Уголовное право Индии. Источники. Влияние на уголовное право развивающихся стран

Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур. Единой индийской правовой культуры и правовой системы не существует, индийское право полисистемно. Большинство его отраслей сложилось под воздействием английского права в период британского владычества, эти отрасли образуют в совокупности общенациональное право индийского государства. В связи с этим можно утверждать, что Индия входит в семью общего права (англо-американскую правовую семью). Наряду с национальным правом территориального характера, которое применяется ко всем лицам вне зависимости от расы и вероисповедания, в Индии продолжают действовать лично-религиозные системы индусского и мусульманского права. Индусское право - это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Как и мусульманское право, оно связано с религией и изначально было направлено на регламентацию всех аспектов общественной жизни лиц, исповедующих индуизм. В широком смысле понятие «индус» включает не только лиц, исповедующих индуизм, но и тех, кто, не будучи приверженцем этой религии, согласен руководствоваться в своей жизни индусским правом (при условии, однако, что они не являются христианами, мусульманами, парсами или иудеями). Индусская система права - одна из древнейших в мире. Веды сборники индийских религиозных песен, молитв и гимнов, созданные во II тысячелетии до н.э. и позже, - содержат древнейшие тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным. Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Создание «смрити» предположительно относится к периоду между 800 и 300 г. до н.э. Еще позднее появились «дхармасутры» - первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила (на санскрите - дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали и права. Их выполнение, по представлениям индусов, обеспечивает счастливое переселение души после смерти. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью. Дальнейшее развитие права связано с «дхармашастрами» - обширными сводами правил, которые приписывают известным ученым. Наиболее известны из них «Законы Ману» - составленный в форме стихов сборник правил II в. до н.э., приписываемых царю Ману. Здесь содержится относительно упорядоченная сумма правил, которые можно назвать юридическими. Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет «священные», «брахманские», хотя по сути они являлись сборниками религиозно-правовых и обычно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. От дхармашастр неотделимы и другие сборники - нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз - разъяснить смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между различными дхармашастрами. Одни нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только отдельные институты. Даты составления нибандхаз находятся где-то между XI и концом XVII в. В отличие от европейских государств, где право по мере развития освобождалось от религиозных форм, в Древней Индии правовые институты и нормы, как и в мусульманском праве, развивались в религиозной оболочке. В XI-XII вв. постепенно сформировались школы индусского права, отличающиеся различным подходом к регулированию: права наследования, правового режима имущества членов нераздельной большой семьи и раздела семейного имущества. Основными в индусском праве были школа Даябхага в Бенгалии и школа Митакшара с несколькими ответвлениями.Основным источником классического индусского права доколониального периода оставались труды правоведов, в частности «смрити», комментарии к ним и юридические сборники. По содержанию это было всеобъемлющее и систематизированное обычное право, действующее среди индусов. В качестве источников права признавались также старинные местные обычаи, которым с давних времен следовали определенные касты, роды или семьи. Эти обычаи не только должны были учитываться судьей при толковании норм «смрити», но и могли иметь приоритет. В определении обычаев, заслуживающих правового признания, основную роль играли жрецы-юристы. Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XVI в., затормозило развитие индусского права. Обычное индусское право применялось тогда лишь панчаятами каст, но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов. В период британского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения.

После получения независимости была принята Конституции 1950 г., закрепившей светский характер государства. Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ, преодолению пережитков прошлого. В ней содержится довольно широкий перечень демократических прав и свобод граждан, а также установлены их определенные гарантии, прежде всего возможность обращения в Верховный суд в случае нарушения конституционных прав и свобод. Превращение Индии в независимое государство не означало отказа от укоренившихся правовых концепций и принятого в колониальный период законодательства. В Конституции Индии 1950 г. содержится подтверждение того, что созданное ранее право продолжает действовать; в то же время Верховный суд Индии определил, что британские акты применяются, если не противоречат национальному суверенитету. В 1960 г. был принят Закон о британских актах, предназначенных для применения в Индии, которым было отменено 258 британских статутов. На протяжении второй половины ХХ в. правовая система Индии развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного индусского и адаптированного общего права, а также широко используя позитивный опыт других правовых систем. При этом влияние английской правовой культуры остается преобладающим. Индия связана с общим правом не только концепциями, понятиями и юридической техникой. Их объединяет и схожее понимание системы функционирования органов правосудия, то особое внимание, которое придается отправлению правосудия, судебной процедуре, а также идее «господства права».

Психология индийских юристов и судей в целом такая же, как и у их английских коллег; тот же престиж имеет судебный процесс. Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд.

