Понятие и виды правотворчества
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция по теме:
«ПРАВОТВОРЧЕСТВО»
ПЛАН:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Стр.
Организационно-методические указания…………...……………..…….. 4
Список использованной литературы …………………………...……….5 - 6
Введение …………………………………………………………………… 7
1. Понятие и виды правотворчества, соотношение с правообразованием ..... 8-14
2. Принципы правотворчества ………………..……….……….………….......14-18
3. Стадии законотворческого процесса ……………….…...……………….....18-35
4. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел …...………........35-38
5. Систематизация законодательства………………………………………….39-54
6. Юридическая техника………………………………………………………..54-59
Выводы………………………………………………………………........59-60
Организационно-методические указания:
Цели лекции:
1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии, значении и отличии правообразования и правотворчества.
2. Выделить и раскрыть стадии законотворческого процесса.
3. Знать особенности правотворческой деятельности органов внутренних дел.
4. Понятие, значение и виды систематизации законодательства.
5. Значение юридической техники для правотворчества и систематизации нормативно-правовых актов.
Методы и средства достижения учебных целей:
Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.
ПЛАН
№ п/п | Содержание лекции | Распредел. учеб. врем. |
Введение | 10 мин | |
1. | Понятие и виды правотворчества, соотношение с правообразованием | 10 мин |
2. | Принципы правотворчества | 10 мин. |
3. | Стадии законотворческого процесса | 20 мин. |
4. | Нормотворческая деятельность органов внутренних дел | 10 мин. |
5. | Систематизация законодательства | 10 мин. |
6. | Юридическая техника | 10 мин. |
Заключение | 10 мин. | |
ИТОГО | 1 час 30 мин |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
1. Афанасьев В.С. Правообразование и правотворчество // Юридическая наука и правоохранительная практика. Тюмень, 2008. № 1 (4). С. 4-14.
2. Баранов А.П. Правотворчество органов государственной власти в сфере национальной безопасности России // Современное право. 2009. № 2. С. 48-50.
3. Бобылев А.И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. 2006. № 6. С. 4-14.
4. Ершов В.В. Правопонимание, правотворчество и правоприменение // Российское правосудие. Научно-практический журнал. 2008. № 5 (25). С. 7-17.
5. Жалинский А.Э., Чистяков В.В., Ястребова Е.В. Правотворчество и лоббизм в современной России. По следам интеллектуального штурма // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 12-15.
6. Золотухина Т.А. Правотворчество политика российского государства // История государства и права. 2008. № 15. С. 13-15.
7. Колдаева Н.П., Поленина С.В. Правотворчество в РФ (актуальные проблемы теории и практики) // Российская юстиция. 2009. № 5. С. 33-36.
8. Липатов Э.Г. Правотворчество органов власти субъектов РФ - качественная характеристика субъектов РФ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 2. С. 35-40.
9. Лукьянчикова Е.Ф. Особое нормотворчество законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9. С. 10-12.
10. Малюшин А.А. Конституционное правотворчество в аспекте взаимодействия Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов // Российский судья. 2008. № 9. С.4-10.
11. Осипов М.Ю. Основные факторы, влияющие на правотворчество и правовое регулирование: понятие и соотношение // Современное право. 2009. № 8. С. 3-5.
12. Ситникова И.Е. Политический плюрализм и правотворчество: условия взаимодействия // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 2. С. 244-246.
13. Слипенчук М.В. Особенности правотворческой деятельности при реализации функций государства // Закон и право. 2009. № 8. С. 30-32.
14. Шувалов И.И. Правотворчество в современной концепции государственно-правового управления обществом // Законодательство и экономика. 2005. № 4. С. 5-8.
Дополнительная литература:
1. Борисов А.С. Вето в региональном правотворчестве// Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2.
2. Бочарова Е.П. Правотворчество субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 1. С. 35-38.
3. Брикасов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов// Журнал российского права. 2003. № 8.
4. Евдокимов В. От подготовки законов к их эффективной реализации// Российская юстиция. 2002. № 9.
5. Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации// Государство и право. 2003. № 2.
6. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Государство и право. 1999. № 1, 2.
7. Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2. С. 85-93.
8. Рябцев В.П., Блинова А.Ю.Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры Российской Федерации)// Журнал российского права. 2002. № 10.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс оформления России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
Происходящие перемены в России не могли обойти стороной правотворческие процессы. Правотворчество - одно из важнейших направлений государственной деятельности, оно является необходимым процессом для организации государственного управления обществом, для регулирования общественных отношений.
Основную задачу правотворчества можно сформулировать как создание, обновление и совершенствование законодательства. В ходе ее решения принимаются новые нормы, изменяются уже существующие, упраздняются устаревшие.
Правотворческая деятельность была и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно, и качество принимаемых нормативных правовых актов – это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.
Правотворчество, формируя законодательную систему РФ, является основным путем воздействия на общественные отношения, главным средством придания праву юридической силы.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА,