Оперативно-розыскной деятельности. 2 страница
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства». (Законность, 2010 г. № 10. стр.64).
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 1 ноября 2011 г. № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа и прокурора». (Законность, 2012 г. № 1, стр.65-67).
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции». (Законность, 2010 г .№ 8, стр.66).
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 ноября 2007 г. № 190 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремисткой деятельности». (Законность, 2008 г. № 2, стр.52)..
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка».(Законность, 2011 г. № 2, стр.70).
¾ Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 9 ноября 2011 года № 329-49 « Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продления срока содержания под стражей» ( Законность, 2012 года № 2, стр. 58).
Основная литература
1. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник. М, «Юрайт-издат» 2008г.*
2. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. М, «Экзамен» 2004г.*.
3. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. Учебник. М., «Норма» 2008 г
4. Григорьев В.Н. и др. Прокурорский надзор. Учебник. Эксмо. 2006 г.
Специальная и научная литература.
Белкин А. Р.Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. Из-во «Норма», М,2007 г.
Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, совершенных в условиях неочевидности. - М. 1997 г.
Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе : учебно-практическое пособие, М., 2009 г.
Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью принимаемых следователями процессуальных решений. Методическое пособие. - М., Юрлитинформ., 2000 г. . Соловьев А.Б. и др. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. - М., Юрлитинформ, 2000 г. ., Гирько С.И. Сухарев С.А. Гирько С.И. Состояние и тенденция преступности в Российской Федерации : криминологический и уголовно-правовой справочник. М. 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------------------
Значком * отмечена литература, имеющаяся в фонде библиотеки ДФ РАП
.
Публикации в периодических изданиях.
Арзиани С. Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. ( Законность, 2011 г. № 1, стр.42-44).
Абдул-Кадыров Ш. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела. ( Законность, 2012 г. № 9, стр.12)
Аширбекова М. Поводы к возбуждению уголовного дела. ( Законность, 2012 г. № 10, стр.16)
Балакшин В. Уголовное преследование новых лиц в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.(Законность, 2010 г. № 5 стр.3-8)
Барабаш А. Начало исчисления срока задержания по подозрению в совершении преступления. (Законность, 2011 г. № 1, стр.47-49).
Барабаш А. Прокурорский надзор за предварительным следствием: возвращение к основам. (Законность, 2011 г. № 4, стр.5-10).
Брусницын Л. Право обвиняемого на ознакомление с уголовным делом. (Законность, 2011 г. № 1, стр.26-29).
Быков В. Новый закон о разумном сроке уголовного судопроизводства. (Законность, 2010 г. № 11, стр.23-28).
Винокуров А.Ю. Требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. (Адвокат, 2008 г. № 4, стр. 12-14).
Винокуров А. Следственный Комитет РФ как объект надзора за исполнением законов. (Законность, 2011 г. № 11, стр. 53-55).
Гальченко А. Розыск осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. (Законность, 2010 г. № 12, стр.29-31).
Городков Ю Надзор за законностью регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах Следственного комитета. ( Законность, 2008 г.№8, стр.16-17_.
Горюнов В Новый правовой институт. (Законность, 2010 г. № 5 стр.40-43).
Григорьев В. Постановление прокурора- новый повод для возбуждения уголовного дела ? (Законность, 2011 г. № 8, стр.45-47).
Гриненко А. Постановления прокурора как повод к возбуждению уголовного дела. ( Законность, 2012 г. № 11, стр.22).
Губин С. Защита свидетелей и потерпевших. (Законность, 2010 г. № 6, стр.35-37)
Гуршумов И. Досудебное соглашение о сотрудничестве – сделка с правосудием ? (Законность, 2010 г. № 4,стр.36-37)
Дмитриева Л. Обеспечение безопасности потерпевших как важное условие активности их участия в уголовном преследовании. (Законность. 2010 г. № 8, стр.3-6).
Доля Е. Правовое значение результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий для уголовного дела и реформы уголовного процесса. (Законность, 2011 г. № 4, стр.16-22).
Доржиев Б. Горюнов В. Статус Следственного комитета и новые полномочия прокурора. (Законность, 2011 г. № 11, стр.14-18).
