Юридическая техника: понятие и основные
ТРЕБОВАНИЯ
Процесс издания или отмены нормативных актов, внесение в них изменений идет постоянно, поскольку необходимо совершенствование законодательства в целях наиболее адекватного регулирования общественных отношений. В этой деятельности следует соблюдать определенные правила, которые получили название «юридическая техника».
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Объектом юридической техники является текст нормативного документа, законодатель использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
I. Приемы законодательной техники:
а) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы). Здесь речь идет, прежде всего о терминах, конструкциях, символах, неопровержимых презумпциях и фикциях;
б) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способах изложения норм, о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона и др.;
в) структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно
должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения. Кодексы, как
правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно делятся на статьи, а те в свою очередь - на части; акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - на пункты;
г) процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых
актов). Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, первое, второе и третье чтения законопроекта и др.;
д) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования, порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная сила закона и др.;
е) систематизации законодательства. В строгом смысле слова это уже не законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей обработкой
нормативного правового материала. Речь идет о правилах, приемах и средствах
кодификации, инкорпорации, консолидации.
II. Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:
1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «исключительный цинизм» и др.;
5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);
6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
Приемы юридической техники:
- приемы фиксации официальных реквизитов правовых актов (статус акта, дата его принятия, регистрационный номер, название акта, обозначение органа, принявшего акт, подпись правомочного должностного лица);
- приемы структурной организации правового акта (составление акта с выделением вводной, общей и специальной частей, нумерацией его разделов, глав, статей, пунктов и т.д.
III. Средства юридической техники:
1. Юридические термины – это словесное обозначение правовых понятий, применяемых в нормативном или ином акте.
Юридические термины (лат. terminus — «предел, граница») - это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.
Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна.
Все юридические термины делятся на три группы:
1. Общеупотребительные термины - слова обычного литературного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.
2. Специальные юридические термины - это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: «правоотношения», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем («алименты», «иск», «договор», «правоспособность» и др.).
3. Специальные неюридические термины - это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика», «эпизоотия», «венерическая болезнь» и др.). Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются.
Юридическая терминология должна отвечать требованиям: точности в обозначении того или иного понятия; единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько значений); краткости, ясности и простоты.
2. Юридические конструкции –это специфическое построение нормативно-правового материала, складывающееся из определенного сочетания методов, способов, типов правового регулирования общественных отношений.
Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.
Сфера и особенности регулируемых правом общественных отношений определяют и тип связи нормативного правового материала, иными словами, своеобразие той или иной юридической конструкции. Для гражданского права, имеющего дело главным образом с имущественными отношениями, типичны такие юридические конструкции, как «договор», «право собственности», «добросовестный владелец» и др. Уголовное право, имеющее своим предметом преступление и наказание, оперирует конструкциями состава преступления, невменяемости, освобождения от уголовной ответственности и т. д.
3. Правовые символы -это закрепление законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.
Символика - своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности. Символам как разновидности искусственных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие.
Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых систем. Используются юридические символы и в современных законодательных системах.
В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн как символы государства, вставание присутствующих в зале судебного заседания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом России присяги как символа служения народу и т. д.
IV. Виды юридической техники:
1. Правотворческая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов и средств подготовки и упорядочения нормативно-правовых актов;
2. Интерпретационная техника – это совокупность правил, приемов и средств подготовки и упорядочения интерпретационных актов (актов толкования);
3. Правоприменительная техника – это совокупность правил, приемов и средств подготовки и упорядочения правоприменительных актов.
От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.
К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.
ВЫВОДЫ
Нормотворчество в правовой сфере – государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.
Изначально право формируется естественно исторически, до и независимо от деятельности законодателя. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественных потребностей и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразования формально определенное предписание общего характера, и является правовым нормотворчеством.
Создавая законы и другие нормативные правовые акты, государство закрепляет общеобязательные правила поведения и, обеспечивая их реализацию, вносит тем самым порядок и организованность в жизнь общества, вытесняя отжившие общественные отношения, совершенствуя существующие и развивая новые.
Законодательство любого государства представляет собой сложную систему взаимосвязанных нормативных правовых актов, которая постоянно трансформируется, отражая динамику развития общественных отношений.
Изменение политических, экономических, социальных условий приводит к тому, что правовые нормы, верно отражавшие общественные потребности, устаревают, утрачивают эффективность и даже приносят вред.
В связи с этим возникает необходимость в принятии новых нормативных актов, внесении в них изменений, отмене устаревших. Обширный и все возрастающий объем законодательного материала порождает повторяемость и противоречивость, делает затруднительным его использование не только гражданами и должностными лицами, но и специалистами-юристами. Таким образом, характер текущего правотворчества и состояние действующего законодательства, его сложность, подвижность и известная хаотичность обусловливают необходимость совершенствования и упорядочения нормативных актов, приведения их в определенную систему.
В результате правотворческой деятельности государства создаются нормативные и организационные правовые гарантии, от которых в значительной степени зависит состояние законности и правопорядка в стране.
Соблюдение принципов как права в целом, так и самого нормотворчества в деятельности государства по созданию, упорядочению законодательства, восполнению пробелов в праве на федеральном и региональном уровне является неотъемлемой частью реализации законности на пути построения демократического социального государства, высшая ценность которого соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.