ТЕМА 7. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Цель занятия: исследовать понятие, признаки и уголовно-правовое значение субъекта преступления
Цель занятия: исследовать понятие, признаки и уголовно-правовое значение субъекта преступления
1. Понятие, признаки и значение субъекта преступления.
2. Возраст уголовной ответственности, некоторые особенности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних.
3. Вменяемость как необходимое условие уголовной ответственности. Невменяемость: понятие, критерии, уголовно-правовые последствия.
4. Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения, и лицами с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
5. Общий и специальный субъект преступления.
6. Субъект преступления и личность преступника.
7. Перспективы введения института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.
1. При изучении вопроса о понятии субъекта преступления нужно знать и уметь раскрывать юридические признаки субъекта, необходимые для признания лица способным нести уголовную ответственность. Следует также уяснить, что эти признаки, характеризующие субъект преступления, могут быть обязательными или факультативными. Надо твердо усвоить при этом, что обязательными юридическими признаками, необходимыми для признания лица, совершившего общественно опасное деяние, субъектом преступления, являются физическая природа лица, достижение определенного возраста, установленного законом, и вменяемость.
2. Изучая вопрос о возрасте, достижение которого требуется для привлечения к уголовной ответственности, нужно усвоить, в частности, следующие основные положения:
а) по УК РФ уголовная ответственность, по «общему правилу», наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК);
б) за отдельные, специально предусмотренные в законе преступления - с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК).
Уголовная политика в отношении несовершеннолетних и молодежи исходит из необходимости особой заботы о них. В соответствии с этим, в уголовном кодексе имеется целый ряд норм, предусматривающих особые правила об ответственности несовершеннолетних и применении к ним уголовного наказания. Это находит свое выражение в снижении им за совершение преступления сроков лишения свободы; запрещении применять отдельные виды наказания; в назначении за совершение преступлений небольшой или средней тяжести вместо лишения свободы иных видов наказания, а также принудительных мер воспитательного воздействия, в установлении особого порядка снятия судимости. УК РФ выделяет ряд особых правил, относящиеся к несовершеннолетним, в раздел Y. Все это имеет важное значение в осуществлении уголовной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей и преследует цель их перевоспитания.
3. При изучении понятия невменяемости (ст. 21 УК РФ), нужно уяснить, в чем состоят медицинский (биологический) и юридический (психологический) критерии невменяемости, почему для признания лица невменяемым необходимо одновременно наличие обоих указанных критериев. Нужно также понять, почему для установления юридического (психологического) критерия невменяемости достаточно установить либо отсутствие у лица способности отдавать себе отчет в своих действиях, либо руководить ими.
Одна из типичных ошибок при изучении данного раздела курса состоит в том, что студенты смешивают лиц невменяемых и лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления. Следует уяснить, что невменяемыми могут быть признаны лица, обладающие соответствующими признаками в момент совершения преступления, такие лица не являются субъектами преступления, следовательно, в их действиях отсутствует состав преступления.
Необходимо знать также положения закона, регулирующего ответственность лиц, которые во время совершения преступления страдали психическим расстройством, не исключающим вменяемости, а также лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 22, 23 УК РФ)
4. При изучении факультативных признаков, характеризующих субъект преступления, нужно, прежде всего, уяснить понятие специального субъекта и уметь называть категории таких субъектов.
5. Изучая данную тему курса, следует помнить, что признаки, характеризующие лицо, совершившее преступление, не могут быть сведены лишь к юридическим признакам субъекта преступления. Конкретное преступление совершает физическое лицо - человек, обладающий нравственно-психологической и социально-политической характеристикой. Поэтому надо уяснить, что общественная опасность включает в себя всю совокупность свойств, характеризующих его как личность, и не может быть сведена лишь к характеристике субъекта преступления. Студент должен знать различие понятий "личность преступника" и "субъект преступления".
6. Необходимо обратить внимание на новую тенденцию в законопроектной работе, а именно на разработку законопроектов о введении института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц (см. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц" (http://www.sledcom.ru/discussions/?SID=1273)