ТЕМА 7. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Цель занятия: исследовать понятие, признаки и уголовно-правовое значение субъекта преступления

Цель занятия: исследовать понятие, признаки и уголовно-правовое значение субъекта преступления

1. Понятие, признаки и значение субъекта преступления.

2. Возраст уголовной ответственности, некоторые особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних.

3. Вменяемость как необходимое условие уголовной ответственности. Невменяемость: понятие, критерии, уголовно-правовые последствия.

4. Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения, и лицами с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

5. Общий и специальный субъект преступления.

6. Субъект преступления и личность преступника.

7. Перспективы введения института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.

1. При изучении вопроса о понятии субъекта преступления нужно знать и уметь раскрывать юридические признаки субъекта, необходимые для признания лица способным нести уголовную ответственность. Следу­ет также уяснить, что эти признаки, характеризующие субъект преступ­ления, могут быть обязательными или факультативными. Надо твердо усвоить при этом, что обязательными юридическими признаками, необхо­димыми для признания лица, совершившего общественно опасное деяние, субъектом преступления, являются физическая природа лица, достижение определенного возраста, установленного законом, и вменяемость.

2. Изучая вопрос о возрасте, достижение которого требуется для привлечения к уголовной ответственности, нужно усвоить, в частности, следующие основные положения:

а) по УК РФ уголовная ответственность, по «общему правилу», наступа­ет с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК);

б) за отдельные, специально предусмотренные в законе преступления - с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК).

Уголовная политика в отношении несовершеннолетних и молодежи исходит из необходимости особой заботы о них. В соответствии с этим, в уголовном кодексе имеется целый ряд норм, предусматривающих особые правила об ответственности несовер­шеннолетних и применении к ним уголовного наказания. Это находит свое выражение в снижении им за совершение преступления сроков лише­ния свободы; запрещении применять отдельные виды наказания; в назна­чении за совершение преступлений небольшой или средней тяжести вмес­то лишения свободы иных видов наказания, а также принудительных мер воспитательного воздействия, в установлении особого порядка сня­тия судимости. УК РФ выделяет ряд особых правил, относящиеся к несо­вершеннолетним, в раздел Y. Все это имеет важное значение в осущест­влении уголовной политики в отношении несовершеннолетних правонару­шителей и преследует цель их перевоспитания.

3. При изучении понятия невменяемости (ст. 21 УК РФ), нужно уяснить, в чем сос­тоят медицинский (биологический) и юридический (психологический) критерии невменяемости, почему для признания лица невменяемым необ­ходимо одновременно наличие обоих указанных критериев. Нужно также понять, почему для установления юридического (психологического) кри­терия невменяемости достаточно установить либо отсутствие у лица способности отдавать себе отчет в своих действиях, либо руководить ими.

Одна из типичных ошибок при изучении данного раздела курса сос­тоит в том, что студенты смешивают лиц невменяемых и лиц, заболев­ших психической болезнью после совершения преступления. Следует уяс­нить, что невменяемыми могут быть признаны лица, обладающие соот­ветствующими признаками в момент совершения преступления, такие лица не являются субъектами преступления, следовательно, в их действиях отсутствует состав преступления.

Необходимо знать также положения закона, регулирующего ответс­твенность лиц, которые во время совершения преступления страдали психическим расстройством, не исключающим вменяемости, а также лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 22, 23 УК РФ)

4. При изучении факультативных признаков, характеризующих субъ­ект преступления, нужно, прежде всего, уяснить понятие специального субъекта и уметь называть категории таких субъектов.

5. Изучая данную тему курса, следует помнить, что признаки, ха­рактеризующие лицо, совершившее преступление, не могут быть сведены лишь к юридическим признакам субъекта преступления. Конкретное преступление совершает физическое лицо - человек, обладающий нравствен­но-психологической и социально-политической характеристикой. Поэтому надо уяснить, что общественная опасность включает в себя всю сово­купность свойств, характеризующих его как личность, и не может быть сведена лишь к характеристике субъекта преступления. Студент дол­жен знать различие понятий "личность преступника" и "субъект прес­тупления".

6. Необходимо обратить внимание на новую тенденцию в законопроектной работе, а именно на разработку законопроектов о введении института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц (см. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц" (http://www.sledcom.ru/discussions/?SID=1273)

Наши рекомендации