Конституционно-судебный контроль в РФ
Правовая охрана конституции – совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм.
Элементы правовой охраны конституции:
- реализация конституционных норм;
- требование точного соответствия всех нормативных актов;
- наличие системы гарантий.
Конституционный судебный контроль – проверка специальным органом на соответствие законов и других актов, а также действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции и их последующая отмена.
Элементы конституционного судебного контроля:
- выявление правонарушения;
- правовая квалификация правонарушения;
- принятие властного решения.
Конституционный надзор – проверка на соответствие законов и других актов, а также действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции.
Критерий | Конституционный надзор | Конституционный контроль |
Юридическая сила решения | Субъект не может самостоятельно отменить неконституционный акт | Субъект прекращает действие проверяемого неконституционного акта |
Окончательность принятого решения | Решение может быть оспорено в вышестоящую инстанцию или в суд или подлежит утверждению другим органом | Решение носит окончательный характер и обжалованию не подлежит |
Характеристика полномочий субъекта осуществления | Как правило, не является единственным для органа | Как правило, является основным или единственным для органа |
Модели конституционного контроля:
1. Американская.Возникла в нач. XIX века в США. Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении производства по конкретным уголовным, административным и гражданским делам. Специализированный орган конституционного контроля отсутствует.
2. Европейская. Возникла в нач. XX в. в Австрии. Конституционный контроль осуществляется только специализированным органом (как правило – конституционный суд). Решения этих органов являются общеобязательными.
Виды конституционного судебного контроля:
1. По времени проведения:
- Предварительный – в отношении акта, не вступившего в законную силу(в РФ возможен только в отношении не вступивших в силу м/д РФ).
- Последующий – в отношении акта, вступившего в законную силу
2. По процедуре возбуждения и форме проверки:
- Абстрактный – проверка акта вне зависимости от конкретного применения.
- Конкретный – проверка акта в конкретном правоприменительном случае.
3. По содержанию:
- Формальный – с точки зрения правомочности субъекта на принятие правового акта, порядка его принятия и его формы.
- Материальный – с точки зрения содержания акта.
4. По обязательности обращения в Суд:
- Обязательный – субъект обязан обратиться в суд. Например, обращение с запросом Верховного Суда РФ о признании вопроса референдума не соответствующими Конституции РФ или обращение с запросом Президента РФ о проверке на соответствие Конституции РФ международного договора о принятии в РФ нового субъекта после его подписания.
- Факультативный – субъект не обязан, но имеет право обратиться в суд.
5. По правовым последствиям:
- Консультативный – решение не обладает силой окончательного и не влечёт прекращение действия проверяемого акта (отсутствует в РФ).
- Постановляющий – решение окончательно и непосредственно влечёт превращения действия акта, признанного неконституционным.
6. По органам, осуществляющим контроль:
- Децентрализованный – осуществляется всеми судами общей юрисдикции.
- Централизованный – осуществляется одним высшим судом, либо специализированным конституционным судом.