Официальные акты высших судебных органов

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

¾ Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000г .№ 3П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гр. Б.А. Кехмана». (СЗ РФ 2000г. №9 ст. 1066)).

¾ Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2000г. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений п.2 ст.1; п.1 ст.21 и п.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ». (СЗ РФ 2000г. №16 ст.1774)).

¾ Постановление Конституционного Суда Российской Федерации 18.07.2003 г .№ 13-П «По делу о проверке конституционности положений ст. ст. 115 и 231 ГПК РСФСР; статей 26, 251 и 253 ГПК РФ; статей 1, 21 и 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Гос. Собрания – Куралтая республики Башкортостан, Гос. Совета республики Татарстан и Верховного Суда республики Татарстан»

Постановления Пленума Верховного Суда.

Российской Федерации.

¾ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2004 г .№ 5 «По заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону».(БВС РФ.2004.№ 7).

¾ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» (БВС РФ.1994.№ 3).

¾ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».(БВС РФ. 2008. № 2).

¾ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 .02.2008 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих». (БВС РФ. 2008, № 5).

Руководящие документы Генеральной прокуратуры

Российской Федерации.

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».(Законность, 2008 г. № 3, стр.44).

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 февраля 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», (с изм. от 29 октября 2012 г. № 379).(Законность, 2007 г .№ 5, с тр.52)

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного процесса».(Законность, 2008 г. № 1, стр.46).

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».(Законность, 2008 г. № 2, стр.52)

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».(Законность, 2011 г. № 5, стр.60).

¾ Приказ Генеральной прокурора Российской Федерации от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».(Законность, 2011 г. № 11, стр.57).

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (Законность, 2007 г. № 12, стр.56).

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2007 г. № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе». (Законность, 2012 г. № 6, стр.68).

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. № 144 №»О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшения взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».(Законность, 2007 г. № 12, стр.61).

¾ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 50 «Об организации международного сотрудничества».(Законность, 1998 г. № 11, стр.63).

Основная литература

Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник. М, «Юрайт-издат» 2008г.*

Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. М, «Экзамен» 2004г.*

Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. Учебник. М., «Норма» 2008 г

Григорьев В.Н. и др. Прокурорский надзор. Учебник. Эксмо. 2006 г.

Публикации в периодических изданиях

Ашурбеков Т. Основы теории приоритетов организации и деятельности прокуратуры. ( Законность, 2009 г. № 5.стр.12-16).

Беляев В.П. Проблемы правого регулирования прокурорского надзора в РФ. // Правовая политика и правовая жизнь. 2005 г. Саратов. Стр.7-9.

-----------------------------------------------------------------------------------

Значком * отмечена литература, имеющаяся в фондах библиотеки ДФ РАП.

Бессарабов В. Взаимодействие прокуратуры с Общественной палатой РФ и Общественными палатами субъектов Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина. (Законность, 2012 г. № 10, стр.3-6).

Гатауллин З Уголовное преследование как функция прокурора, (Законность, 2010 г. № 2, стр.9-13)

Гулягин Ю Направление главного удара. ( Законность, 2008 г. № 6, стр.2-4).

Гурулев Д. Новые технологии для освещения деятельности прокуратуры в СМИ. (Законность, 2011 г. № 6, стр.37-38.)

Женетель С.З. Некоторые вопросы прокурорского надзора. // Российский судья. 2002 г. № 1. стр. 24-28.

Кондрашков Н. Становление правового государства и функции прокуратуры. // Законность. 1994 г. № 4. стр. 28-31.

Махов В. Прокуратура: направления деятельности, ( Законность, 2009 г. № 6, стр.48-51 ).

Мельников Н.В. Прокурорский надзор – самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России. // Государство и право. 2003 г. № 5. стр. 34-41.

Селезнев М. Еще раз о независимости прокуроров. // Законность. 1998 г. № 12.//

Сергиенко А. Надзор за реализацией приоритетных национальных проектов. (Законность. 2007 г. № 2, стр.2-5

Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры: круглый стол журнала «Государство и право». // Государство и право. 1994 г. № 5.

Шалумов М.Р. Функции прокуратуры. // Государство и право. 1995 г. № 6.

Яковлева Т. Леонтьева С. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. (Законность, 2012 г. №3, стр.3-5).

Тема 2. Прокурорский надзор за исполнением законов.

Вопросы :

1.Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.

2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов.

3.Направления прокурорского надзора за исполнением законов.

4. Организация работы по надзору за исполнением законов.

5. Проведение прокурором проверок исполнение законов.

6. Проведение прокурором проверок издаваемых правовых актов.

7 Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения.

Методические рекомендации

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором», Это название позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей прокурорского надзора.

Предмет надзорав отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст.21 Закона о прокуратуре и включает в себя следующее:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и другими органами власти, перечисленными в ст.21 Закона о прокуратуре.

2. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.

Особенность прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля, осуществляющего другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов определяются в приказах Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.Особое место среди них занимает приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», на что следует обратить внимание при подготовке к зачету.