Дудин Н. Дытченко Г. Надзор за следствием органов прокуратуры. (Законность, 2010 г. № 10, стр.3-6).
Залов А. Сделка с правосудием: проблемы правоприменения. (Законность, 2011 г. № 8, стр.34-40).
Зуев С. Борьба с организованной преступностью- нужны надлежащие правовые средства. (Законность, 2011 г. № 3, стр.28-30).
Евдокимов В. Возмещение вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности. (Законность, 2010 г. № 12, стр.50-51).
Исаенко В. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий. (Законность, 2010 г. № 4, стр.10-14).
Исаенко.В. Допустимость доказательств, полученных при исследовании результатов оперативно-розыскной деятельности. (Законность, 2011 г. № 1, стр.30-34).
Исаенко В. Методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений. ( Законность, 2012 г. № 7, стр. 10).
Исламова Э. Чубыкин А. Реализация полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.(Законность, 2011 г. № 4, стр.28-29).
Канцеляров А. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела. (Законность. 2011 г. № 8, стр.12-13).
Каретникова А. Арзамасцева. Разрешение суда на производство следственных действий. (Законность, 2011 г. № 2, стр.43-47).
Куракина Е. Ходатайство о заключении под стражу ; права потерпевшего.( Законность, 2010 г. № 2, стр.43-44).
Кругликов А Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования. ( Законность, 2012 г. № 1, стр.12).
Любишкин Д. Полномочия прокурора по рассмотрению и разрешению ходатайств в досудебном производстве. (Законность, 2011 г. № 5, стр.48-51).
Маслов И. Реформа досудебного производства. ( Законность, 2008 г. №7.стр.18-19).
Мондохонов А.,Федоренко М. Надзор за уголовным преследованием в сфере реализации приоритетных национальных проектов. (Законность, 2010 г. № 1, стр. 32-34).
Мыцыков А. К дискуссии о реорганизации досудебного производства. ( Законность, 2008 г. № 5,стр.42-43).
Никифоров С. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела. (Законность, 2011 г. № 1, стр.40-41).
Овсянников И. Прокурорский надзор в досудебном производстве: проблема приоритетов. (Закон, 2007 г. № 10, стр.9-15).
Оксюк Т. Усмотрение прокурора в уголовном процессе. (Законность, 2010 г. № 3, стр.3-9).
Петров А. Достаточные данные – необходимое условие для возбуждения уголовного дела. (Законность, 2011 г. № 2, стр.57-59).
Петров А. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела. (Законность, 2011 г. № 11, стр.32-37).
Резцов А. Работа в новых условиях.( Законность. 2009 г. № 4. стр.28-30)
Рябинина Т. Надзор за законностью содержания обвиняемого под стражей при передаче уголовного дела в суд. (Законность, 2011 г. № 8,стр.8-11).
Соколов А. Участие прокурора в судебном заседании в досудебном производстве. (Законность, 2010 г. № 12, стр.6-8).
Сопин В.Полномочия прокурора в стадии предварительного следствия.(Законность, 2011 г .№ 12, стр.38-39).
Чеботарев М. Прокурор – следователь : революция началась. (Эж-Юрист, 2007 г. № 7, стр.12-15)
Чупилкин Ю. Гарантии прав лица, задержанного до возбуждения уголовного дела. ( Законность, 2008 г. № 12. стр.44-45).
Чухонцев С. Практика надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях. (Законность, 2006 г. № 3. стр. 2-6).
Юношев.С. Проблема обеспечения прав потерпевших ждет своего разрешения. ( Российская юстиция, 2008 г. « 1. стр.63-64)
Тема 5.Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу
Вопросы:
1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;
3. Особенности надзора за законностью исполнения наказания в виде лишения свободы;
4. Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества;
5. Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;
6. Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Методические рекомендации
Студенты должны чётко представлять, что согласно ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ»предметом рассматриваемого направления являются:
¾ законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом;
¾ соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключённых под стражу, осуждённых и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
¾ законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 г. № 19 «Об организации надзора за исполнением законодательства администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
При ответе на второй вопрос студентам следует уяснить, что ст. 33 ФЗ «О прокуратуре РФ» предоставляет прокурору широкиеполномочия властно-распорядительного характера.
