, целями, волей и деятельностью человека. В управлении все исходит от человека и ориентировано на него.
Управление осуществляется людьми и в зависимости от объекта управленческого воздействия выделяют: социальное управление (воздействие на других людей), биологическое управление (воздействие на животные и растительные организмы) и техническое управление (воздействие на технику и технологию). Главная особенность социального управления, отличающая его от иных видов управления, заключается в том, что в ходе его осуществления оказывается воздействие на волю и поведение людей.
Объектом исследования гуманитарных наук является социальное управление в различных его проявлениях, поэтому в рамках данных наук понятие «управление» используется именно в смысле социального управления. Исключением не является и наука административного права также ориентированная на исследование области социального управления.
В зависимости от характера и природы интереса, выраженного в управленческой деятельности, выделяются публичное управление, т.е. управление в публичных интересах, и частное управление – управление в интересах частных лиц. Однако выделение последнего вида управления в российской науке применительно к управленческим отношения, развивающимся в нашей стране, стало возможным лишь после значительных качественных преобразований в общественном строе. Реформы последних десятилетий способствовали тому, что частное управление на сегодняшний день объективно занимает существенную часть управленческой деятельности и управленческих отношений, развивающихся в современном российском обществе, и является объектом интенсивных исследований различных гуманитарных наук (социологии, психологии, экономики, менеджмента и др.).
Наука административного права ориентирована на исследование правовых отношений в области публичного управления.
Публичное управление характеризуется рядом черт, позволяющих отличить его от частного управления.
1. Основное предназначение публичного управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию публичной власти.
В основе любого социального управления лежит власть. Феномен власти характеризуется самостоятельностью, независимостью, господством и обязательностью предписаний властного субъекта по отношению к подвластному субъекту. В зависимости от источника власти и ее предназначения выделяются частная власть и публичная власть. Публичное управление опирается на публичную власть, и осуществляется как реализация публичной власти.
2. Публичное управление осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всех и каждого в целях достижения всеобщего блага.
Публичный интерес определяется субъектами публичной власти (народом, государством, органами государственной власти и др.) Как правило, публичный интерес или порядок его определения выражается в правовых формах высшей юридической силы: в Конституции и законах. В Конституции закрепляются важнейшие социальные ценности, правовые принципы и базовые нормы, служащие ориентиром для последующего законодательного регулирования и деятельности субъектов публичного управления. Управленческая деятельность частных лиц в публичных интересах является публичным управлением, а частные лица временно приобретают статус субъектов публичного управления и становятся участниками публично-правовых отношений, регулируемых публичным правом. В свою очередь за органами публичного управления, действующими от своего имени в решении хозяйственных вопросов обеспечения их деятельности признается частный интерес, и они становятся участниками частноправовых отношений, регулируемых частным правом.
3. Публичное управление осуществляется уполномоченными субъектами.
Субъект управления приобретает черты субъекта публичного управления при условии закрепления за ним возможности инициировать публично-управленческие отношения и наделения его в рамках данных отношений специальными управленческими полномочиями, правом и обязанностью действовать. Основными субъектами публичного управления являются органы публичного управления, специально созданные для осуществления публичных функций в установленной сфере публичного управления. Вместе с тем законодательством могут быть определены условия и порядок наделения частных лиц статусом субъектов публичного управления и делегирования им соответствующих полномочий.
4. Публичное управление является административно-властной деятельностью.
Содержанием публичного управления выступает административная власть, имеющая своим источником публичную власть. Однако в отличие от последней, административная власть не суверенна и не самостоятельна. Она подчинена публичной власти и не тождественна ей. Административная власть учреждается публичной властью и обладает силой ее воздействия. В условиях современного сложноорганизованного общества публичная власть реализуется посредством трансформации в административную власть.
