Понятие и виды правотворчества

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ПРАВОТВОРЧЕСТВО»

ПЛАН:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Стр.

Организационно-методические указания…………...……………..…….. 4

Список использованной литературы …………………………...……….5 - 6

Введение …………………………………………………………………… 7

1. Понятие и виды правотворчества, соотношение с правообразованием ..... 8-14

2. Принципы правотворчества ………………..……….……….………….......14-18

3. Стадии законотворческого процесса ……………….…...……………….....18-35

4. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел …...………........35-38

5. Систематизация законодательства………………………………………….39-54

6. Юридическая техника………………………………………………………..54-59

Выводы………………………………………………………………........59-60

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии, значении и отличии правообразования и правотворчества.

2. Выделить и раскрыть стадии законотворческого процесса.

3. Знать особенности правотворческой деятельности органов внутренних дел.

4. Понятие, значение и виды систематизации законодательства.

5. Значение юридической техники для правотворчества и систематизации нормативно-правовых актов.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распредел. учеб. врем.
  Введение 10 мин
1. Понятие и виды правотворчества, соотношение с правообразованием 10 мин
2. Принципы правотворчества 10 мин.
3. Стадии законотворческого процесса 20 мин.
4. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел 10 мин.
5. Систематизация законодательства 10 мин.
6. Юридическая техника 10 мин.
  Заключение 10 мин.
  ИТОГО 1 час 30 мин

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Афанасьев В.С. Правообразование и правотворчество // Юридическая наука и правоохранительная практика. Тюмень, 2008. № 1 (4). С. 4-14.

2. Баранов А.П. Правотворчество органов государственной власти в сфере национальной безопасности России // Современное право. 2009. № 2. С. 48-50.

3. Бобылев А.И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. 2006. № 6. С. 4-14.

4. Ершов В.В. Правопонимание, правотворчество и правоприменение // Российское правосудие. Научно-практический журнал. 2008. № 5 (25). С. 7-17.

5. Жалинский А.Э., Чистяков В.В., Ястребова Е.В. Правотворчество и лоббизм в современной России. По следам интеллектуального штурма // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 12-15.

6. Золотухина Т.А. Правотворчество политика российского государства // История государства и права. 2008. № 15. С. 13-15.

7. Колдаева Н.П., Поленина С.В. Правотворчество в РФ (актуальные проблемы теории и практики) // Российская юстиция. 2009. № 5. С. 33-36.

8. Липатов Э.Г. Правотворчество органов власти субъектов РФ - качественная характеристика субъектов РФ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 2. С. 35-40.

9. Лукьянчикова Е.Ф. Особое нормотворчество законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9. С. 10-12.

10. Малюшин А.А. Конституционное правотворчество в аспекте взаимодействия Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов // Российский судья. 2008. № 9. С.4-10.

11. Осипов М.Ю. Основные факторы, влияющие на правотворчество и правовое регулирование: понятие и соотношение // Современное право. 2009. № 8. С. 3-5.

12. Ситникова И.Е. Политический плюрализм и правотворчество: условия взаимодействия // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 2. С. 244-246.

13. Слипенчук М.В. Особенности правотворческой деятельности при реализации функций государства // Закон и право. 2009. № 8. С. 30-32.

14. Шувалов И.И. Правотворчество в современной концепции государственно-правового управления обществом // Законодательство и экономика. 2005. № 4. С. 5-8.

Дополнительная литература:

1. Борисов А.С. Вето в региональном правотворчестве// Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2.

2. Бочарова Е.П. Правотворчество субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 1. С. 35-38.

3. Брикасов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов// Журнал российского права. 2003. № 8.

4. Евдокимов В. От подготовки законов к их эффективной реализации// Российская юстиция. 2002. № 9.

5. Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации// Государство и право. 2003. № 2.

6. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Государство и право. 1999. № 1, 2.

7. Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2. С. 85-93.

8. Рябцев В.П., Блинова А.Ю.Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры Российской Федерации)// Журнал российского права. 2002. № 10.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс оформления России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.

Происходящие перемены в России не могли обойти стороной правотворческие процессы. Правотворчество - одно из важнейших направлений государственной деятельности, оно является необходимым процессом для организации государственного управления обществом, для регулирования общественных отношений.

Основную задачу правотворчества можно сформулировать как создание, обновление и совершенствование законодательства. В ходе ее решения принимаются новые нормы, изменяются уже существующие, упраздняются устаревшие.

Правотворческая деятельность была и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно, и качество принимаемых нормативных правовых актов – это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.

Правотворчество, формируя законодательную систему РФ, является основным путем воздействия на общественные отношения, главным средством придания праву юридической силы.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА,

Наши рекомендации