Прокурор также вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных и освобождать их из карцера и штрафного изолятора.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, осуждённых и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещённых в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному и безусловному исполнению соответствующими органами и учреждениями.
В случае выявления нарушений закона прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. Причём отличительной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указанных органов и учреждений от принесения протеста при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ (в порядке общего надзора), является приостановление действия опротестованного акта администрацией органами учреждения.
Особенностью надзора за законностью исполнения наказания в виде лишения свободы состоит в том, что при проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:
¾ законность нахождения осуждённых в местах отбывания наказания;
¾ соответствие режима содержания осуждённых видам исправительных учреждений;
¾ соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания;
¾ соблюдение требований закона при привлечении осуждённых к труду, правил охраны труда, их профессиональной подготовки;
¾ законность оперативно-розыскной деятельности;
¾ законность и обоснованность применения спецсредств и оружия в отношении осуждённых при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений и злостного неповиновения;
¾ соблюдение требований закона администрацией ИУ о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания, о порядке применения амнистии.
¾ соблюдение администрацией ИУ требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений.
¾ законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений.
При ответе на четвертый вопрос необходимо обратить внимание на то, что специфика прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества зависит, во-первых,от вида наказания и какой орган или учреждение исполняет этот вид наказания; во-вторых, какие требования о порядке и условиях отбывания каждого их этих видов наказания предусмотрены в законе.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 16 декабря 2009 г. с 10 января 2010 г. введены положения Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о применении наказания в виде ограничения свободы, а согласно Федерального закона от 7 декабря 2011 года с 1 января 2013 года будет применяться новый вид наказания в виде принудительных работ.
Особенность прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу заключается в том, что в зависимости от места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых проверка законности их содержания проводится соответствующим прокурором или работником отдела по надзору за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе прокуратур субъектов РФ.
При этом особое внимание уделяется проверке соблюдения правил внутреннего распорядка, режиму содержания задержанных и заключённых под стражу и их праву на личную безопасность во время содержания под стражей.
При ответе на шестой вопрос необходимо отметить, что организация прокурорского надзора в рассматриваемом направлении регламентируется рядом приказов, указаний Генерального прокурора РФ, указанных в прилагаемом ниже списке рекомендованной литературы.
Для обеспечения организации и осуществления надзора за соблюдением законов в данной сфере правовых отношений в составе Генеральной прокуратуры РФ функционирует Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.
Управление контролирует выполнение нижестоящими прокуратурами приказов и указаний Генерального прокурора РФ, решений коллегий, координационных и оперативных совещаний при Генеральном прокуроре РФ по вопросам обеспечения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В прокуратурах субъектов РФ надзор за соблюдением законов в данном направлении деятельности осуществляется соответствующими отделами, группами прокуроров, помощниками прокуроров субъекта РФ, на которых возложено исполнение надзорных функций в данной сфере. В зависимости от количества надзорных объектов (колоний, следственных изоляторов и т.д.) численности содержащихся в них лиц, а также штатных возможностей прокуратуры, работа в прокуратуре субъекта РФ на этом участке организуется по зональному, предметному или зонально-предметному принципам.
Третьим звеном, осуществляющим надзор за исполнением законов в данной сфере правовых отношений является специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которая взаимодействует с территориальными и военными прокуратурами путём планирования и совместного проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Рекомендуемая литература
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
¾ Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» ФКЗ (С последующими изменениями и дополнениями, // СЗ РФ 1995, № 18 ст.1589; 2003 г. № 27 ст. 2700). с изм. и доп. по состоянию на 14.12.2012 г.
¾ ФЗ от 30 марта 1998 г. № 54 ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протокола к ней».
¾ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. // СЗ РФ 1997г. №2 ст.198 (с изм. от 8.12.2003г. №161 ФЗ, и по состоянию на 7..12..2011 г.)
¾ ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. №2202-1 (в редакции ФЗ от 17.11.1995г. №168 – ФЗ // (СЗ РФ 1995г. №47 ст.4472) с изм. и доп. от 10.02.1999г. №31-ФЗ (СЗ РФ 1999 №7 ст.878); ст. 19.11.99г. №202-ФЗ (СЗ РФ №47 ст.5620); от 02.01.2000 № 150 ФЗ (СЗ РФ 01 № 53 г. 1 ст. 5018); от 30.12.01 г. № 194 ФЗ (СЗ РФ 2001 г. № 53 г. 1 ст. 5030); от 28.06.02 г. № 77. ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 26 ст. 2523); от 28.07.02 г. № 112. ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 30. ст. 3029); от 05.10.2002 г. № 120 ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 40. ст. 3853), (30.06.2003 г.; 22.08.2004 г.; 15.07.2005 г. ; 4.11.2005 г. 2.03,5.06.24.07.2007 г.25.122008 г.17.07.2009 г. 28.11.2009 г. 01.-7.2010 г. 28.12.2010 г. 07.02.2011 г.21.11.2011 г. 21.12.2012 г.)
- ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144 – ФЗ.//CЗ РФ 1995 №39.ст.675//( С изменениями и дополнениями от 18.07.1997 г. № 101- ФЗ; от 21.07.1998 г. № 117 – ФЗ; от 05.01.1999 г. № 6 – ФЗ; от 30.12.1999 г. № 225 – ФЗ; от 20.03.01 г. № 26 – ФЗ; и по состоянию на 18.12.2012 г.)
¾ ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»//CЗ РФ. 1995. № 29. ст.2759 //..(С изменениями и дополнениями СЗ РФ 1998 г. № 30 ст. 3513; 2001 г. № 11 ст. 1020; и по состоянию на 23.09.2011 г)
¾ Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». (ВСНД. 1993 г. № 33. ст. 1316), (С изменениями и дополнениями СЗ РФ 2000 г. № 26. ст. 2730; 2001 г. № 11. ст. 1002).
¾ Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». (ВСНД 1992 г. № 33. ст. 1913), С изменениями и дополнениями (СЗ 1998 г. № 30. ст. 3613; 2002 г. № 30.ст. 3033).
¾ Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. . № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». (CЗ РФ. 2011. № 1. ст.35)
Руководящие документы Генеральной прокуратуры
Российской Федерации.
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации». ( с изм. от 5 сентября 2008 г и от 17 марта 2010 г и. от 31 мая 2011 г № 154).(Законность, 2008 г. № 4, стр.46).
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». (Законность, 2011 г. № 5, стр.60).
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2007 г. № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». (Законность, 2007 г.№ 7, стр. 58)
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции». (Законность, 2010 г .№ 8, стр.66).
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». (Законность, 2011 г. № 2, стр.70).
¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2012 года № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействии преступности». (Законность, 2012 г. № 3. Стр.68).
¾ Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 9 ноября 2011 года № 392-49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального закона о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей»,(Законность, 2012 г. № 2, стр.58).
Основная литература
¾ Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник. М, «Юрайт-издат» 2008г.*
¾ Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. М, «Экзамен» 2004г.*
¾ Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. Учебник. М., «Норма» 2008 г
¾ Григорьев В.Н. и др. Прокурорский надзор. Учебник. Эксмо. 2006
Специальная и научная литература
Комментарии к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». - М., «Норма», 1996 г.
Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. - М., 1978 г.
Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор в стадии исполнения приговора. - М., 1993 г.
Юрдзицкий А.И. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Пособие. - М. ИПК прокуратуры. 1999г.
Публикации в периодических изданиях
Акимов С. Возмещение осужденным вреда, причиненного нарушением их прав администрацией исправительных учреждений. ( Законность, 2006 г. № 8. стр. 40-44).
Аббасов А. Гусев.В. Освобождение от наказания по болезни: обратной дороги нет. (Законность, 2008 г. № 12, стр.25-26)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Значком * отмечена литература, имеющаяся в фондах ДФ РАП
Вырастайкин В. Условно – досрочное освобождение. ( Законность, 2006 г. № 2. стр. 31-34).
