Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия
Наряду с общими видами освобождения от УО и наказания, в отношении несовершеннолетних предусмотрены специальные виды: 1) освобождение от УО с назначением принудительных мер воспитательного воздействия; 2) освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ; 3) освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Все специальные виды освобождения несовершеннолетних от УО и наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Предусмотренные УЗ принудительные меры воспитательного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием меры гос. принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести либо тяжкие преступления, с целью их исправления. Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться, по общему правилу, к лицам, не достигшим совершеннолетия. Нецелесообразно применять эти меры к лицам, хотя и совершившим преступление до наступления совершеннолетия, но достигшим его к моменту решения вопроса о применении этих мер. Применение принудительных мер в отношении несовершеннолетнего является альтернативой УО или наказания. Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при соблюдении ряда условий: 1) преступление не должно быть особо тяжким; 2) суд должен признать возможным исправление несовершеннолетнего мерами воспитательного воздействия. Совершение преступления впервые или повторно не имеет значения для применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним. Только наличие совокупности указанных условий даёт суду законные основания для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения его от УО или от наказания. виды принудительных мер воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного гос. органа; в) возложение обязанности загладить причинённый вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Предупреждение имеет важное воспитательное и правовое значение. Факт совершения преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение, может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации личности. передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный гос. орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Необходимо отметить, что в отношении родителей и лиц, их заменяющих, предусмотренная обязанность существует и на основании норм семейного права. В применении данной принудительной меры родители лишь ограничиваются в способах выполнения этой обязанности: обязанность родителя обеспечить контроль за свободным временем ребёнка, не позволять ребёнку покидать дом после определённого времени и др. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено. Продолжительность применения этой принудительной меры воспитательного воздействия, как определяется в ч. 3 ст. 90 УК РФ, зависит от тяжести совершённого несовершеннолетним преступления. При совершении несовершеннолетним преступления небольшой тяжести передача под надзор родителей или иных лиц или органов осуществляется на срок от одного месяца до двух лет, при совершении преступления средней тяжести – на срок от шести месяцев до трёх лет. В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору, либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, следует предпочесть специализированный гос. орган. Обязанность загладить причинённый ущерб назначается с учётом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Гражданское законодательство предусматривает имущественное возмещение морального вреда. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использование определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного гос. органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного гос. органа. К несовершеннолетнему могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жёстокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего. Срок, на который назначается ограничение досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего аналогичен тому, который установлен для передачи под надзор родителей, иных лиц или специализированных органов: от одного месяца до двух лет – за преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трёх лет – за преступления средней тяжести. Предусмотренные ст. 90 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия, не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.
Статья 90 УК РФ предусматривает норму об условном освобождении несовершеннолетнего от УО с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Формальным основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести. Материальным - возможность достижения исправления путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.