Субъект административного права
Субъектомадминистративного правонарушения могут быть:
1. Физические лица
a. Граждане РФ
b. Иностранцы Могут быть привлечены к административной
c. Лица без гражданства ответственности на общих основаниях.
2. Юридические лица
Физические лица, как субъекты административного правонарушения должны соответствовать двум критериям:
1) Достижение возраста деликтоспособности
2) Вменяемость
К административной ответственности физические лица могут быть привлечены только по достижении ими 16 летнего возраста на момент совершения ими административно-наказуемого деяния. С учетом конкретных обстоятельств, в том числе данных о лице – правонарушителе, в возрасте от 16 до 18 лет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему иных мер воздействия.
Невменяемость физического лица является основанием его освобождения от административной ответственности. В частности, на момент совершения правонарушения, оно не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействий), либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Во многих случаях, особый административно-правовой статус физических лиц, обуславливает юридическую возможность их привлечения к юридической ответственности. Специфика их статуса может быть связана с правовым положением, выполняемыми функциями, состоянием здоровья.
По мнению Алехина: обуславливает дополнительные основания для привлечения к административной ответственности, для других ограничение применения её мер.
К субъектам с особым административно-правовым статусом относятся:
· должностные лица
· военнослужащие
· граждане, призванные на военные сборы
· граждане, имеющие специальные звания сотрудники ОВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и т.д.
Должностные лица несут административную ответственность в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Должностное лицо должно быть в установленном порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц не находящихся в служебной зависимости от него. К должностному лицу так же относится лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, вооруженных силах РФ, а так же других войсках и воинских формированиях. Объектом административного правонарушения выступает то, на что оказывается неправомерное воздействие. В самом общем виде объект административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, которым наносится вред. В теории административного права предлагается объект административного правонарушения подразделять на общий, родовой, видовой и непосредственный. Под общим объектом понимаются общественные отношения, урегулированные нормами права, причем не только административного, но и охраняемые административно правовым механизмом.
Субъективная сторона.
Субъективная сторона - психическое, то есть осознанно волевое отношение правонарушение к совершаемому деянию и к его последствиям. Акцент делается на физических лиц. Статья 2.2. КоАП предусматривает две формы вины:
· умышленную
· неосторожную.
В частности, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, которое его совершило, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия, желало их наступления или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Напротив, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных тому оснований, самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. Умысел и неосторожность являются обязательными (основными) признаками субъективной стороны. Наряду с ними могут учитываться и иные, факультативные, такие как мотив и цель. Объективная сторона может выражаться в действии или бездействии.
Содержание объективной стороны составляют квалифицирующие признаки, к которым относятся:
1) Повторность
Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административной ответственности. Этот признак является отягчающим.
2) Неоднократность
Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений предусмотренных конкретной статьёй КоАП или законов субъектов РФ.
3) Продолжаемость, т.е. длящийся характер
Продолжающимся признается правонарушение, совершенное одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых оно подлежит административной ответственности. Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия.
Для ряда составов административных правонарушений обязательным является такой признак как причинно-следственная связь, а так же наступивший отрицательный результат. Характерно для материальных составов.