Гальченко А. Розыск осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. (Законность, 2010 г. № 12, стр.29-31).
Гончаров М. Нарушение порядка предоставления отсрочки отбывания наказания, предусмотренной ст.82 УК РФ. (Законность, 2011 г. № 3, стр.41-42).
Лавров В. Проблемы применения материальных и процессуальных норм при отсрочке исполнения приговора. ( Уголовное право, 2007 г. № 4, стр.124-125)
Лебедевич Д. Участие прокурора при рассмотрении судами вопросов об освобождении от уголовного наказания, связанного с лишением свободы. (Законность, 2012 г. № 8, стр.11-13).
Коптяева О. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным. ( Законность, 2006 г. № 12, стр.31-32)
Кукушкин П., Курченко В. Условно – досрочное освобождение от отбывания наказания. (Законность, 2006 г. № 6. стр. 2-4.).
Михайлов К.Отсрочка отбывания наказания. (Законность.2007 г. № 1, стр.51-53).
Паутов Д. Ответственность осужденных за нарушение трудовой дисциплины. (Законность, 2010 г. № 3, стр.37-38).
Поневежский В. Надзор за исполнением законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. (Законность, 2011 г. № 4, стр.3-4).
Рябинина Т. Производство о применении принудительных мер медицинского характера ( Законность, 2008 г. № 8, стр.48-49).
Тепляшин П. Новый закон об уголовном наказании в виде ограничения свободы. (Законность, 2011 г. № 3, стр.38-40).
Тепляшин П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. (Законность, 2011г. № 10, стр.16-18).
Уласень В. Устранение нарушений уголовно-исполнительного законодательства. (Законность, 2010 г. № 11, стр.34-36).
Чеботарев В Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор. (Законность, 2007 г. № 3. стр.6-9 ).
Чувилев А.А. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. ( Российская юстиция, 1996 г. № 1. стр. 35-36).
Шуваткин А. Проблемы разрешения вопросов, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы. (Законность, 2011 г. № 12, стр.32-35).
Тема 6. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Вопросы:
1. Характеристика правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве;
2. Участие прокурора в суде первой инстанции;
3. Участие прокурора в суде второй (апелляционной и кассационной) инстанции;
4. Участие прокурора в пересмотре судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос необходимо отметить, что правовой статус прокурора в гражданском судопроизводстве определяется ГПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе участвовать в гражданском судопроизводстве во всех стадиях процесса и во всех видах судопроизводства.
Студенты должны уяснить, что правовое положение прокурора в гражданском процессе имеет свою специфику, которая заключается в следующем:
¾ его юридическая заинтересованность в процессе имеет лишь процессуально-правовой характер и обусловлена возложенной законом на органы прокуратуры обязанностью по осуществлению надзорных полномочий за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
¾ прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения, он является истцом в процессуальном смысле, поэтому не может быть ответчиком по встречному иску, не вправе заключать мировые соглашения;
¾ в ходе гражданского судопроизводства прокурор действует от своего имени и не связан с позициями сторон;
¾ в зависимости от формы участия прокурора в гражданском процессе основанием его вступления в процесс является либо прямое указание закона, либо инициатива самого прокурора.
Участие прокурора в суде первой инстанции чётко регламентировано законом (ст. 45 ГПК РФ):
¾ во-первых, это обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
¾ во-вторых, это вступление в начавшийся процесс для дачи заключений.
Необходимо уяснить, что для первой формы участие прокурора в гражданском судопроизводстве характерно:
¾ круг субъектов, в защиту интересов и прав которых прокурор реализует данную форму, исчерпывающе определён законом (ч.1 ст. 45 ГПК РФ);
¾ закон не устанавливает перечня категорий дел, по которым прокурор получает возможность возбудить процесс. Вместе с тем, относительно порядка защиты прав и интересов граждан законодатель определяет чёткий критерий обращения прокурора в суд. Такое обращение возможно только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч.1 ст.45 ГПК РФ).Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище, охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду: образования. (См. Указание Ген.прокурора РФ то 14 мая 2009 г. № 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 ГПК ФФ).