Тема № 2: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
1. Правовое положение и основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции.
2. Права и обязанности участкового уполномоченного полиции.
Заключение.
Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О полиции», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Прежде всего, должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции должны знать положения Конституции Российской Федерации, поскольку она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Так, прямое действие имеет правило, закрепленное в статье 51: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Сотрудникам полиции, в том числе службы участковых уполномоченных, необходимо иметь представление о закрепленных в Конституции правах и свободах человека и гражданина, так как человек, его права и свободы провозглашаются в нашей стране высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства. В свою очередь в системе государственных органов исполнительной власти в Российской Федерации, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, основным является полиция. Это закреплено в статье 2 Федерального Закона «О полиции». В ней определено, что деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств(ранее, в законе «О милиции» определялись задачи:«обеспечение безопасности личности»; «оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом»).
2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Направления деятельности (функции) с 1 по 10 характерны, в том числе, для участковых уполномоченных полиции. Данный закон выделяется среди других нормативных правовых актов с точки зрения важности его положений для регламентации деятельности участковых уполномоченных. ФЗ «О полиции» определяет наряду с основными направлениями, принципы деятельности и организацию полиции; ее обязанности и права; основные положения о службе в полиции; гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения полиции в целом, так и участковых уполномоченных, в частности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации можно назвать «настольными книгами», необходимыми для осуществления профессиональной деятельности должностных лиц подразделений УУП. Без знания указанных норм не представляется возможным профилактика участковыми уполномоченными преступлений, участие в их раскрытии, пресечение административных правонарушений.
Поскольку участковый уполномоченный выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех подразделений полиции, это требует от него также знания нормативных актов, регламентирующих конкретные сферы деятельности: в области противодействия правонарушениям в области потребительского рынка2, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних3, контроля за соблюдением гражданами правил паспортно-регистрационной системы, по противодействию наркомании и т. д. В рамках данной лекции озвучить весь перечень даже основных нормативных актов по конкретным направлениям деятельности представляется нецелесообразным, их основные положения будут рассматриваться нами по плану на занятиях по темам № 3-10.
Основным ведомственным нормативным актом, регламентирующим работу участковых уполномоченных Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года №1166 «Вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции» Данный приказ предусматривает конкретные меры, направленные на совершенствование деятельности участковых уполномоченных, а также утверждает Наставление по организации их деятельности.
Учитывая то, что в системе оценки деятельности участковых уполномоченных полиции первоочередное место занимает профилактика преступлений, это предопределяет необходимость изучения Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
Участковый уполномоченный полиции5 для выполнения возложенных на него обязанностей, при несении службы на административном участке пользуется правами, предусмотренными пунктами 1 – 5, 7, 8, 11, 13, 146, 16, 18, 207, 218, 34, 36, 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
Для вызова в территориальный орган МВД России, участковый пункт полиции граждан в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции9, участковый уполномоченный полиции имеет право вручить гражданам и должностным лицам повестку (приложение № 5 к Наставлению).
Права участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции)10.
Наряду с правами, в Наставлении закрепленыобязанности участковых уполномоченных.
Участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан:
1. Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции.
2. Знать и использовать формы и методы профилактики преступлений и иных правонарушений, знать методику производства и порядок оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях.
3. Владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России11, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.
4. Знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны.
5. Владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке.
7. При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан12:
7.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях13, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть территориального органа МВД России с использованием всех доступных средств связи, при прибытии на участковый пункт полиции либо в иное служебное помещение записывать полученную информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений (приложение № 4 к настоящему Наставлению).
7.2. Осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации14.
7.3. Информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым осуществляет участковый уполномоченный полиции, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации15.
7.4. Информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах, требующих их оперативного реагирования16.
7.5. При получении сведений о совершении противоправных деяний, сообщив о них в дежурную часть территориального органа
МВД России, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы – сохранность следов преступления17.
7.6. Незамедлительно докладывать оперативному дежурному при обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, оказывать первую помощь, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует18.
7.7. Выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа
МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний19.
7.8. Взаимодействовать в пределах компетенции с внештатными сотрудниками полиции20, представителями общественных объединений и гражданами при осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и лицами, склонными к совершению противоправных действий.
7.9. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий21.
7.10. Исполнять в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России – письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений22.
7.11. Пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях23.
7.12. Оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске; совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от принудительной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; пропавших без вести, а также розыске похищенного имущества; в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на административном участке24.
7.13. Оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания25.
7.14. Участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму26.
7.15. Участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»27 запретов и ограничений28.
37.16. Участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации29.
7.17. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам30.
7.18. Осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.