//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); });
§ 3. Виды публичного управления. Муниципальное управление Одним из основных критериев классификации публичного управления выступает субъект управления. По этому основанию следует выделить государственное управление, муниципальное управление, общественное управление, корпоративное публичное управление и индивидуальное публичное управление. В научной литературе понятие «государственное управление» понимается в широком смысле и узком смысле. Как разновидность публичного управления государственное управление может пониматься исключительно в узком смысле. Государственное управление от иных видов публичного управления отличается рядом признаков. 1. Государственное управление осуществляется в целях обеспечения осуществления государственной власти. Государственная власть характеризуется такими чертами как суверенность; верховенство в обществе и универсальность. 2. Государственное управление осуществляется в государственных интересах. В государственных интересах аккумулируются совокупные потребности общества и представления об общем благе. 3. Государственное управление является административно-властной деятельностью. Субъекты государственного управления наделяются властными полномочиями, дающими право осуществлять управленческую деятельность от имени общества и требовать исполнения предписаний. 4. Государственное управление осуществляется только государственными органами. Государственно-административная власть организационно обособленна от государственной власти. т.е. государственную власть осуществляют органы государственной власти, а государственно-административную власть – административные (исполнительные) органы. Однако в ряде случаев органы государственной власти также наделяются административными функциями, например, суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации при организации деятельности федеральных органов исполнительной власти. 5. Государственное управление в сложноорганизованном федеративном государстве подразделяется на федеральное государственное управление, осуществляемое уполномоченными федеральными государственными органами, и государственное управление субъектов федерации (региональное государственное управление), осуществляемое уполномоченными государственными органами субъектов федерации. В условиях демократического общества муниципальное управление является той разновидностью публичного управления, в рамках которого решается большая часть публичных дел. Муниципальное управление от иных видов публичного управления отличается следующими особенностями. 1. Муниципальное управление осуществляется в целях обеспечения осуществления муниципальной власти. Муниципальная власть является самостоятельным видом публичной власти и реализуется независимо от государственной власти по вопросам местного значения. 2. Муниципальное управление осуществляется в интересах местного сообщества. Концепция местного самоуправления исходит из признания интересов населения муниципального образования, обусловленных местными традициями, обычаями и прочими особенностями, отличными от общегосударственных интересов. 3. Муниципальное управление является административно-властной деятельностью. Субъекты муниципального управления наделяются властными полномочиями, дающими право осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность от имени местного сообщества и требовать исполнения его предписаний. Содержанием муниципального управления является муниципально-административная власть, имеющая своим источником муниципальную власть. При этом муниципальная власть и муниципально-административная власть ввиду близости к местному населению, как правило, организационно не обособлены. Например, представительный орган муниципального образования осуществляет муниципальную власть, а его органы (комиссии) муниципальное управление, т.е. организуют исполнение принятых представительным органом местного самоуправления решений. 4. Муниципальное управление осуществляется населением непосредственно либо органами местного самоуправления. Муниципальное управление осуществляют лишь те органы местного самоуправления, которые наделены муниципально-административной властью. Например, при организационном обособлении исполнительно-распорядительной деятельности путем учреждения местной администрации и иных исполнительных органов местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления может быть отстранен от муниципального управления. Он представляет и выражает интерес местного населения посредством осуществления муниципальной власти. Муниципальное управление может осуществляться на территориальном и поселенческом уровнях. Таким образом, под муниципальным управлением следует понимать административно-властную деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, осуществляемую в интересах местного населения для обеспечения реализации муниципальной власти. Общественное управление является важнейшей составляющей автономно и самостоятельно развивающегося гражданского общества, в рамках которого граждане объединяются на основе общности их интересов, образуют новые институты общественной власти, определяют свои групповые интересы и осуществляют организационную деятельность по их осуществлению. Общественное управление по сравнению с другими видами публичного управления обладает следующими особенностями. 1. Общественное управление осуществляется в целях обеспечения осуществления общественной власти. Общественная власть представляет собой разновидность публичной власти и формируется в результате объединения граждан в единую общность, преследующую определенные групповые цели и имеющая социально значимые интересы. Общественная власть выражается в учредительных возможностях объединяющихся граждан, в определении ими организации органов общественных организаций, программ и направлений их деятельности и т.д. 2. Общественное управление осуществляется, прежде всего, в интересах определенной социальной общности. Вместе с тем указанные интересы созвучны с общесоциальными. Это могут быть политические, социальные, культурные, духовные интересы, реализуемые в порядке самоорганизации граждан. 