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности подразделяются на две группы.

Первая группаполномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в п.1 ст.22 Закона о прокуратуре.

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Названные полномочия закреплены в ст.ст. 22-25-1 Закона о прокуратуре.

Направления прокурорского надзора – это надзор за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере.

Исходя из задач, стоящих в современный период перед государством и сложившейся практики работы прокуратуры, выделяют следующие направленияпрокурорского надзора за исполнением законов:

-надзор за исполнением законодательства о политических правах и свободах граждан; законодательства о гражданстве; о защите прав потребителей, законодательства о льготах, пенсионного законодательства и др. (социальная сфера);

- надзор за исполнением законодательства о собственности; о предпринимательстве, о приватизации, о налогах, о банках и банковской деятельности и др.(экономическая сфера);

- надзор за исполнением законодательства об обороне; законодательства о границе; об оружии и др.(оборонная сфера);

- надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности, таможенного законодательства (внешнеэкономическая деятельность);

- надзор за законностью привлечения физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности, содержания под арестом лиц, совершивших административные правонарушения. (административно-юрисдикционная сфера)

Организация работы по надзору за исполнением законов – составная часть организации работы прокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных мер по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, планированию работы, контроля за выполнением планов в целях достижения высоких результатов по укреплению законности.

Проведение прокурором проверок исполнения законов –это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при наличии сведений о нарушении закона.

При подготовке проверки составляется план ее проведения, где должны найти отражение ее составные этапы, задачи и содержание, источники получения информации о нарушении законов и другие вопросы, в зависимости от специфики проведения проверки.

При ответе на указанный выше вопрос студенту необходимо понять, что методика и тактика проведения проверки зависит от характера сведений о нарушении закона, которым обладает прокурор. В этом смысле каждая проверка индивидуальна, не похожа одна на другую, но студенту необходимо уяснить в общем методику проведения прокурором проверок исполнения закона.. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить.

Проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов.При ответе на данный ответ, следует отметить, что основная задача прокуратуры в рассматриваемой сфере деятельности – предупреждение издания актов, противоречащих законам, как одна из гарантий охраны прав и свобод, законных интересов юридических лиц и государства в целом.

Причем, проверки законности правовых актов могут проводиться как в связи с сигналами о нарушении законов, так и при отсутствии таких сигналов, то есть в плановом порядке.

В процессе проверок законности актов, издаваемых любым органом или должностным лицом, студенту необходимо знать какие, при этом, основные вопросы находятся в поле зрения прокурора.

Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения -это предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц.

Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. При ответе на данный вопрос следует остановиться на раскрытии следующих полномочий прокурора: опротестование правовых актов, противоречащих закону; внесение представлений об устранении нарушений закона; вынесение постановлений о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и об освобождении лица, незаконно задержанного в административном порядке; объявление предостережений о недопустимости нарушения закона и принятие прокурором мер к возмещению материального ущерба (вреда), причиненного правонарушением.

Рекомендуемая литература.

Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).//Российская газета. 1993. 25декабря.//

¾ Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 21.07.1994 «О Конституционном суде Российской Федерации» (С последующими изменениями и дополнениями, // СЗ РФ 1994, № 13 ст.1447; 2003 г. № 27 ст. 2700). с изм. и доп. по состоянию на 21.12.2012.//

¾ О статусе судей в Российской Федерации (Закон РФ от 26.06.1992 г .№ 3132-1,( с последующими изм. и доп. по состоянию на 21.12.2012 г).

¾ ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. №2202-1 (в редакции ФЗ от 17.11.1995г. №168 – ФЗ // (СЗ РФ 1995г. №47 ст.4472) с изм. и доп. от 10.02.1999г. №31-ФЗ (СЗ РФ 1999 №7 ст.878); ст. 19.11.99г. №202-ФЗ (СЗ РФ №47 ст.5620); от 02.01.2000 № 150 ФЗ (СЗ РФ 01 № 53 г. 1 ст. 5018); от 30.12.01 г. № 194 ФЗ (СЗ РФ 2001 г. № 53 г. 1 ст. 5030); от 28.06.02 г. № 77. ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 26 ст. 2523); от 28.07.02 г. № 112. ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 30. ст. 3029); от 05.10.2002 г. № 120 ФЗ (СЗ РФ 2002 г. № 40. ст. 3853), (30.06.2003 г.; 22.08.2004 г.; 15.07.2005 г. ; 4.11.2005 г. 2.03,5.06.24.07.2007 г.25.122008 г.17.07.2009 г. 28.11.2009 г. 01.-7.2010 г. 28.12.2010 г. 07.02.2011 г.21.11.2011 г 21.12.2012 г.

¾ Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».. (ВСНД 1992 г. № 33. ст. 1913), С изменениями и дополнениями (СЗ РФ 1998 г. № 30. ст. 3613; 2002 г. № 30.ст. 3033).

¾ ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».(СЗ РФ.2009 г. № 68, ст.1268).

¾ ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».(СЗ РФ, 2009 г. № 2, ст. 48).

Наши рекомендации