Методика проведения экзамена по административному праву
Значение экзамена состоит в том, что он является завершающим этапом в изучении курса семейного права, когда каждый студент должен отчитаться об усвоении материала, предусмотренного программой по этой дисциплине.
Проверка знаний студентов и их оценка доверяются преподавателю, который читает лекции по административномуправу. Кафедра должна осуществлять соответствующий контроль за проведением экзаменом преподавателем.
Преподаватель приглашает 5—6 студентов, каждому из них предлагает взять билет и указывает место, где они должны готовиться. После того, как первый их них ответит и получит оценку, приглашается следующий.
Обдумывая ответы на вопросы, студенты, как правило, записывают план и отдельные формулировки ответа. Однако целесообразно дать понять студенту, что больше ценится не зачитывание ответа, а его устная форма. Студент может зачитать сформулированное им сложное определение какого-то понятия, запомнившееся ему изречение из прочитанной книги и т.п., но не читать, опустив голову, весь ответ. В подобных случаях целесообразно остановить студента и предложить отвечать без обращения к записи ответа.
Главный этап проведения экзамена — это выслушивание ответов студента и беседа с ним. Цель этой беседы, т.е. цель экзамена, заключается в проверке знаний студента.
Проверка уровня знаний студента должна наряду с проверкой того, что он запомнил, включать и проверку устойчивости его знаний, способности самостоятельно и квалифицированно анализировать правовой материал, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями.
При применении правильной техники опроса экзаменующихся всегда можно выявить подлинный уровень их знаний и избежать ошибок.
Большое значение в решении этой задачи имеют дополнительные вопросы. Преподаватель вправе задавать каждому как правило, один дополнительный вопрос, независимо от качества ответов на вопросы, которые студент обдумывал. Дополнительный вопрос должен быть небольшим, конкретным и не связанным с основными вопросами. Ответ на дополнительный вопрос не должен влиять на оценку в такой степени, как ответы на основные вопросы. Однако если при оценке ответа студента у преподавателя будут колебания — поставить «отлично» или «хорошо», — он учтет и его ответ на дополнительный вопрос.
Экзамен завершается выставлением студенту оценки. Оценка «отлично» может быть выставлена только тем студентам, которые обнаружили знание теории, знакомство со специальной литературой, нормативным материалом, самостоятельность мышления, практические навыки, излагали свои мысли хорошим литературным языком.
Для получения оценки «хорошо» студент должен обнаружить глубокие знания учебной литературы, умение грамотно излагать материал, ссылаясь на законодательство, уметь найти норму по нужному вопросу и дать ее толкование.
Если студент знает материал в объеме учебника и знаком с основными нормативными актами, он заслуживает получения удовлетворительной оценки. «Неудовлетворительно» ставится студенту, который отказался отвечать на все вопросы билета.