3. Общественное управление является исполнительной деятельностью, в результате которой создаются социальные блага и оказываются общественные услуги. Участие в этой деятельности и пользование ее результатами определяется другими лица на добровольной основе. Вместе с тем внутренняя организационная деятельность общественного объединения может носить исполнительно-властный характер и, если она непосредственно связана с осуществление социальных интересов, ради которой была сформирована данная общность людей, ее следует рассматривать как составную часть общественного управления. Кроме того, общественное управление может носить административно-властный характер в тех случаях, если соответствующим общественным объединениям были делегированы административно-властные функции. Следовательно, можно выделить такие разновидности общественного управления как административно-властное и невластное общественное управление. 4. Общественное управление осуществляется органами общественного объединения. Учредителями общественного объединения определяется в соответствии с действующим законодательством система органов общественного объединения и их правомочия. При этом общественная власть и общественное управление могут быть организационно обособлены, т.е. осуществляемы различными органами общественного объединения. Корпоративное публичное управление обладает следующими специфическими свойствами. 1. Корпоративное публичное управление осуществляется уполномоченными государственными, муниципальными и частными корпорациями (организациями, предприятиями, учреждениями). Это этот признак указывает на то, что участие в публичном управлении корпорациями определяется не произвольно, а с разрешения государственных, муниципальных органов и органов общественных объединений и в рамках предоставляемых правомочий. 2. Корпорации осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих правомочий. Самостоятельность корпораций обеспечивается посредством их имущественной обособленности, признания правосубъектности, наделения кругом охраняемых прав. 3. Корпоративное публичное управление осуществляется в публичных интересах. При этом соответствующая корпорация может действовать в зависимости от своей публичной правоспособности в государственных, муниципальных или общественных интересах. Так, государственные корпорации, как правило, действуют в государственных интересах, муниципальные корпорации – в интересах муниципального образования, а частные корпорации в зависимости от характера правомочий могут действовать как в государственных, так и муниципальных и общественных интересах. 4. Корпоративное публичное управление является организационной деятельностью по производству материальных благ и оказанию публичных услуг. Само производство и оказание этих благ и услуг осуществляется, как правило, в рамках частного управления, посредством участия корпораций в частноправовых отношениях, а публичную составляющую корпоративного управления образует организационная деятельность, выполняемая в публичных интересах. 5. Корпоративное публичное управление является административно-властной деятельностью. По общему правилу корпорация осуществляет властные функции по отношению к своим структурным подразделениям и зависимым предприятия, организациям, учреждениям. Однако, корпорации могут быть наделены государственными, административно-властными муниципальными полномочиями для осуществления публичных функций в вверенных им вопросах управления. В отличие от государственного управления, под муниципальным публичным управлениемследует понимать административно-властную деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, осуществляемую в интересах местного населения для обеспечения реализации муниципальной власти, под общественным публичным управлением – управление, осуществляется органами общественного объединения. Учредителями общественного объединения определяется в соответствии с действующим законодательством система органов общественного объединения и их правомочия. При этом общественная власть и общественное управление могут быть организационно обособлены, т.е. осуществляемы различными органами общественного объединения. Под корпоративным публичным управлением в свою очередь понимается организационная деятельность по производству материальных благ и оказанию публичных услуг уполномоченными государственными, муниципальными и частными корпорациями (организациями, предприятиями, учреждениями). По общему правилу корпорация осуществляет властные функции по отношению к своим структурным подразделениям и зависимым предприятия, организациям, учреждениям. Однако, корпорации могут быть наделены государственными, административно-властными муниципальными полномочиями для осуществления публичных функций в вверенных им вопросах управления. Индивидуальное публичное управление представляет собой реализацию административно-властных полномочий физическими лицами, наделенными управленческими функциями для осуществления государственной, муниципальной и общественно значимой деятельности либо путем передачи конкретному лицу, обладающего определенными профессиональными, личными и деловыми качествами полномочий для организации деятельности в целях решения определенных вопросов, либо путем наделения на основании закона неопределенного круга физических лиц правомочиями по осуществлению управленческой деятельности в неординарных условиях (стихийные бедствия, катастрофы, кризисные ситуации, правонарушения и пр.). По сферам управленческой деятельности можно выделить публичное управление · в сфере экономики (управление отраслями экономики: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, связью, финансами, торговлей и т.