Источники уголовно-процессуального права. В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно Под ним часто подразумевают как форму правовых актов
В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно Под ним часто подразумевают как форму правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, так и сами эти нормы, содержание и система которых образует уголовно-процессуальное право При таком подходе понятием «уголовно-процессуальный закон» обозначается форма и содержание уголовно-процессуального права, взятые в органическом единстве. Например, говорят уголовно-процессуальный закон устанавливает права участников процесса, полномочия следователя, условия судебного разбирательства
Понятие «уголовно-процессуальный закон» применяется и в более узком значении, для обозначения только самих нормативно правовых актов, в которых закрепляются процессуальные нормы В этом смысле закон как актвысшей юридической силы, принятый законодательным органом РФ, является единственным источником уголовно-процессуального права. Это означает, что уголовно-процессуальные нормы могут содержаться только в федеральных законах, те. в нормативно правовых актах, принимаемых высшим законодательным органом (п. «о» ст. 71 Конституции РФ)
Признание того, что нормы уголовно-процессуального права могут содержаться только в законе, обусловлено тем, что в сфере уголовного судопроизводства могут быть ограничены или так или иначе затронуты, действиями и решениями государственных органов и должностных лиц, конституционные права и свободы человека и гражданина. Очевидно, что основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав могут регулироваться только законом, а не ведомственным или иным актом органов управления. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — сказано в ст. 2 Конституции РФ. Эту обязанность государство реализует, в первую очередь, путем законодательной деятельности.
Порядок уголовного судопроизводства регулируется Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом, другими федеральными законами.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции), поэтому и в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативный акт высшей юридической силы.* Так, норма Конституции РФ, предоставившая свидетельский иммунитет близким родственникам обвиняемого, применяется непосредственно, так как в УПК еще не внесены соответствующие изменения. Конституционные нормы могут применяться совместно с процессуальными нормами, которые могут и текстуально совпадать с конституционными нормами, что подчеркивает особую значимость такого рода норм процессуального закона, недопустимость отступления от их предписания.
Конституция отнесла к ведению Российской Федерации судоустройство, прокуратуру, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), следовательно, У ПК является источником уголовно-процессуального права на всей территории Российской Федерации. Законы РФ, устанавливающие правила производства по уголовным делам, должны после их принятия включаться в УПК путем изменения, дополнения его норм или в виде самостоятельных глав, разделов УПК.*
В уголовном процессе используются соответствующие законы, определяющие судебную систему, компетенцию судов, статус
судей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, задачи и полномочия милиции, налоговой полиции, ФСБ, задачи, принципы организации, права и обязанности адвокатов.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ).
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора. Международные пакты, договоры РФ являются, в свою очередь, важным источником для совершенствования уголовно-процессуальных законов Российской Федерации.
За последние годы многие изменения и дополнения, внесенные в уголовно-процессуальные законы Российской Федерации, были результатом признания нашим государством важности этих международных норм для защиты прав и свобод человека. Международные пакты и договоры оказали определенное влияние и на конституционное законодательство РФ и специальные законы РФ об уголовном процессе. Достаточно указать ст. 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая гласит: «Каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».
В ст. 11 Декларации записано: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты»*.
В области прав человека сложилась и действует целостная система как международных документов, так и соответствующих механизмов контроля за их исполнением. Укажем важнейшие из них. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о
гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвенция 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод».
В соответствии с подписанными нашей страной международными документами в законодательстве РФ должны найти свое отражение обязательные минимальные требования к судебной процедуре по уголовным делам, которые закреплены в международных документах в области прав человека.*
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.).
Особое место в уголовно-процессуальном правоприменении имеют решения Конституционного Суда РФ (Закон РФ «О Конституционном Суде РФ» от 24 июня 1994 г.).
Решение Конституционного Суда РФ о признании закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, служит основанием для пересмотра компетентным органом этого дела в обычном порядке (ч. 2 ст. 100). «Признание Конституционным Судом закона не соответствующим Конституции и потому недействительным исключает его из правовых оснований решений других судов как в данном, так и во всех других делах».* Решения Конституционного Суда могут влечь за собой отмену или изменение действующих норм.**
** См , например, постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР и Закон о внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР от 15 ноября 1997 г. (РГ. 1997. 19 нояб ). Этим Законом внесены изменения в ст 415 УПК и исключена ст. 418 УПК; см. также постановление Констигуционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 97 УПК в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина от 13 июня 1996 г. и Закон «О внесении изменений и дополнений в ст. 26, 97, 133 УПК РСФСР» от 31 декабря 1996 г. // РГ. 1997. 4 янв.
Важное значение при применении закона имеют разъяснения Пленума Верховного Суда России по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способствуют непосредственному применению судом Конституции РФ, в частности разъяснения о том, что только по решению суда возможны обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также реализации всех конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина
Преобразование судопроизводства в концепции судебной реформы связано с введением суда с участим присяжных заседателей * Судебное разбирательство с участием присяжных заседателей существенно отличается от общих условий судебного разбирательства и порядка судебного разбирательства, установленного ранее в УПК
Очевидно, что новые нормы раздела Х УПК** «Производство в суде присяжных», где последовательно проведено начало состязательности, по-новому выражены права председательствующего судьи, установлен порядок исключения недопустимых доказательств, изменено содержание кассационного производства, должны оказать влияние на регламентацию порядка судебного разбирательства в любом составе суда и на другие институты уголовного процесса.