Примерный состав участников деловой игры

1. Судья (3-4 чел.), рассматривающий ходатайство о применении меры пресечения;

2. Следователь (3-4 чел.), производящий предварительное расследование;

3. Защитник (2-3 чел);

4. Обвиняемый (2 чел);

5. Эксперты (4 чел.)- наблюдатели, дающие оценку участникам игры;

6. Преподаватель, выступающий в роли консультанта.

Подготовка к деловой игре

Преподаватель – руководитель игры - за несколько дней до ее проведения собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, характер подготовительной работы. Необходимо, чтобы курсанты имели на руках сценарий деловой игры и материалы к деловой игре, предварительно его внимательно прочитали и имели бланки необходимых процессуальных документов и проекты процессуальных документов.

С участием курсантов тщательно прорабатываются основные характеристики и особенности предлагаемых ролей. Курсанты могут предложить ввести в игру новые роли, а также внести соответствующие коррективы в предложенную для обсуждения ситуацию.

Курсантам необходимо заблаговременно ознакомиться с соответствующими положениями УПК РФ, закрепляющими компетенцию должностных лиц, а также процессуальный статус защитника , обвиняемого. Кроме того преподаватель должен ориентировать курсантов на внимательное изучение положений закона о избрании меры пресечения по решению суда. При подготовки к данной деловой игре необходимо акцентировать внимание курсантов на основаниях к изменению избранной меры пресечения, которые можно обнаружить в представленной к деловой игре фабуле.

С участием преподавателя и курсантов подбираются ключевые фигуры игры: судья, следователь, защитник и эксперты. Приветствуется самовыдвижение курсантов на те или иные роли.

В зависимости от избранных ролей преподавателем каждому курсанту дается персональное задание по подготовке к деловой игре, включающее изучение тех или иных законов и подзаконных актов, а также литературных источников.

Следует рекомендовать курсантам предварительно подготовить тезисы выступлений, проекты решений, вопросы к участникам с тем, чтобы использовать их в ходе игры.

Перед началом игры преподаватель проверяет готовность курсантов, консультирует их, оказывает помощь. Ориентирует курсантов на то, чтобы деловая игра носила дискуссионный, творческий характер с активным участием всей учебной группы.

На первоначальном этапе деловой игрыпреподаватель должен провести вводный инструктаж: объяснить курсантам суть проблемы, которую они должны решить в ходе деловой игры, довести до их сведения фабулу практической ситуации, а также напомнить перечень учебных тем, которые найдут свое воплощение в ходе деловой игры.(10 мин)

Основная часть деловой игры состоит в том, что курсанты разделяются на 4 группы: Группа «следователь», Группа «защитник», Группа «судья», Группа «эксперт». Персональный состав каждой из групп целесообразно формировать с таким расчетом, чтобы в нее входили слушатели различного уровня успеваемости и теоретической подготовленности. Процессуальных документы, которые должны быть составлены по ходу деловой игры, составляются с учетом предварительного распределения ролей .

Примерный план проведения деловой игры

1. Руководитель игры – преподаватель объявляет тему, проверяет наличие курсантов, получивших роли, их готовность к игре, проводит инструктаж и определяет задачи каждой из четырех групп ( 5 - мин.)

Группа «Следователь» - изучение материалов уголовного дела, подготовка и обоснование ходатайства об избрании меры пресечения заключения под стражу. Подготовка текста речи для выступления в судебном заседании.

Группа «Защитник» - изучение материалов уголовного дела, подготовка и обоснование отсутствия необходимости в избрании меры пресечения заключения под стражу. Подготовка текста речи для выступления в судебном заседании.

Группа «Судья» - изучение материалов уголовного дела, подготовка вопросов сторонам участникам судебного заседания, а также сценария судебного заседания.

Группа «Эксперт» - изучение материалов уголовного дела, подготовка вопросов сторонам участникам деловой игры.

2. Работа в группах по подготовке инсценировки судебного заседания (15-20 мин.)

3. Инсценировка судебного заседания (20-25 мин) .

4. Преподаватель предоставляет слово экспертам

Группа «Эксперт» должна задать каждой группе по 2-3 вопроса в рамках темы «меры пресечения» и правовой ситуации. .(20мин)

Ответы групп , а также аргументированность выступлений будут являться критерием оценки. Экспертом выставляется оценка группе участников в целом.(10 мин)

Заключительный этап проведения деловой игры предполагает обсуждение и анализ результатов проведения занятия.

Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение 5 минут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов, обращает внимание на полноту достижения поставленных перед курсантами целей, на недостатки и положительные стороны, отмечает, что, на его взгляд, могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.

Преподаватель, с учетом мнения экспертов определяет итоговые оценки участникам деловой игры.

Необходимо также выслушать мнение студентов о деловой игре: что могло бы помочь в дальнейшем в совершенствовании этого вида занятий.

В заключении преподаватель благодарит всех присутствующих.

Задание

По итогам деловой игры курсантами должны быть составлены следующие документы:

1. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения заключение под стражу .

2. Постановление судьи об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу

3. Постановление судьи об отказе в удовлетворении ходатайства (в зависимости от результатов развития деловой игры)

Проверка преподавателем оформленных документов осуществляется после проведения деловой игры.

1. Фамилия, имя, отчество Белов Артем Вячеславович

2. Дата рождения 25.04.1984 г.

3. Место рождения г. Люберцы Московской области

4. Место жительства и (или) регистрации Московская область, г. Люберцы, ул. Юбилейная, д.18, кв.24

5. Гражданство РФ

6. Образование среднее специальное

7. Семейное положение, состав семьи холост

8. Место работы или учебы не работает

9. Отношение к воинской обязанности военнообязанный

10. Наличие судимости судим )

11. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность обвиняемого: паспорт 46 03 255724 выдан 30.07.2002 года 2 О/М Люберецкого УВД.

12. Иные данные о личности обвиняемого: на учете в ПНД, НД, не состоит, по месту жительства характеризуется положительно.

1. Фамилия, имя, отчество Язева Артура Вадимовича

2. Дата рождения 23.08.1982 г.р.,_____.

3. Место рождения г. Гомель Республики Беларусь

4. Место жительства и (или) регистрации Московская область, г. Люберцы, ул. Октябрьский пр, д.118, кв.31

5. Гражданство РФ

6. Образование среднее специальное

7. Семейное положение, состав семьи женат, ребенок 1,5 года

8. Место работы или учебы работает

9. Отношение к воинской обязанности военнообязанный

10. Наличие судимости не судим

11. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность обвиняемого: паспорт 46 03 244624 выдан 27.07.2002 года 2 О/М Люберецкого УВД.

12. Иные данные о личности обвиняемого: на учете в ПНД, НД, не состоит, по месту жительства характеризуется положительно.

13.04.2008 года, примерно в 23 часа, Язев А.В. и Белов А.В., вступив между собой в преступный сговор на открытое хищение чужого имущества, подошли к ранее им незнакомым Скорику В.В. и несовершеннолетним Чукину М.В., 11.03.1989 года рождения, и Швец И.В., 05.07.1988 года рождения, вышедшим из торгового павильона ООО «Бекем», расположенном у дома №8 по ул. Дзержинской г. Дзержинский Московской области. Действуя согласованно, в осуществление общего преступного умысла, Язев А.В. попросил у Скорика В.В. посмотреть его спиннинг «Jaxon», стоимостью 1500 рублей. Скорик В.В., не догадываясь о преступных намерениях последнего, передал Язеву А.В. спиннинг. Затем Язев А.В. попросил у Скорика В.В., принадлежащий последнему мобильный телефон для того, чтобы позвонить, сказав, что вставит свою SIM-карту. Скорик В.В. передал Язеву А.В. свой мобильный телефон «SIEMENS SL-45», стоимостью 900 рублей. Забрав телефон, Язев А.В. положил его в карман своей одежды и сказал Скорику В.В., что он больше не увидит ни спиннинга, ни телефона. На законные требования Скорика В.В. вернуть принадлежащее ему имущество Язев А. В. ответил отказом. Затем Язев А.В., во исполнении общего с Беловым А.В. преступного умысла, потребовал от несовершеннолетних Чукина М.В. и Швец И.В. передать ему имеющиеся у них мобильные телефоны, а в случае невыполнения его требования, высказал в их адрес угрозу избиением, то есть применением насилия не опасного для жизни и здоровья. Чукин М.В., восприняв данную угрозу со стороны Язева А. В., как реальную, передал последнему свой мобильный телефон «SIEMENS С-45», стоимостью 800 рублей, с находящейся в нем SIM-картой оператора сотовой связи «Мегафон», стоимостью 150 рублей, на счету которой было 7,68 долларов США, что согласно курса ЦБ РФ на 13.04.2005 года составило 213 рублей 24 копейки. У Швец И.В. мобильного телефона не оказалось. В это время, Белов А.В., действуя согласованно с Язевым А.В., во исполнение общего преступного умысла на открытое хищение чужого имущества, потребовал от Швеца И.В.. Чукина М.В. Скорика В.В., отдать оставшиеся у них ценное имущество. После чего, Белов А.В., действуя в продолжение преступного умысла, увидев у Скорика В.В. на шее золотую цепочку, применив насилие не опасное для жизни и здоровья, схватил его рукой за одежду и завел за павильон ООО «Бекем», где попытался снять с шеи Скорика В.В. указанную золотую цепочку стоимостью 8996 рублей 73 копейки. Скорик В.В. оказывал Белову А.В. сопротивление, не давая возможности снять с себя цепочку. Белов А.В., действуя в осуществление преступного умысла, с целью подавить сопротивление, нанес Скорику В.В. удар кулаком в по туловищу в область живота, от чего последний упал на землю, после нанес два удара ногами по туловищу Скорику В.В., причинив тому физическую боль, то есть применил насилие не опасное для жизни и здоровья, повторив требование передать ему цепочку. Скорик В.В. Однако в ходе происходящего самообороняясь, Скорик причинил Белову А.В. и Язеву А.В.. телесные повреждения в виде порезов, с которыми последний ( Язаев А.В.) 13.04.2005 года был госпитализированы в травматологическое отделение Дзержинской городской больницы. Таким образом, Белов А.В., Язеву А.В.. совершили преступление, предусмотренное п.п.«а,г» ч.2 ст.161 УК РФ.

Справка

1. Уголовное дело № 34888 возбуждено 14 апреля 2008 года по п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ

2. Белов А.В. был задержан в соответствии со ст.91 УПК РФ «15» апреля 2005 года.

3. Белову А.В. «15» апреля 2005 года была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

4. Белову А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ «22» апреля 2005 года.

5. . Язеву А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ «27» апреля 2005 года.

6. Вещественные доказательства по уголовному делу: спиннинг «Jaxon», мобильный телефон «SIEMENS SL-45», золотая цепочка находятся у потерпевшего Скорика В.В., мобильный телефон «SIEMENS С-35» находится у потерпевшего Чукина М.В.; одежда подозреваемых, обвиняемого и ножницы находятся в камере хранения Люберецкого УВД.

7. Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.

8. . Меры, принятые в обеспечение гражданского иска и возможной конфискации имущества - не применялись.

9. . Процессуальные издержки по уголовному делу: нет.

10. . Меры, принятые по обеспечению прав иждивенцев обвиняемых и потерпевших не применялись.

Наши рекомендации