Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
1. Конституцией Российской Федерации (ч.2 ст.22) установлено, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. В то же время, в ч.2 ст.6 второго раздела Конституции РФ оговорено, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания. Таким образом, применение в настоящее время комментируемой статьи действующая Конституция не ограничивает.
2. Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, существенно ограничивающая права и свободы гражданина, и прежде всего одно из важнейших прав - право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и неуклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованного применения этой меры пресечения. В то же время неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может повести к совершению новых преступлений, безнаказанности виновных. Заключение под стражу - мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого), на предупреждение которых направлены названные в ст.89 меры пресечения.
3. Заключение под стражу может применяться только на основании решения судьи или суда либо с санкции прокурора.
В соответствии со ст.11 и Законом о прокуратуре (ч.2 ст.33) прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого подвергнутого в нарушение закона предварительному заключению.
4. Заключение под стражу не допускается, если за совершение преступления, в котором обвиняется или подозревается лицо, УК не предусматривает возможность применения лишения свободы, как правило, свыше одного года. Лишь в исключительных случаях, когда другие меры пресечения не могут обеспечить достижение целей, с которыми применяются меры процессуального принуждения, возможно применение заключения под стражу по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до одного года включительно.
5. Перечень преступлений, при обвинении в которых заключение под стражу возможно по мотивам одной лишь опасности преступления, является исчерпывающим.
В этот перечень включены преступления, представляющие повышенную опасность.
Лица, совершающие такие преступления, обычно испытывают наиболее сильные побудительные мотивы к уклонению от ответственности и противодействию их разоблачению. При этом органы расследования должны быстро реагировать на такие преступления, не дожидаясь, пока в их распоряжение поступят конкретные данные, отнесенные ст.89 к основаниям применения мер пресечения. Опасность преступления в рассматриваемых случаях позволяет сама по себе прогнозировать нежелательное поведение обвиняемого.
6. Заключение под стражу по мотивам одной лишь опасности преступления в силу общего правила, установленного ст.90, может быть применено в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, указанного в ч.2 ст.96.
7. Решение о заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу принимает следователь, лицо, производящее дознание, орган дознания, хотя оно реализуется лишь с получением санкции прокурора. Ответственность за законность и обоснованность такого решения лежит в первую очередь на том, кто его принимает. Это же относится и к случаям необоснованного отказа от применения заключения под стражу.
8. Санкционируя решение следователя, лица, производящего дознание, или органа дознания о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, прокурор обязан убедиться на основании представленных ему материалов в обоснованности обвинения или подозрения в совершении преступления лица, в отношении которого испрашивается санкция, а также в наличии оснований, указанных в ст.89. Это требование относится и к судье или составу суда, принимающего решение о заключении под стражу.
9. Личный допрос прокурором подозреваемого или обвиняемого позволяет прокурору ознакомиться с отношением указанных лиц к выдвинутому против них обвинению или подозрению, их объяснениями, способствует принятию более взвешенного решения о санкционировании ареста или об отказе в этом. Допрос должен производить прокурор, правомочный дать санкцию на арест по конкретному делу. Личный допрос прокурором несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого обязателен во всех случаях, что отражает исключительный характер применения этой меры пресечения к указанным лицам.
10. Право давать санкцию на арест, как на то указано в ч.4 комментируемой статьи, принадлежит не всем прокурорам, а лишь тем из них, кто возглавляет соответствующие прокуратуры, начиная с Генерального прокурора и его заместителей. В прокуратурах районного звена право давать санкции на арест принадлежит только соответствующим прокурорам.
11. Для некоторых категорий граждан в связи с особой ответственностью выполняемых ими функций установлены дополнительные гарантии против необоснованного применения к ним заключения под стражу.
В соответствии со ст.98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть арестованы. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Судья Конституционного Суда РФ не может быть арестован без согласия Конституционного
Суда РФ (ст.15 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Судья
суда общей юрисдикции или арбитражного суда не может быть заключен под стражу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судей под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда (ч.4 ст.16 Закона о статусе судей в РФ).
Депутаты представительных органов власти субъектов федерации в соответствии с законодательством, действующим на территории субъектов федерации, могут быть арестованы с согласия соответствующих представительных органов.
12. О порядке обжалования в суд ареста и судебной проверке законности и обоснованности ареста
1. Применение меры пресечения при производстве предварительного следствия осуществляется постановлением следователя, лица, производящего дознание, или прокурора. Постановление и применение заключения под стражу или залога санкционируется прокурором. При производстве в суде о применении меры пресечения судья выносит постановление, а суд - определение.
2. Решение о применении меры пресечения во всех случаях должно быть мотивировано. В постановлении (определении) должна быть указана сущность обвинения (подозрения).
В случае, когда подозреваемый не был задержан, сущность подозрения в совершении преступления впервые формулируется в постановлении о применении меры пресечения.
указание на преступление, в котором обвиняется или подозревается данное лицо, - составная часть мотивировки соответствующего постановления или определения.
3. В постановлении (определении) о применении меры пресечения приводятся основания избрания конкретной меры пресечения. Это - данные, свидетельствующие о наличии какого-либо основания, указанного в ч.1 ст.89, а также об обстоятельствах, учитываемых в соответствии со ст.91. Если лицо обвиняется или подозревается в совершении тяжкого преступления, указанного в ч.2 ст.96, то при применении заключения под стражу указывается в качестве мотива опасность преступления наряду с другими основаниями, если они имеются.
4. Из смысла комментируемой статьи следует, что объявление постановления о применении меры пресечения лицу, в отношении которого оно вынесено, и разъяснениепорядка обжалования должно производиться немедленно после вынесения постановления.
Вручение обвиняемому, подозреваемому копии постановления о применении меры пресечения является средством обеспечения права знать, в чем обвиняется или подозревается данное лицо, и права на обжалование постановления о применении меры пресечения. О вручении копии постановления (определения) о применении меры пресечения делается отметка на постановлении, подтверждаемая подписью лица, которому вручена копия, с указанием даты вручения.
5. Постановление (определение), выносимое в порядке ст.92, следует называть в точном соответствии с наименованием этой статьи и указанием конкретной меры пресечения. Его подписывает следователь, лицо, производящее дознание, прокурор, судья или состав суда.