7.20. Выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей. Принимать меры по пресечению их деятельности, в том числе незамедлительно информировать о деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции.
7.21. Выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц, в том числе информировать о них заинтересованные подразделения полиции.
7.22. Участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних31.
7.23. Участвовать в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием32.
7.24. Участвовать в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Принимать в пределах компетенции меры по пресечению их деятельности, в том числе информировать об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции.
7.23. Выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России33.
38. Обязанности участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции)34.
Основными функциям участкового уполномоченного полиции признаются:
1. Общая и индивидуальная профилактическая работа.
В законодательстве отсутствует закрепленное понятие «профилактика правонарушений», за исключением такого ее вида, как профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В научной и учебной литературе под общей профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на неопределенный круг лиц с целью недопущения ими возможных правонарушений17.
Так, организационная форма профилактического воздействия на формирование правосознания граждан осуществляется путем информационного воздействия на сознание через средства массовой информации. Большое значение имеют выступления участкового уполномоченного в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, на сходах и собраниях жителей по вопросам охраны общественного порядка, разъяснения текущего законодательства, оказание помощи в получении паспорта лицам, не имеющим места жительства, в трудоустройстве, в лечении от алкоголизма, наркомании и др.
Под индивидуальной профилактикой понимается комплекс мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение конкретных людей с целью предупреждения правонарушений с их стороны18. Индивидуальная профилактическая работа включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением таких людей и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в поле зрения участкового уполномоченного полиции должны находиться лица, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, злоупотребляющие спиртными напитками, трудные подростки и родители, отрицательно влияющие на воспитание детей.
2. Организация и осуществление охраны общественного порядка.
Общественный порядок представляет собой систему отношений, складывающихся в результате соблюдения гражданами требований социальных норм (норм права, морали и т.д.), регулирующих поведение людей в общественных местах в целях обеспечения личной безопасности граждан, их прав и законных интересов.
На практике участковый уполномоченный обеспечивает в основном не общественный порядок, а правопорядок, который является составной частью последнего и представляет собой систему отношений, складывающуюся в результате соблюдения требований норм права, регулирующих поведение людей в общественных местах в целях обеспечения безопасности личности, общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.
Участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленной территории. Он должен взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами полиции, дружинами, иными силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, а также координировать усилия всех иных сил, которые участвуют в охране порядка на обслуживаемом участке.
Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству и дежурному по ОВД об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов милиции, при необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствие по согласованию с дежурным по ОВД, осуществляет маневрирование нарядами ППС на территории своего участка.
Мероприятия по охране общественного порядка включают и другие функции:
- контроль соблюдения гражданами и должностным лицами правил паспортно-регистрационной системы, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России; посещение квартир и других мест пребывания граждан, если имеются достаточные основания полагать, что там проживают правонарушители;
- контроль соблюдения правил приобретения, хранения, ношения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также соблюдение законодательства о негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности; проверка объектов лицензионно-разрешительной системы не реже одного раза в квартал с составлением акта проверки, а граждан, имеющих огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, - не реже одного раза в год; не реже одного раза в год проверка кадрового состава и условий хранения огнестрельного оружия и специальных средств в частных охранных детективных предприятиях, а также в службах безопасности предприятий;
- оказание содействия в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями, зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
3. Участие в раскрытии и расследовании преступлений.
В случае обнаружения на административном участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, участковый уполномоченный самостоятельно проводит комплекс предусмотренных УПК неотложных следственных и оперативно-разыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы, участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.
4. Взаимодействие с общественностью.
Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что одному, без опоры на население и общественность, участковому уполномоченному чрезвычайно сложно выполнять все свои обязанности. Подробно мы рассмотрим эту важную тему в разделе № 10 занятий по курсу дисциплины.
Выделяются следующие особенности работы службы участковых уполномоченных, отличающие ее от работы других подразделений полиции:
1. главная особенность подразделения участковых уполномоченных – комплексность и многофункциональность их деятельности, они работают практически по всем направлениям деятельности ОВД;
2. при отсутствии в ОВД подразделений патрульно-постовой службы их объем работы выполняется участковыми уполномоченными;
3. при отсутствии в ОВД должностей инспекторов лицензионно-разрешительной системы их обязанности, как правило, возлагаются на участковых уполномоченных;
4. при отсутствии кабинетов профилактики пьянства и алкоголизма, формальном функционировании комиссий по борьбе с пьянством, их обязанности возлагают на участковых уполномоченных;
5) в связи с реорганизацией службы профилактики процесс ее становления идет сложно, вопросы профилактики преступлений и правонарушений, взаимодействие ОВД с добровольными народными дружинами и другими негосударственными объединениями в основном возложены на участковых уполномоченных.