д.), · в социальной сфере (здравоохранения, образования), · в сфере культуры (образования, науки и других сфер культуры), · в сфере безопасности общества (управление обороной, внутренними делами, иностранными делами, борьбой с преступностью, обеспечением законности и правопорядка и проч.). По направленности управленческого воздействия можно говорить о внешнем и внутреннем публичном управлении. При осуществлении внешнего публичного управления управленческому воздействию подвергаются объекты управления, находящиеся вне субъекта управления; а внутреннее публичное управление связано с организацией субъекта управления, наделением его полномочиями, определением порядка их осуществления и пр. По степени концентрации административной власти следует обозначить концентрированное и деконцентрированное публичное управление. Концентрированное публичное управление связано с наделением определенного субъекта публичного управления всеми функциями и полномочиями в области управления; а деконцентрированное публичное управление предполагает распределение административной власти между различными субъектами публичного управления. Так, до реформы системы федеральных органов исполнительной власти федеральные министерства наделялись всей полнотой функций и полномочий в определенной отрасли управления, а после реформы осуществляемая ими административная власть была распределена также между федеральными службами и федеральными агентствами. По степени зависимости от публичной власти следует указать централизованное публичное управление и децентрализованное (автономное) публичное управление. Управленческая деятельность органов публичного управления непосредственно подчиненных органам публичной власти является централизованным публичным управлением. Таковой была управленческая деятельность исполкомов, подчиненных советам народных депутатов, такой является деятельность федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, подчиненных Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации, а также Управления судебного департамента, подведомственного Верховному Суду Российской Федерации и т.д. Децентрализованное (автономное) публичное управление осуществляется органами публичного управления автономно от органов публичной власти. Например, управленческая деятельность прокуратуры, Центрального банка, Счетной палаты, Пенсионного фонда и пр. Органы публичной власти по отношению к таким органам публичного управления наделяются лишь контрольными полномочиями. В зависимости от территориальных пределов осуществления публичное управление подразделяется на общегосударственное (на всей территории страны), региональное (в пределах территории субъекта Российской Федерации, группы субъектов российской Федерации), местное (на части территории субъекта российской Федерации и в поселениях) и локальное публичное управление (на части территории поселений и в населенных пунктах). //function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); |
Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия" |
§ 4. Разделение властей и государственное управление В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание (статья 94 Конституции Российской Федерации), исполнительную – Правительство (статья 110 Конституции Российской Федерации), судебную – суды (статья 118 Конституции Российской Федерации). Государственную власть Российской Федерации осуществляет и Президент Российской Федерации (статья 11 Конституции Российской Федерации), который ни к одной ветви власти не отнесен, но наделен полномочиями, относимыми к разным видам государственной власти и аккумулированными в институте президентства для обеспечения системы сдержек и противовесов, а также единства государственной власти. Государственная власть субъектов Российской Федерации также должна быть организована на основе разделения на ветви власти. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации формируются государственные органы законодательной и исполнительной власти. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе» судебную власть на территории субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. К судам субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, входящие в систему судов общей юрисдикции, и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Поскольку государственное управление имеет своим предназначением обеспечение осуществления государственной власти, то разделением властей определяется и разделение, специализация государственного управления. Во-первых, государственное управление разделяется на федеральное государственное управление и государственное управлениесубъектов РФ. Федеральное государственное управление имеет своим предназначением обеспечение осуществления федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации и воплощения в жизнь общенациональных интересов; региональное государственное управление направлено на обеспечение осуществления государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их территорий и реализацию региональных интересов. При этом региональное государственное управление осуществляется автономно по отношению к федеральному государственному управлению, а органы государственного управления субъектов Российской Федерации действуют самостоятельно и независимо от федеральных органов власти и управления. Во-вторых, и федеральное государственное управление и региональное государственное управление подразделяются по видам государственной власти на государственное управления по обеспечению осуществления законодательной власти, государственное управления по обеспечению осуществления исполнительной власти и государственное управления по обеспечению осуществления судебной власти. Например, обеспечение осуществления судебной власти выполняется органами судейского сообщества, Управлением судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, аппаратами судов, Администрацией Президента Российской Федерации и т.д. В-третьих, осуществление власти конкретным органом государственной власти обеспечивается соответствующей автономно реализуемой государственно-управленческой деятельностью. Так, осуществление Президентом Российской Федерации своей власти обеспечивается деятельностью Администрации Президента Российской Федерации и подведомственными ему федеральными исполнительными органами государственной власти. Точно также реализация компетенции Правительства Российской Федерации обеспечивается аппаратом Правительства Российской Федерации и подведомственными ему федеральными исполнительными органами государственной власти, а осуществление полномочий Государственной Думы, Совета Федерации, судов обеспечивается аппаратами соответствующих органов государственной власти. При этом государственное управление по обеспечению реализации государственной власти соответствующим органом государстве6нной власти осуществляется самостоятельно и независимо от иных видов государственно-управленческой деятельности. В-четвертых, разделение властей и формирование механизма сдержек и противовесов является необходимым условием для выведения из подведомственности политической власти (законодательной и исполнительной) и формирования подлинно самостоятельных видов государственно-управленческой деятельности. Например, прокурорский надзор, осуществляемый органами прокуратуры, финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой, государственное управление банковским делом, осуществляемое Центральным Банком, государственное управление в области защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляемое Уполномоченным по правам человека и т. д. //function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); |
Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия" |
§ 5. Государственное управление и исполнительная власть С момента провозглашения принципа разделения властей и признания самостоятельной сущности исполнительной власти в российской науке административного права одной из наиболее острых остается проблема соотношения исполнительной власти и государственного управления. На сегодняшний день сложились два основных подхода в ее разрешении. Одни исследователи полагают, что поскольку Конституция Российской Федерации не содержит понятия государственное управление, то существование данного феномена отрицается либо заменяется понятием «исполнительная власть». Следовательно, исследуемые понятия в лучшем случае можно рассматривать как тождественные. Другие исходят из того, что государственное управление является объективно существующим феноменом независящим от упоминания в Конституции и законодательстве. При этом исполнительная власть не тождественна государственному управлению. Исполнительная власть реализуется в нем. Государственное управления является формой практической реализации исполнительной власти. Чтобы точнее определить соотношение государственного управления и исполнительной власти необходимо обратиться к исследованию природы исполнительной власти. Следует различать исполнительную власть в политическом смысле и исполнительную власть в административном смысле. Исполнительная власть в политическом смысле характеризуется следующими признаками. 1. Исполнительная власть является одним из трех видов государственной власти, наряду с законодательной властью и судебной властью. Исполнительная власть появляется и существует только в условиях разделения властей. Ее природа неразрывно связана с законодательной и судебной властями. При отрицании сущности одной из этих властей отрицается сущность исполнительной власти и наоборот. 2. Исполнительная власть является верховной властью. По своему значению она сопоставима и с законодательной властью и с судебной властью. В компетенционных пределах осуществления исполнительной власти нет власти выше ее, за исключением учредительной власти народа. 3. Исполнительная власть также как и законодательная, судебная власть непосредственно зиждется на народовластии и черпает из него свою силу и властный потенциал. Исполнительная власть учреждена волей народа, выраженной в Конституции. 4. Исполнительная власть осуществляется уполномоченными государственными органами – государственными органами исполнительной власти. В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно другим положениям Конституции РФ отдельными функциями исполнительной власти наделяется и Президент Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации исполнительную власть осуществляют государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: высшее должностное лицо (губернатор, президент, мэр) субъекта Российской Федерации, высший государственный орган исполнительной власти) и иные государственные органы в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации. 5. Исполнительная власть осуществляется самостоятельно и независимо от иных видов государственной власти. Органы законодательной и судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию органов исполнительной власти. 6. Исполнительная власть имеет своим предназначением исполнение Конституции и законов. Посредством исполнительной власти реализуется воля народа, выраженная в акте народовластия – Конституции, и воля государства, оформленная в нормативном правовом акте государства – законе. Отсюда и самоназвание рассматриваемого феномена «исполнительная власть». Исполнительная власть в административном смысле или административная власть обладает следующими особенностями. 1. Исполнительная (административная) власть производна от публичной власти (государственной, муниципальной либо общественной). Она учреждается и наполняется содержанием соответствующими органами публичной власти. Иными словами административная власть имеет своим источником власть публичную. 2. Исполнительная (административная) власть подчинена публичной власти. Властные предписания субъектов публичной власти обязательны для субъектов административной власти. Так, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обязательны для федеральных органов исполнительной власти. 3. Исполнительная (административная) власть обладает силой и мощью публичной власти. Предписания, проистекающие из административной власти, обязательны для их адресатов. Неисполнение предписаний влечет неблагоприятные последствия. 4. Исполнительная (административная) власть осуществляется уполномоченными публичной властью субъектами управления. Административная власть может осуществляться государственными, муниципальными, общественными и корпоративными органами публичного управления, а также индивидуальными субъектами публичного управления. В практической деятельности этих субъектов реализуется соответствующий вид административной власти: государственная, муниципальная, общественная, корпоративная и индивидуальная. 5. Исполнительная (административная) власть имеет своим предназначением обеспечение осуществления публичной власти во всех ее разновидностях. Таким образом, определение соотношения государственного управления и исполнительной власти зависит от того, какое смысловое значение вкладывается в понятие «исполнительная власть». quest3Соотношение государственного управления и исполнительной власти в политическом смысле заключается в том, что посредством государственно-управленческой деятельности обеспечивается осуществление государственной власти, в том числе, и исполнительной власти; а соотношение государственного управления и исполнительной (административной) власти выражается в том, что государственное управление является формой практической реализации государственной административной власти. //function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); |