Методика определения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
В данном случае имеются в виду методика измерения и оценка эффек-
тивности прокурорского надзора за исполнением законов. Как в теорети-
ческом, так и в практическом планах, определение эффективности проку-
рорского надзора является наиболее сложной проблемой. Между тем
объективная оценка эффективности служит средством совершенствова-
ния прокурорского надзора за исполнением законов, как и всей иной дея-
тельности прокуратуры. Эффективность прокурорского надзора за ис-
полнением законов может быть определена с помощью критериев оценки
и показателей измерения эффективности.
Показатели позволяют производить измерение эффективности, а кри-
терии — оценивать ее. Критерий — это такой измеритель (признак), ко-
торый показывает, чему должен соответствовать прокурорский надзор,
каким он должен быть. Он отражает предельно допустимый результат де-
ятельности прокурора. Для оценки достижений каждой из целей приме-
няется свой критерий. Такими критериями являются:
«I» своевременность и полнота выявления нарушений законов, обстоя-
тельств, им способствующих, и установление лиц, нарушивших за-
коны;
•3* своевременность, полнота, адекватность и реальность реагирования
на выявленные нарушения законов, обстоятельства, способствую-
щие им;
•3* реальное, фактическое восстановление прав, свобод и законных инте-
ресов физических и юридических лиц, государства;
*5* реальное укрепление законности.
В качестве непосредственных измерителей эффективности выступают
показатели, выражающиеся в конкретных цифрах. Показатели делятся на
количественные (количество проведенных прокурорских проверок, в том
числе и совместно или одновременно с другими органами, общее количе-
ство выявленных нарушений законов, количество внесенных актов про-
курорского реагирования, количество возбужденных уголовных дел, ко-
личество лиц, привлеченных к ответственности и т.д.); качественные
(полнота выявления нарушений законов и обстоятельств, способствую-
щих им, реальное устранение нарушений законов и способствующих им
обстоятельств, реальное восстановление нарушенных прав, свобод и за-
конных интересов физических и юридических лиц, реальное возмещение
вреда, причиненного правонарушителями, и т.д.), и результативности
(количество совершенных правонарушений, в том числе и преступлений
за определенный период времени — квартал, полугодие, год, суммарные
вредные последствия совершенных правонарушений и другие). Показате-
ли результативности позволяют видеть наступившие изменения в состоя-
нии законности, т.е. больше или меньше стало правонарушений по срав-
нению с предшествующим периодом.
Сущность определения эффективности прокурорских проверок и ак-
тов прокурорского реагирования (надзора) состоит в сопоставлении по-
ставленных перед ними целей с достигнутыми в ходе их проведения (вы-
полнения) результатами. В качестве основной при определении эффек-
тивности проверки выступает первая цель, а акта реагирования — вторая
цель прокурорского надзора за исполнением законов.
Сущность определения эффективности прокурорского надзора за ис-
полнением законов состоит в сопоставлении (сравнении) фактически до-
стигнутых в оцениваемый период результатов с намечаемыми на этот пе-
риод целями и с достигнутыми в предшествующем периоде результатами.
Определять эффективность удобнее с помощью так называемой сопоста-
вительной таблицы контрольных показателей прокурорского надзора за
исполнением законов. В нее могут быть включены следующие контрольные
показатели:
•5» количество проведенных прокурорских проверок;
* количество выявленных и зарегистрированных нарушений законов;
•> суммарные вредные последствия в виде, например, сумм причинен-
ного материального ущерба, количества погибших лиц, а также лиц,
получивших телесные повреждения, в том числе производственные
травмы, количества погибших от рук браконьеров диких животных
и т.д.;
«I» количество внесенных актов прокурорского реагирования, количе-
ство проведенных аналитических мероприятий и др.
Уменьшение числа контрольных показателей упрощает процесс опре-
деления эффективности, но занижает точность.
Таблица позволяет наглядно видеть основные результаты деятельнос-
ти прокурора предшествующего периода, которые берутся за 100% (ис-
ходный пункт), результаты минувшего оцениваемого периода (фактичес-
ки достигнутые) и цели, которые намечалось достигнуть. Их заполнение
относительно несложно, если в прокуратуре хорошо налажен учет вы-
полненной надзорной работы и совершенных в регионе преступлений.
Данные сопоставительной таблицы без особых затруднений могут вво-
диться в компьютер, что упрощает процесс определения эффективности.
При этом принимаются во внимание не все правонарушения, а только те
из них, которые нарушают права, свободы и законные интересы граждан,
предприятий, организаций и государства в целом. Может быть определе-
на эффективность прокурорского надзора за исполнением конкретного
закона или группы законов, регулирующих однородные общественные
отношения, эффективность прокурорского надзора за исполнением зако-
нов на конкретном объекте (предприятии, организации, учреждении), в
регионе (городе, районе, области) и в целом по стране.
396
Эффективность прокурорской проверки может быть определена про-
ведением контрольной проверки; акта прокурорского реагирования (над-
зора) — проверкой результативности акта реагирования или фактическо-
го устранения нарушений закона Эффективность прокурорского надзора
за исполнением законов на конкретном объекте может быть определена
также путем проведения повторной проверки. Определяя эффективность
проверок и актов прокурорского реагирования, прокуроры устанавливают
тем самым качество прокурорского надзора за исполнением законов, ибо
при этом используются только качественные показатели.
В зависимости от достигнутых конечных результатов, т.е. реального
состояния законности, прокурорский надзор за исполнением законов мо-
жет быть оценен как высокоэффективный, эффективный, малоэффек-
тивный, неэффективный..