Краткое изложение материала. Механизм правового регулирования (МПР) – это не досужая выдумка теоретизирующих ученых, а понятие, существующее и применяемое юристами

Механизм правового регулирования (МПР) – это не досужая выдумка теоретизирующих ученых, а понятие, существующее и применяемое юристами, особенно, занимающимися законопроектной работой. Аналогичные понятия применяются правоведами всех цивилизованных государств.

Что же понимается под механизмом правового регулирования?

С точки зрения теории права механизм правового регулирования - это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Механизм показывает как именно осуществляется правовое опосредование (регулирование, нормирование) общественных отношений, как общественные отношения, в том числе складывающиеся в сфере государственного управления, становятся правоотношениями.

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление и реализация норм (А.П. Коренев).

Первая стадия – установление норм административного права. Эта деятельность заключается в выработке административно-правовых норм, их усовершенствовании, изменении или отмене, т.е. в издании нормативных правовых актов. Административное правотворчество представляет собой сложную систему действий: решение органа о необходимости разработки проекта нормативного правового акта; подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, экспертиза (например, юридическая, общественная, антикоррупционная и др.); внесение проекта в правотворческий орган; обсуждение его правотворческим органом; принятие (утверждение) проекта; регистрация (при необходимости); опубликование принятого нормативного правового акта.

Особенностью административного правотворчества является многосубъектность. Административно-правовые нормы вырабатываются и принимаются не только органами представительной, но и исполнительной, муниципальной власти, а также иными многочисленными органами управления.

Каждый правотворческий орган управления наделен соответствующими полномочиями, которые определяют пределы действия и юридическую силу издаваемых ими правовых актов управления. Круг этих полномочий образует правотворческую компетенцию соответствующего органа (должностного лица).

Результатом правотворческой деятельности органа управления являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в административно-публичной сфере.

Вторая стадия процесса административно-правового регулирования – реализация норм административного права – является завершающей. В процессе реализации административно-правовые нормы достигают своей цели – субъективные права и обязанности воплощаются в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Из сказанного вытекает понятие механизма административно-правового регулирования.

Подмеханизмом административно-правового регулированияпонимается система уполномоченных субъектов и административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.

Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:

1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, обладающих правотворческой компетенцией. Возьмем, например, Государственную Думу, Правительство РФ и МВД России.

Министерство внутренних дел посчитало необходимым установить административную ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Оно обратилось в Правительство РФ, обладающее правом законодательной инициативы. Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором содержится соответствующая норма.

Наши рекомендации