Несовершеннолетних
[Надзор прокурора за исполнением законов о несовершеннолетних не имеет своего раздела в Законе «О прокуратуре РФ», тем не менее он является одним из важных участков надзорной деятельности прокуратуры. Особенностью этого надзора является, что в нем объединены почти все направления деятельности прокуратуры от общего надзора до надзора в воспитательных колониях/]
Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних включает в себя все общие положения и принципы прокурорского надзора. Тем не менее, данная надзорная деятельность отличается тем, что должны быть полностью обеспечены требования законов о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлечении к установленной законом ответственности за совершенные преступления несовершеннолетних, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и другую антисоциальную деятельность. При осуществлении надзора используются все полномочия прокурора в соответствии теми направлениями, которые установлены Законом
«О прокуратуре РФ», поэтому сущностью надзора прокурора по делам несовершеннолетних является выявление, устранение и предупреждение нарушений законов о правах и законных интересах несовершеннолетних, о борьбе с безнадзорностью и профилактике правонарушений несовершеннолетних, о расследовании преступлений и назначении и исполнении наказаний несовершеннолетним специфическим средствами, присущими всем направлениям деятельности прокуратуры.
Предмет надзора и другой деятельности прокурора по делам несовершеннолетних очень обширен. Им является соблюдение законов в деятельности органов и учреждений, ответственных за соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и профилактику их правонарушений, в частности, соблюдение законности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних по защите прав и законных интересов и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, - законности деятельности органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности и проведению индивидуальной работы в отношении безнадзорных и беспризорных и их родителей, - законности деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, -законности деятельности органов образования и образовательных учреждений по контролю за соблюдением законов в области образования, - законности деятельности спецшкол и спец-профучилищ, исполнение законов органами опеки и попечительства, исполнение законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и по другим вопросам. Также предметом надзора является соблюдение законов при осуществлении уголовного судопроизводства при расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, исполнение уголовных наказаний несовершеннолетних, в том числе в воспитательных колониях. Предметом деятельности прокурора является участие в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, предъявление исков и участие в рассмотрении гражданских дел, когда возникает необходимость защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В Приказе Генерального прокурора № 38 от 22 июня 2001 года «Об организации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» выдвинут ряд задач органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Эти задачи определяются, с
одной стороны, общими принципами, такими, как единство и единообразие законности, неотвратимость ответственности и недопустимость необоснованного к ней привлечения, а также принципами демократизма, гуманности и справедливости; с другой стороны, принципами деятельности органов государства и общественных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних.
В Федеральном Законе РФ от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами называются:
[.предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2. обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних;
3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действ ЦЙ-г ^
Г~ [Полагаю, что/названные задачи неточно указаны в своей ^последовательности, так как в соответствии с Конституцией РФ в первую очередь должна быть поставлена задача защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Все названные задачи определяют задачи прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. К числу них относятся задачи, связанные с обеспечением законности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, избрания в отношении них обоснованных мер пресечения, а заключения под стражу только как исключительной меры пресечения, выявления лиц, вовлекших несовершеннолетних в преступную деятельность, причин и условий, способствовавших совершению преступлений, вынесения судами приговоров, которые бы способствовали их исправлению, чтобы лишение свободы назначалось судами только в случаях, когда исправление невозможно без изоляции от общества.
[Наконец задачей надзора является, чтобьуорганы и учреждения, исполняющие наказание принимали меры, установленные зако-
" Федеральный Закон РФ от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики бсчнадчорности и правонарушений несовершеннолетних» //СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3177.
ном для исправления и социальной адаптации осужденных несовершеннолетних//
Исходя из изложенного, наиболее важными задачами надзора прокурора являются:
1. защита прав несовершеннолетних, провозглашенных Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка в области жизни и здоровья* образования, труда, социального обеспечения, отдыха и досуга, а также недопущение жестокого обращения, экономической, сексуальной и иной эксплуатации;
2.усиление надзора ча исполнением требований закона о предупреждении преступности несовершеннолетних, в частности, законности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, профилактических подразделений милиции, органов социальной защиты населения и других учреждений государственной системы профилактики;
3. обеспечение законности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, законности их арестов и задержания, строгого соблюдения всех правовых гарантий, предусмотренных уголовным процессом для несовершеннолетних;
4. соблюдение законов о выявлении и устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, всестороннем исследовании личности несовершеннолетнего правонарушителя и условий его воспитания;
5. усиление надзора за исполнением законов в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание, направленных на предупреждение рецидивной преступности, а также регулирующих вопросы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям.
При осуществлении надзора прокурор должен знать законодательство, регулирующее охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законы, регулирующие борьбу с преступностью и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К их числу относятся законы об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об образовании, о труде и трудовой занятости, об организации отдыха и досуга, об ответственности родителей и других лиц за воспитание несовершеннолетних, об уголовной ответственности и судопроизводстве по делам несовершеннолетних, а также исполнении наказаний и мер принудительного воздействия.
есть
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам несовершеннолетних» // ВВС. РФ. 2000. № 4.
4. Приказ Генерального Прокурора № 38 от 22 июня 2001 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
5. Басков В.И, Прокурорский надзор. Учебник. М., 1996. С. 431-451.
6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2000. № 7. С.2-5.
7. Друкаров И.Л. Организация ранней профилактики и вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о предупреждении преступлений несовершеннолетних // В сб.: Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. Вып. 61. М., 1980. С. 130-139.
8. Друкаров И.Л. Прокурорский надзор за исполнением законов о ранней профилактике правонарушений инспекцией по делам несовершеннолетних // В сб.: Правовые вопросы борьбы с преступностью. Томск. 1982. С. 134—141.
9. Миньковский Г.М. Прокурорский надзор по делам несовершеннолетних. М., 1972.
10. Синелыциков Ю. Нужен ли несовершеннолетним прокурор?//Соц. законность. 1991. № 10. С. 11-14.
л-.
^. -т:
I
Глава12. Международное сотрудничество
1. Понятие, сущность, задачи и формы международного сотрудничества Генеральной прокуратуры с органами прокуратуры других стран
2. Организация уголовно-процессуального взаимодействия Генеральной прокуратуры и уголовно-процсссуальных органов других стран.