Понятие правового акта управления, их классификация

Акт гос. У. —это подзаконное офиц. решение, принятое органом У. (должностным лицом) в односторонне-властном порядкеи с соблюдением установл. процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, обле­ченное в предусмотренную законом форму и порождаю­щее юридические последствия.

Отличительные черты правовых актов управления:

1) возникают в процессе деятельности органа исполнительной власти, в интересах реа­лизации задач и ф-ций этой власти, выражают волю гос-ва, влекут юр-ски значимые последствия;

2) издаются только полномочными субъектами испол­нительной власти; являются односторонними властными волеизъявлениями;

3) носят подзаконный характер;

4) императивны: содержат в себе юридически-власт­ное предписание субъекта исполн.власти, обяза­тельное для адресата;

5) определяют правила должного поведения в сфере управления;

6) должны быть надлежащим образом оформлены для придания им формы правового акта;

7) м.б. в установленном порядке опротестованы или обжалованы;

8) в случае несоблюдения содержащихся в них юр-ски властных предписаний наступает ответственность виновной стороны.

В зависимости от своих юр. свойств акты управ­ления подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты— важнейший вид правовых актов, с принятием которых возникают новые правовые нормы, изменяются или отменяются действовавшие ранее и т.п. Норм. акт вводит юр. нормы в прав. с-му, является непосредственным способом выраже­ния и закрепления государственной воли.

Они содержат общ. прави­ла, устанавливающие правосп-сть и деесп-сть граждан, гос. и негос. орг-­ций в разл. отраслях управления, определяют д-сть учреждений, п/п и организаций, а так­же поведение должностных лиц и гр. в сфере исп. власти

Осн. признак – возм-сть их неоднокр. примен. и ох­ват содерж. в нем предписаниями индив.-неопредел. S- ов, т.е. отсутствие конкр. адресата.

Индивидуальные акты- это акты применения норм права к конкретным общественным отношениям, один из способов реализации правовых норм. Они выступают в ка­честве юр. фактов — порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Отличительной особенностью-явл. их инд. х-р. Его проявления, признаки закл. в след.: конкрет­ность предписаний, адресование их персонально опреде­ленным S-ам, регулирование конкр. отношений, однокр-сть реализации. Соотношение нормативных и индивидуальных актов управления в общем плане м.б. охар-но как полное и безусловное соответствие индивидуальных актов актам нормативным.

Классификация актов управления по органам, их издающим:

— декр., указы и распоряжения Президента Респуб­лики Беларусь;

— постановления Сов. Мин. и распоряжения Премьер-министра;

— постан., приказы, инстр., распоряж. и ин. акты мин-в (министров), гос. Ком. (председат. госком.), ком. при СМ;

— реш. местных исп. Ком. и мест­ных адм-ций; распор. председателей исп. комитетов (глав местных администраций);

— приказы и распоряжения руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исп. Ком. и администраций, рук-лей опред. п/п, учреждений и организаций.

По сроку действия: бессрочные (с неопр. сроком дей­ствия); срочные; временные. По терр. действия: акты У, действующие в масштабе всей страны; акты У, действующие в масштабе административно-территориаль­ной единицы.

Наши рекомендации