Гражданин как субъект административного права
1. Роль гуманитарного права (Ю.А.Тихомиров) в обеспечении и реализации административно-правового статуса человека и гражданина в России (права и обязанности, либо только права, либо только обязанности, например в сфере лицензирования, паспортно-визовой системы, разрешительной). Несовершеннолетний как субъект административного права. В Большой советской энциклопедии (1972 г.) несовершеннолетние, дети – лица, не достигшие совершеннолетия. Периоды детства подразделяются на следующие возрасты: младенческий – до 1 года; предшкольный (ясельный) – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 до 7 лет (в настоящее время до 6 лет – В.В.); младший школьный – от 7 (в н.в. от 6) до 12 лет; средний школьный – от 12 до 14 лет; старший школьный – от 14 до 17 лет (в н.в. возможно и до 18 лет).
В ФЗ РФ от 24.VII.1999г. используется понятие: лицо, до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетие).
История административного законодательства свидетельствует о перманентном характере необходимой защиты несовершеннолетних и практики закрепления минимального возраста, по достижении которого человек обретает полную правоспособность. Дети после 16 лет быстро созревают для осознания жизненной информации, во многих странах это привело к тому, что возраст совершеннолетия изменен в сторону уменьшения.
2. Общий (status Negetivis) право на жизнь, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность; право лица на разрешение судом вопроса о его задержании (habeus corpus), равенство перед законом и судом; равенство независимо от расы и национальности; равенство женщины и мужчины; право на защиту своей чести и доброго имени; право на физическую и психологическую свободу; тайна коммуникаций (вынуждение разглашение: борьба с преступностью, при защите здоровья граждан, ЧП и военное положение); особое отношение к персональным данным; право на передвижение, выбор места жительства и места пребывания, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения; культурную самоидентификацию, свободу совести. Административный статус может зависеть от желания гражданина (получение визы, поступление в ВУЗ), а может и не зависеть от его желания (досмотр перед таможней и т.д.).
Социально-экономические права: частная собственность, свобода предпринимательства, свобода литературного, художественного и научного творчества, право на образование, свобода слова и мнений, цензура недопустима, отсутствие цензуры не есть вседозволенность, ограничения связанные с государственной и другими видами тайн (играют роль воспитание, здравый смысл, добропорядочность).
3. Status Positivus – обращение в судебные и иные государственные и общественные органы по защите прав человека и гражданина.
4. Status activus – политические права: принадлежность гражданина как субъекта политического сообщества; участие в госуправлении; право на госслужбу; внесение предложений; участие в политических партиях; на участие, помощь, содействие со стороны государственных организаций; право на защиту, подачу жалобы, заявления (ходатайство); право на профессиональную юридическую помощь; индивидуальные и коллективные обращения, анонимные обращения не подлежат рассмотрению (кроме случаев о терактах и других преступлениях); особенности жалоб, направляемых в вышестоящие органы и инстанции, когда жалоба направляется в орган, действие которого обжалуются; обращения военнослужащего подлежат рассмотрению по подчинению, жалобы могут направляться и в военный суд;
5. Обязанности граждан в сфере государственного управления (соблюдение законов и подзаконных актов, распространяется и на иностранцев и на лиц без гражданства); соблюдение государственной и служебной дисциплины; охрана природы; получение разрешений, лицензий; соблюдение специальных запретов; воинская обязанность (от 18 до 27 лет, не призываются прошедшие в/с, имеющие кандидатскую или докторскую степень, окончившие вузы, где имеются определенные военные кафедры, отсрочка при наличие 2 детей или 1 ребенка, если мужчина сам воспитывает, альтернативная гражданская служба).
6. Некоторые особенности обращений как элементы административно-правового статуса. Срок рассмотрения не более 1 месяца со дня поступления, не требующие проверки – безотлагательно, но не более 15 суток. Решения, принятые по обращениям могут быть обжалованы в вышестоящий госорган или суд. Жалоба может быть направлена жалобщиком и в орган принявшим решение.
7. Административные ограничения прав и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства (не могут избирать и быть избранными, принимать участие в общем референдуме, занимать государственные должности, посты, не несут воинской обязанности и некоторые другие). Они могут быть выдворены в строгом соответствии с административным законодательством за пределы РФ, может быть отклонено ходатайство о въезде на территорию Российской Федерации (защита государственных интересов России, если ранее ими были нарушены правила и сроки пребывания, нарушались нормы безопасности, не представлены необходимые документы). Они не могут выезжать за пределы места пребывания или жительства (возбуждено уголовное дело, осужден, не выполнены имущественные обязательства перед РФ).
8. Административно-правовые гарантии (экономические, политические, социальные, юридические). Гарантии - предусмотренные законом и подзаконными актами средства, способы, механизм обеспечения, осуществления прав и выполнения обязанностей.
9. Способы обеспечения прав и свобод: явочный порядок (сообщение); заявительный, разрешительный (лицензии), режим судебного обеспечения.
10. Субъекты защиты прав и свобод: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, Уполномоченный по правам человека, институты гражданского общества, прокуратура, суд, специальные службы органов государственного управления, профессиональная юридическая служба.
Тема 9