Правовое регулирование АО. Кодификация зак-ва об АО

Действующий КоАП, вступивший в силу с 1.07.2002 г, кодифицировал материальные и процессуальные нормы об АО. Фактически он стал монопольным источником норм об АО. Начиная с 2002 года система А правонарушений и АО в целом регулируется только законами. Но если уголовная ответственность регулируется только ФЗ, то административная – и федеральными и законами субъектов РФ. В ст. 1.2 КоАП РФ закреплены задачи зак-ва об АП, это прежде всего предупреждение правонарушений, кроме того это защита гражданина, его здоровья, прав, свобод; защита установленного порядка осущ гос и мун власти, прав их органов и ДЛ; защита общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно-эпидемологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка. КоАП – основной З, регулирующий АО. Главные особенности КоАП: содержит систему материальных и процессуальных норм, закрепляет ответственность Ф и ЮЛ, регламентирует ответственность за АП-я в адм и в суд порядке. КоАП содержит две группы норм: материальные- закрепляют общ положения и принципы ответственности, составы п-ний, перечень А наказаний и принципы их применения и процессуальные нормы, регулир. производство по делам об АП-ях. Объединение в одном З норм об АП и организаций и граждан позволило кодифицировать Ф зак-во по данному вопросу. В соотв. со ст. 72 КРФ КоАП закрепил право субъектов РФ самостоятельно принимать собственные законы, КоАП четко определил, за какие правонарушения З субъектов РФ м б установлена АО, какие санкции ими м б установлены за соотв. П/н/я. КоАП внес вклад в развитие А судопроизводства – впервые к рассмотрению дел об АП-ях привлечены Арбитражные суды.

Статьями 1.1, 1.2,1.3 КоАП установлено, что субъекты РФ принимают З, регулирующие АО Ф и ЮЛ за нарушения регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов. Этими З м б предусмотрены только 2 А наказания- предупреждение и штраф. З субъектов РФ устанавливают и некоторые процессуальные правила: кто вправе составлять протоколы в сл совершения названных этими законами правонарушений, кто вправе рассматривать такие А дела. ФЗ оставило за субъектами РФ право устанавливать АО за: безбилетный проезд на общественном городском транспорте, нарушение правил благоустройства, нарушение тишины в ночное время. В некоторых субъектах приняты региональные кодексы об АП, во многих субъектах приняты законы, которые кодифицировали нормы этих субъектов об АП.

18. Соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственностью.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, и общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности.

1. Основание АО- АП, тогда как основание УО- преступление, дисциплинарной отв-сти- дисциплинарный проступок, материальной- причинение материального вреда (ущерба) или гражданско- правовой деликт.

2. Субъектами АО мб как ФЛ, так и ЮрЛ, тогда как уголовной и дисциплинарной- только ФЛ.

3. Если при дисциплинарной отв-сти между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при АО такая подчиненность исключается. Наложение А взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

4. Большинство составов АП можно назвать “формальными”: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственное отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

Наши рекомендации