Вопрос № 4. Административно-правовой статус органов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям в дополнение к иным нормативным актам, регулирующим деятельность ОВД в целом, составляют: Приказы МВД РФ от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне.

Территориальными органами МВД России на районном уровне, на которые распространяется действие Типового положения, являются управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю), управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям[9].

Структура территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне определена в приложение № 6 к приказу МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 « О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются соответствующим министерствам внутренних дел по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности территориального органа являются[10]:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов;

11) участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Полномочия

Территориальный орган, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел[11]:

1) осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

2) обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

5) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

6) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

7) принимает в пределах компетенции меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

8) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

9) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний;

10) обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;

11) обеспечивает совместно с представителями органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

12) проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; осуществляет в пределах предоставленных полномочий специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

13) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия;

14) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, а также контроль деятельности ведомственной охраны;

15) участвует в пределах компетенции в охране объектов, а также в охране имущества физических и юридических лиц по договорам;

16) принимает участие в пределах компетенции в обеспечении в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких;

17) осуществляет в пределах компетенции экспертно-криминалистическую деятельность;

18) обеспечивает в соответствии с федеральным законом и в пределах компетенции проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;

19) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;

20) осуществляет в пределах компетенции контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также участвует в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. Всего 38 полномочий.

Территориальный орган в целях реализации своих полномочий имеет право[12]:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции;

2) использовать возможности органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел на территории муниципального образования, в том числе нескольких муниципальных образований;

4) осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении территориального органа;

5) образовывать консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), положения о которых утверждаются начальником территориального органа;

6) использовать в своей деятельности информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

7) применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе оказания государственных услуг, а также электронные формы взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями;

8) использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.

Организация деятельности[13]

Территориальный орган возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне либо Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации при назначении на должность высшего начальствующего состава, для которой предусмотрено специальное звание высшего начальствующего состава, или при освобождении от этой должности.

Начальник территориального органа осуществляет руководствотерриториальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач.

Начальник территориального органа имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в установленном МВД России порядке.

Начальник территориального органа:

1) организует деятельность территориального органа, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений на территории обслуживания, докладывает руководителю соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне о результатах осуществления территориальным органом своих полномочий;

2) вырабатывает и реализует на основе анализа оперативной обстановки меры по повышению эффективности применения сил и средств территориального органа;

3) распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям, а также начальникам структурных подразделений по вопросам организации деятельности этих подразделений;

4) взаимодействует по вопросам обеспечения правопорядка на обслуживаемой территории с начальниками иных территориальных органов МВД России соответствующего уровня, командирами соединений и воинских частей внутренних войск МВД России, с руководителями других государственных, а также муниципальных органов, общественных объединений и организаций;

5) участвует в обеспечении в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории реализации решений антитеррористической комиссии и оперативного штаба в соответствующем субъекте Российской Федерации;

6) осуществляет оперативное руководство подразделениями вневедомственной охраны, выполняющими задачи, возложенные на данные подразделения, на территории обслуживания;

7) утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа;

8) вносит в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне предложения по изменению штатного расписания территориального органа в пределах установленного фонда оплаты труда и лимита численности на основе схемы размещения с учетом примерных моделей и нормативов организационного построения, перечней должностей, предельных специальных званий и должностных окладов сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа;

9) вносит в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих территориального органа, о размере бюджетных ассигнований на их содержание;

10) создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности и категорий должностей временные формирования, необходимые для решения возложенных на территориальный орган задач и осуществления им своих полномочий;

11) обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими территориального органа оперативно-служебной деятельности; организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц территориального органа, принимает участие в обеспечении собственной безопасности и организует мониторинг ее состояния;

12) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке информирование населения, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций о деятельности территориального органа; не реже одного раза в год отчитывается об этой деятельности перед представительными органами муниципальных образований и перед гражданами, а также обеспечивает в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке отчеты своих заместителей, начальников структурных подразделений, участковых уполномоченных полиции перед гражданами;

13) осуществляет в установленном порядке предоставление сведений о деятельности территориального органа средствам массовой информации;

14) осуществляет постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности территориального органа;

15) обеспечивает в части, касающейся органов внутренних дел, реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными, местными и ведомственными целевыми программами, а также организует рациональное использование результатов, полученных в ходе реализации указанных программ;

16) обеспечивает в установленном порядке представление сведений в ведущиеся в МВД России информационные банки (базы) данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, статистической, правовой и иной информации, а также в пределах компетенции их ведение и пользование этими сведениями сотрудниками и государственными служащими территориального органа при осуществлении ими оперативно-служебной деятельности;

17) организует правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности территориального органа;

18) издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, обеспечивает контроль за их исполнением;

19) представляет в судах интересы территориального органа и по доверенности - интересы соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне и МВД России;

20) проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа, обеспечивает направление на переподготовку и повышение квалификации сотрудников, государственных служащих территориального органа; организует и осуществляет морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности территориального органа. (Всего 37).

При начальнике территориального органа действует оперативное совещание для рассмотрения текущих вопросов деятельности территориального органа, положение о котором и его персональный состав утверждаются начальником территориального органа.

Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности в территориальном органе осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Территориальный орган является юридическим лицом; имеет печать с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. Территориальный орган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и представление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


Заключение

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. Посредством данного ведомства реализуется важнейшая функция государства по защите граждан, их конституционных прав и свобод, охране собственности. В разные годы на это министерство возлагались различные задачи, в том числе не только политические, но и хозяйственные - по управлению транспортом, благоустройством и т. п. В настоящее время они в основном сведены к обеспечению общественного порядка и безопасности к борьбе с преступностью.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 65, 66, 72, 83, 114.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»

3. Указ Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

4. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 № 250 «Вопросы организации полиции».

5. Указ Президента от 1 марта 2011 г. №249 «Об утверждении Типового положения о территориальном ОВД МВД по субъекту РФ».

6. Приказ МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

7. Приказ МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне.

8. Административная деятельность ОВД. Часть общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

[1] См.: п. 14 Указа Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

[2] См.: п. 15 Указа Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

[3] См.: п. 16 Указа Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

[4] См.: п. 17 Указа Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

[5] См.: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Изд. 1. Т. XXII. № 20406.

[6] Одновременно с МВД были созданы следующие министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения.

[7] См.: ч. 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской федерации утв. Указом Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

[8] См.: ч. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской федерации утв. Указом Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

[9] См.: ч.2 приказа МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне.

[10] См.: ч.5 приказа МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне.

[11] См.: ч.11 приказа МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне.

[12] См.: ч.12 приказа МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне.

[13] См.: раздел IV приказа МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне.

Наши рекомендации