Источники уголовно-процессуального права. В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно Под ним часто подразумевают как форму правовых актов

В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно Под ним часто подразумевают как форму правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирую­щие общественные отношения в сфере уголовного судопроизвод­ства, так и сами эти нормы, содержание и система которых образует уголовно-процессуальное право При таком подходе по­нятием «уголовно-процессуальный закон» обозначается форма и содержание уголовно-процессуального права, взятые в органичес­ком единстве. Например, говорят уголовно-процессуальный закон устанавливает права участников процесса, полномочия сле­дователя, условия судебного разбирательства

Понятие «уголовно-процессуальный закон» применяется и в более узком значении, для обозначения только самих нормативно правовых актов, в которых закрепляются процессуальные нормы В этом смысле закон как актвысшей юридической силы, принятый законодательным органом РФ, является единственным источни­ком уголовно-процессуального права. Это означает, что уголовно-процессуальные нормы могут содержаться только в федераль­ных законах, те. в нормативно правовых актах, принимаемых высшим законодательным органом (п. «о» ст. 71 Конституции РФ)

Признание того, что нормы уголовно-процессуального права могут содержаться только в законе, обусловлено тем, что в сфере уголовного судопроизводства могут быть ограничены или так или иначе затронуты, действиями и решениями государст­венных органов и должностных лиц, конституционные права и свободы человека и гражданина. Очевидно, что основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав могут регулироваться только законом, а не ведомственным или иным актом органов управления. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государ­ства», — сказано в ст. 2 Конституции РФ. Эту обязанность государство реализует, в первую очередь, путем законодательной деятельности.

Порядок уголовного судопроизводства регулируется Конститу­цией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом, другими феде­ральными законами.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федера­ции (ст. 15 Конституции), поэтому и в уголовном процессе кон­ституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативный акт высшей юридической силы.* Так, норма Консти­туции РФ, предоставившая свидетельский иммунитет близким родственникам обвиняемого, применяется непосредственно, так как в УПК еще не внесены соответствующие изменения. Консти­туционные нормы могут применяться совместно с процессуальны­ми нормами, которые могут и текстуально совпадать с конститу­ционными нормами, что подчеркивает особую значимость такого рода норм процессуального закона, недопустимость отступления от их предписания.

Конституция отнесла к ведению Российской Федерации судо­устройство, прокуратуру, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), следовательно, У ПК является источником уголовно-процессуального права на всей территории Российской Федерации. Законы РФ, устанавли­вающие правила производства по уголовным делам, должны после их принятия включаться в УПК путем изменения, дополнения его норм или в виде самостоятельных глав, разделов УПК.*

В уголовном процессе используются соответствующие законы, определяющие судебную систему, компетенцию судов, статус

судей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, задачи и полномочия милиции, налоговой полиции, ФСБ, задачи, прин­ципы организации, права и обязанности адвокатов.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ).

Если международным договором РФ установлены иные пра­вила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются пра­вила международного договора. Международные пакты, дого­воры РФ являются, в свою очередь, важным источником для совершенствования уголовно-процессуальных законов Россий­ской Федерации.

За последние годы многие изменения и дополнения, внесенные в уголовно-процессуальные законы Российской Федерации, были результатом признания нашим государством важности этих меж­дународных норм для защиты прав и свобод человека. Междуна­родные пакты и договоры оказали определенное влияние и на конституционное законодательство РФ и специальные законы РФ об уголовном процессе. Достаточно указать ст. 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая гласит: «Каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».

В ст. 11 Декларации записано: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты»*.

В области прав человека сложилась и действует целостная система как международных документов, так и соответствующих механизмов контроля за их исполнением. Укажем важнейшие из них. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генераль­ной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о

гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвен­ция 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод».

В соответствии с подписанными нашей страной международ­ными документами в законодательстве РФ должны найти свое отражение обязательные минимальные требования к судебной процедуре по уголовным делам, которые закреплены в междуна­родных документах в области прав человека.*

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, феде­ральному закону, общепризнанным принципам и нормам между­народного права, международному договору РФ, принимает ре­шение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.).

Особое место в уголовно-процессуальном правоприменении имеют решения Конституционного Суда РФ (Закон РФ «О Кон­ституционном Суде РФ» от 24 июня 1994 г.).

Решение Конституционного Суда РФ о признании закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конститу­ции РФ, служит основанием для пересмотра компетентным орга­ном этого дела в обычном порядке (ч. 2 ст. 100). «Признание Конституционным Судом закона не соответствующим Конститу­ции и потому недействительным исключает его из правовых оснований решений других судов как в данном, так и во всех других делах».* Решения Конституционного Суда могут влечь за собой отмену или изменение действующих норм.**

** См , например, постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР и Закон о внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР от 15 ноября 1997 г. (РГ. 1997. 19 нояб ). Этим Законом внесены изменения в ст 415 УПК и исключена ст. 418 УПК; см. также постановление Констигуционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 97 УПК в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина от 13 июня 1996 г. и Закон «О внесении изменений и дополнений в ст. 26, 97, 133 УПК РСФСР» от 31 декабря 1996 г. // РГ. 1997. 4 янв.

Важное значение при применении закона имеют разъяснения Пленума Верховного Суда России по вопросам судебной практи­ки. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способствуют непосредственному применению судом Конституции РФ, в частности разъяснения о том, что только по решению суда возможны обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослуши­вание телефонных разговоров, а также реализации всех конститу­ционных норм о правах и свободах человека и гражданина

Преобразование судопроизводства в концепции судебной ре­формы связано с введением суда с участим присяжных заседате­лей * Судебное разбирательство с участием присяжных заседате­лей существенно отличается от общих условий судебного разбира­тельства и порядка судебного разбирательства, установленного ранее в УПК

Очевидно, что новые нормы раздела Х УПК** «Производство в суде присяжных», где последовательно проведено начало состязательности, по-новому выражены права председательствующего судьи, установлен порядок исключения недопустимых доказательств, изменено содержание кассационного производства, долж­ны оказать влияние на регламентацию порядка судебного разбирательства в любом составе суда и на другие институты уголовного процесса.

Наши рекомендации