Понятие правового акта управления, их классификация
Акт гос. У. —это подзаконное офиц. решение, принятое органом У. (должностным лицом) в односторонне-властном порядкеи с соблюдением установл. процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
Отличительные черты правовых актов управления:
1) возникают в процессе деятельности органа исполнительной власти, в интересах реализации задач и ф-ций этой власти, выражают волю гос-ва, влекут юр-ски значимые последствия;
2) издаются только полномочными субъектами исполнительной власти; являются односторонними властными волеизъявлениями;
3) носят подзаконный характер;
4) императивны: содержат в себе юридически-властное предписание субъекта исполн.власти, обязательное для адресата;
5) определяют правила должного поведения в сфере управления;
6) должны быть надлежащим образом оформлены для придания им формы правового акта;
7) м.б. в установленном порядке опротестованы или обжалованы;
8) в случае несоблюдения содержащихся в них юр-ски властных предписаний наступает ответственность виновной стороны.
В зависимости от своих юр. свойств акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативные акты— важнейший вид правовых актов, с принятием которых возникают новые правовые нормы, изменяются или отменяются действовавшие ранее и т.п. Норм. акт вводит юр. нормы в прав. с-му, является непосредственным способом выражения и закрепления государственной воли.
Они содержат общ. правила, устанавливающие правосп-сть и деесп-сть граждан, гос. и негос. орг-ций в разл. отраслях управления, определяют д-сть учреждений, п/п и организаций, а также поведение должностных лиц и гр. в сфере исп. власти
Осн. признак – возм-сть их неоднокр. примен. и охват содерж. в нем предписаниями индив.-неопредел. S- ов, т.е. отсутствие конкр. адресата.
Индивидуальные акты- это акты применения норм права к конкретным общественным отношениям, один из способов реализации правовых норм. Они выступают в качестве юр. фактов — порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Отличительной особенностью-явл. их инд. х-р. Его проявления, признаки закл. в след.: конкретность предписаний, адресование их персонально определенным S-ам, регулирование конкр. отношений, однокр-сть реализации. Соотношение нормативных и индивидуальных актов управления в общем плане м.б. охар-но как полное и безусловное соответствие индивидуальных актов актам нормативным.
Классификация актов управления по органам, их издающим:
— декр., указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;
— постановления Сов. Мин. и распоряжения Премьер-министра;
— постан., приказы, инстр., распоряж. и ин. акты мин-в (министров), гос. Ком. (председат. госком.), ком. при СМ;
— реш. местных исп. Ком. и местных адм-ций; распор. председателей исп. комитетов (глав местных администраций);
— приказы и распоряжения руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исп. Ком. и администраций, рук-лей опред. п/п, учреждений и организаций.
По сроку действия: бессрочные (с неопр. сроком действия); срочные; временные. По терр. действия: акты У, действующие в масштабе всей страны; акты У, действующие в масштабе административно-территориальной единицы.