II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права
К таким актам в частности относятся:
- Конституция РФ (в ней закреплены конституционные основы местного самоуправления) – это главный (основной) источник муниципального права. Она содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления в РФ, а также устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления в РФ. Конституция РФ содержит главу 8 «Местное самоуправление», состоящую из 4 статей: ст. 130 – 133. Глава 8 Конституции РФ устанавливает основы организации местного самоуправления в РФ, а именно:
1) Понятие местного самоуправления – ч. 1 ст. 130 Конституции РФ под «местным самоуправлением» понимает: право граждан на «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (право население на самостоятельное решение вопросов местного значения).
2) Формы осуществления местного самоуправления – согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ: местное самоуправление может осуществляться гражданами в двух формах:
Непосредственно. | Опосредовано. |
Например: путём выборов, референдумов и иных форм прямого волеизъявления. | Через выборные и другие органы местного самоуправления. |
3) Общие параметры территориальных органов местного самоуправления – ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций» (понятие «другие территории» здесь не расшифровано, а раскрывает его ч. 1 ст. 10 ФЗ №131: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения»). Ч. 2 ст. 131 Конституции РФ даёт жёсткое правило (императив): «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий».
4) Организационные основы местного самоуправления – ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит: «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».
5) Конституция РФ определяет сферу деятельности местного самоуправления, а именно, вопросы местного значения. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом (либо ФЗ, либо законом субъекта РФ) отдельными государственнымиполномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».
6) Основные гарантии прав местного самоуправления в РФ. В данном случае гарантии – это закреплённые в Конституции РФ условия, средства и меры, обеспечивающие фактическое осуществление местного самоуправления, их охрану и защиту. К ним относятся:
· Самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ);
· Необходимость обязательного учёта мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ);
· Обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ);
· Право органов местного самоуправления самостоятельноуправлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (но предусмотренные НК РФ), а также решать иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ);
· Запрет на ограничение прав местного самоуправления установленных самой Конституцией РФ и федеральными законами (в основном ФЗ №131);
· Право местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции РФ);
· Компенсация дополнительных расходов местному самоуправлению, возникших в результате решений принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);
В Конституции РФ, вопросам местного самоуправления, кроме главы 8 также посвящены:
· Ст. 12 (гл. 1) – это базовая статья для местного самоуправления: она устанавливает принцип отделения органов местного самоуправления от органов государственной власти: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»;
· Ч. 2 ст. 3 – она закрепляет местное самоуправление в качестве одной из форм народовластия в РФ;
· Ч. 2 ст. 8 – она посвящена муниципальной собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальнаяи иные формы собственности»;
· Ст. 32 (гл. 2) – закрепляет право граждан избирать и быть избранными в ораны местного самоуправления;
· П. «н» ч. 1 ст. 72 (гл. 3) – установление общих принципов в организации местного самоуправления – находится в совместном ведении РФ и её субъектов;
- Кроме Конституции РФ есть федеральные законы, но не все, а содержащие в себе муниципально-правовые нормы. Их в свою очередь можно разделить на 3 группы:
Систематизированные (базовые) федеральные законы. | Специализированные федеральные законы. | Отраслевые федеральные законы. |
В настоящее время такой закон один – это ФЗ от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(в ред. 18.10.2007 г.). Данный закон состоит из преамбулы и 12 глав. | Они регулируют отдельные аспекты организации и деятельности местного самоуправления (например: ФЗ от 2 марта 2007 г. №25 «О муниципальной службе»; ФЗ от 21.07.2005 г. №97 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»; Закон РФ от 14.07.1992 г. №3297 – 1 «О закрытых административно-территориальных образованиях», в ред. 18.10.2007 г. (данный закон интересует нас в части, регламентирующей местное самоуправление в закрытых городах); ФЗ от 6 апреля 1999 г. №70 «О статусе наукоградов в Российской Федерации»(в ред. 18.10.2007 г.); ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». | Они являются одновременно источниками и других отраслей российского права (например: НК РФ (в плане регулирования местных налогов и сборов); БК РФ (в плане регулирования местного бюджета); ГК РФ (в плане регулирования муниципальной собственности); ЗК РФ (в плане муниципальных земель); ЖК РФ (регулирование полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищной политики); Градостроительный кодекс РФ). |
- Нормативные Указы Президента РФ содержащие нормы муниципального права (например: Указ Президента РФ от 22.10.1998 г. №1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15.10.1999 г. №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».
- Постановления Правительства РФ содержащие нормы муниципального права (например: Постановление Правительства РФ от 01.06.2005 г. №350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 г. №584, которым было утверждено Положение «О проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества».
- Нормативно-правовые акты ФОИВ: в частности – это в основном акты Министерства Юстиции РФ (например: Приказ Минюста РФ от 25.04.2006 г. №300 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования».