Юридической природой норм права.
Тема
Нормы права
1. Понятие и признаки нормы права
2. Классификация норм права
3. Структура норм права
4. Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативного правового права.
Понятие и признаки нормы права
Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.
Норма права является первичным элементом права. Свойства правовой нормы определяются двумя началами:
Принадлежностью правовых норм к нормам социальным;
юридической природой норм права.
Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества юридической нормы:
· Она есть правило поведения людей в обществе.
· Она обладает качеством нормативности – является типовым образцом поведения, что находит выражение в следующем:
А) круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т.д.);
Б) она рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкретный случай, а на все случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой;
В) вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в данной норме).
Юридическая природа правовых норм определяет их следующие признаки:
1. Норма права непосредственно исходит от государств или санкционируется им. Т.е. любой стандарт поведения может рассматриваться в качестве правового лишь в том случае, ели он установлен или признан компетентным государственным органом и взято ими под свою защиту.
2. Норма права представляет собой государственно-властное веление.
3. Норма права охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принудительного воздействия.
4. Норма права – общеобязательное правило поведения. Она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами. Она предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий. Она носит общий характер, выступает в качестве равной, одинаковой меры поведения для каждого субъекта права, который оказывается в сфере ее действия.
5. Норма права обладает качеством формальной определенности. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правового акта или иного официального источника права.
6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Правовые нормы могут регулировать поведение людей, будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на волю своим властным содержанием (волевой момент). Кроме того, правовая норма, как и право в целом, выражает волю государства.
7. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
Правовымиможно считатьнормы, которые:
· исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, и признаны государством;
· исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;
· изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией;
· закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Классификация норм права
Правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. В зависимости от принадлежности к определенной отрасли права, т.е. по предмету правового регулирования,выделяют: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
2. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).
3. В зависимости от функций права (от социального назначения и роли) выделяют регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер, т.е. предоставляет права и возлагает обязанности. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Они не оставляют места усмотрению сторон. Диспозитивные нормы регулирую т отношения сторон постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон. Они позволяют сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
5. По сфере действия выделяют нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Локальные нормыдействуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
В системе права выделяется группа специальных норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам. К ним относятся:
А) Учредительные нормы. Они отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.
Б) Дефинитивные нормы. Они формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).
В) Оперативные нормы. Они устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
Г ) Декларативные нормы. Они обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.
Д) Коллизионные нормы. Они призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, регулировать выбор между нормами.
Е) Обеспечительные нормы. Они содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.
Структура норм права
Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
Существует несколько точек зрения по поводу структуры юридической нормы.
1. Норма права состоит из трех элементов.
2. Норма права состоит из двух элементов.
3. Норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов.
Преобладающим является мнение, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).
Логическую структуру правовой нормы можно сформулировать так: если имеют место определенные обстоятельства, то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия, иначе для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (если-то-иначе).
В соответствии с другими подходами к строению правовой нормы, следует исходить из того факта, что право направлено на выполнение двух основных задач: 1) положительное регулирование общественных отношений, 2) на охрану правовых предписаний от нарушений.
В соответствии с этим существуют нормы регулятивные нормы (нормы позитивного регулирования) и правоохранительные нормы. Регулятивные нормы содержат положительные веления и соответствующие права и обязанности субъектов права. Правоохранительные нормы выражают отрицательное отношение государства к противоправному поведению и предусматривают меры ответственности за правонарушения. В связи с этим, правоохранительные нормы, предусматривающие правовые санкции, обеспечивают реализацию правовых предписаний положительного характера. В соответствии с этим нормы позитивного регулирования состоят из двух элементов, гипотезы и диспозиции, а правоохранительные нормы из гипотезы и санкции, где гипотеза определяет состав правонарушения, его признаки, а санкция предусматривает меры юридической ответственности. Двухэлементная структура соответствует формуле «если – то», где если это гипотеза, а то – либо диспозиция, либо санкция.