Другим источником индийского национального права является судебный прецедент. Конституция Индии (ст.141) установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Решения Высокого суда штата обязательны для всех нижестоящих судов в соответствующем штате. Высокий суд в отличие от Верховного суда связан собственными решениями; в то же время решения Высокого суда одного штата не обязательны для Высокого суда другого. Правило прецедента в Индии действует отлично от английского права. Правилу прецедента придан официальный характер, которого оно не имело даже в Англии. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений и многочисленные частные сборники. С 1861 г. публикация официальных сборников рассматривается как обязанность администрации: она должна знакомить как с правом судебной практики, так и с законодательством. Отсутствует разделение на общее право и право справедливости; здесь никогда не было судов по применению норм справедливости. Суды Индии склонны следовать даже английским прецедентам, непригодным к условиям страны. Решения судей иногда нейтрализуются принятием поправок к Конституции. Одно из наиболее значительных действий со стороны суда - решение 1967 г. , согласно которому только конституанта, а не Парламент, может ограничить основные права, гарантированные Конституцией. Другие суды должны следовать прецедентам Верховного суда. Важную роль в установлении индийского права сыграл обычай; в настоящее время его значение невелико. Он поставлен в подчиненное положение к писаному праву в сфере не только территориального, но и личного права, что специально закреплено в Законе о шариате 1937 г., а также в кодексах индусского права 1955-1956 гг.

До установления британского колониального владычества в отношении всех индийцев применялось мусульманское уголовное право.

Английские власти ввели в Индии новое уголовное законодательство. Проект индийского УК был подготовлен комиссией британских юристов под руководством Т. Маколея. К этой работе приступили в 1833 г., а в 1860 г. законодательный совет при генерал-губернаторе колонии одобрил проект, и 1 января 1862 г. Кодекс вступил в силу. УК Индии в значительной мере основан на английском общем праве: хотя в Кодексе были опущены все вышедшие из употребления решения английского права, он сохранял концепции и формы мышления английских юристов. В то же время авторы Уголовного кодекса заявили, что в своей деятельности они руководствовались и французским УК, и УК американского штата Луизианы.

По форме и содержанию УК 1860 г. - оригинальный уголовно-правовой акт, не имеющий аналогов в истории. В нем содержится своеобразное решение вопросов, касающихся соучастия, стадий совершения преступления, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность; последовательно проводится принцип виновной ответственности. В индийском Кодексе отражены некоторые специфические для страны проблемы и вопросы: установление ответственности за храмовую проституцию, принесение человеческих жертв, сожжение вдов, осквернение мест религиозных церемоний и предметов, почитаемых верующими, и т.п.

Этот Уголовный кодекс содержит более 500 статей и состоит из 23 глав. Первые из 6 глав (о действии уголовного закона, значении употребляемых терминов, наказаниях, об обстоятельствах, исключающих ответственность, о соучастии), а также заключительная (о покушении) представляют как бы Общую часть УК. Остальные главы, посвященные вопросам Особенной части, весьма дробны и различны по объему.

УК классифицирует преступления по разным категориям: преступления против государства, вооруженных сил, публичного порядка, личности и собственности, а также преступления, связанные с выборами, религией, браком, здоровьем, безопасностью, нравами и моралью.

Статьи УК Индии имеют определенные структурные особенности. Во многие из них наряду с основными положениями включены объяснения, оговорки, исключения, иллюстрации, образующие составную часть нормы. В этом, в частности, проявляется усложненность и казуистичность, свойственная английскому праву. Ряд статей Особенной части только описывает преступление, тогда как мера наказания за него предусматривается в других статьях; некоторые статьи определяют не преступления, а другие понятия (например, определение похищенного имущества - ст.410).

Издание УК 1860 г. в целом представляло собой прогрессивный шаг в истории развития уголовного права английских колоний по сравнению с некодифицированным правом самой Великобритании.

В настоящее время УК 1860 г. продолжает оставаться основным источником уголовного права таких крупнейших стран мира, как Индия, Бангладеш, Пакистан, а также Бирма. Он составил основу ныне действующих кодексов бывших английских колоний в Азии и Африке: Сингапура (1872), Цейлона (1883), Малайзии (1906), Брунея (1952). Перечисленные кодексы в основном буквально воспроизводят текст УК Индии 1860 г. и отличаются от него и друг от друга подчас только нумерацией статей.

Конституцией 1950 г. вопросы, касающиеся уголовного права, отнесены к совместной компетенции Союза и штатов (Конституция, приложение VII, перечень 3). Если возникает противоречие между законами, изданными парламентами Индии и легислатурой штата по вопросу, отнесенному к их совместной компетенции, то обычно закон Союза отменяет закон штата (ст.254 Конституции). Отдельное (по отношению к УК) законодательство, принимаемое как штатами, так и федерацией, устанавливает уголовную ответственность за некоторые деяния, такие как контрабанда, незаконное использование оружия и амуниции, коррупцию (например, Федеральный закон о предупреждении коррупции 1988 г.).

Современному уголовному праву Индии известны 6 видов наказаний: штрафы, конфискация имущества, простое заключение, строгое заключение с каторжным трудом, пожизненное заключение и смертная казнь.

Наши рекомендации