Громов н.а. 5 страница
1 См.: Быков В.М. Принципы уголовного процесса по Конституции РФ 1993 г. // Российская юстиция. 1994. № 8. С. 8—9.
2 См.: Тыричев И.В., Лупинская П.А. Принципы уголовного процесса // Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А. Лупинской. 1995. С. 90—126.
3 См.: Ульянова Л.Т. Принципы уголовного процесса // Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. С. 49—60.
4 См.: Тыричев И.В., Лупинская П.А. Указ. соч. С. 90—126.
5 См.: Кобликов А.С. Принципы уголовного процесса // Уголовный процесс Российской Федерации / Под ред. А.С. Кобликова. М., 1995. С. 27—43.
Таким образом, суммарность принципов уголовного судопроизводства, названная в юридической литературе данными авторами, не совпадает, поскольку все пять предложенных систем принципов содержат две противоположные тенденции, свидетельствующие не только об обоснованном расширении системы принципов уголовного процесса, но и ее сужении.
Так, в теории уголовного процесса безо всяких к тому оснований к числу принципов уголовного процесса относят оценку доказательств по внутреннему убеждению судей, хотя такая оценка вытекает из более широкого требования, предусмотренного ст. 120 Конституции РФ о независимости судей и подчинении их только Основному Закону государства и федеральному закону6.
6 См.: Быков В.М. Указ. соч. С. 8; Лупинская П.А. Принципы уголовного процесса. С. 98—100; Юридический вестник. 1995. № 31. С. 34.
Наряду с этим следует отметить и противоположную тенденцию на необоснованное сужение системы принципов уголовного процесса. Так, В.М. Быков и А.С. Кобликов по непонятным причинам всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела не включают в систему принципов уголовного процесса1. Тем более им следовало определить свое отношение к тому, что в процессуальной теории высказана мысль о примате этого принципа среди других начал судопроизводства2. На опрометчивость этого суждения указывает A.M. Ларин3.
1 См.: Быков В.М. Указ. соч. С. 8—9; Кобликов А.С. Принципы уголовного процесса. С. 2—42.
2 См.: Мотовиловкер Я.О. О принципах объективной истины, презумпции невиновности и состязательности процесса. Ярославль, 1978. С. 5—6.
3 См.: Ларин A.M. Уголовный процесс: структура права и структура законодательства. М., 1985. С. 2—23.
Исходя из того, что принципы процесса представляют собой руководящие правовые нормы, их систему следует строить в соответствии с положениями Конституции РФ, относящимися к правосудию и судопроизводству, а также и нормами УПК, непосредственно с ними связанными. Так, система принципов уголовного процесса включает следующие коренные руководящие положения, которые направляют весь уголовный процесс, играют в нем особую, главенствующую роль:
законность; публичность; осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; охрана чести и достоинства личности; осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их Конституции России и федеральному закону;
гласность уголовного судопроизводства; принцип государственного языка, на котором ведется судопроизводство; обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту; принцип презумпции невиновности; принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела; осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон; свободное обжалование действий и решений в уголовном судопроизводстве;
принципы непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства; принцип участия представителей народа в уголовном процессе.
§ 3. Содержание принципов уголовного процесса
1. Законность. Под принципом законности в уголовном процессе понимается точное и неуклонное применение законов компетентными органами государства (дознания, следствия, прокуратуры, суда), соблюдение (исполнение) всеми участниками уголовного судопроизводства предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами гражданами. Основные положения этого принципа закреплены в ст. 15 Конституции РФ.
Утверждение верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни возможно лишь при условии последовательного проведения принципа законности. В Конституции РФ получили развитие целый ряд общеправовых принципов. Прежде всего это относится к принципу законности, которому посвящена ч. 1 ст. 15 Основного Закона государства, где говорится, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные акты не должны противоречить Конституции РФ.
Положение о прямом действии Основного Закона государства имеет принципиальное значение для правоприменительной практики. Оно прямо предписывает руководствоваться закрепленными в ней положениями в случаях, когда отраслевое законодательство содержит те или иные пробелы, противоречия, особенно характерные для законодательства переходного периода. Часть 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливает общий характер действия принципа законности — обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы.
Это тем более относится к уголовному процессу как регулируемой законом деятельности, направленной на охрану и укрепление законности и правопорядка (ч. 2 ст. 2 УПК). Раскрыть преступление, изобличить виновного, назначить ему справедливое наказание и не допустить привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновного можно только на основе строжайшего соблюдения законности. Общеправовой принцип законности закреплен в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 4,10,16,19 и т.д.), а применительно к уголовному процессу зафиксирован и развит в многочисленных нормах уголовно-процессуального права. Он заключает в себе требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов органами предварительного расследования, прокуратуры и суда и всеми лицами, участвующими в деле.
Положения закона обязательны для всех субъектов уголовного процесса для органов государства, осуществляющих производство по делу, соблюдение материальных и процессуальных законов составляет их обязанность перед государством и личностью, за нарушение которой к ним могут быть применены различные санкции, в том числе предусмотренные ст. 343—345 УПК.
Принцип законности обязывает суд, прокурора, следователя, лицо производящее дознание, неукоснительно следовать установленному законом порядку производства во всех стадиях процесса, совершать процессуальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом процессуальных формах, основывать свои решения на соответствующих нормах материального и процессуального права, не отступать ни на йоту от закона при применении к лицам мер процессуального принуждения, строго блюсти правила собирания и закрепления доказательств, имея в виду, что отступление от этих правил может лишить фактические данные доказательственной силы и невозможности их использования для формулирования обвинения (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ; ч. 3 ст. 69 УПК). Органы государства должны действовать в рамках установленной для них законом компетенции, стоять на страже охраны субъективных прав всех участвующих в деле лиц. Требуя от органов государства правильного понимания и применения процессуального и материального закона, принцип законности цементирует единство и стабильность судебно-следственной практики.
2. Публичность. Сущность принципа публичности в уголовном процессе прежде всего выражена в ст. 3 УПК, в соответствии с которой суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию1.
1 Не только ст. 3 УПК, но и ст. 2 УПК наделяют суд, наряду со следователем и прокурором, несвойственными суду обвинительными полномочиями, в том числе и обязанностью возбуждения уголовного дела.
Принцип публичности опирается на положения Конституции РФ, возлагающей на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). О преследовании по федеральному закону захвата власти или присвоении властных полномочий говорится в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Статья 8 провозглашает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 указывается, что права и свободы человека и гражданина в РФ гарантируются государственной и судебной защитой. Защита же прав и свобод человека в уголовном процессе осуществляется путем возбуждения уголовного дела и принятия
предусмотренных законом мер к привлечению в качестве обвиняемого. При этом правоохранительные органы должны действовать независимо от обращения к ним потерпевшего.
С характеристикой уголовного процесса, как публичного по своей природе, связано принятое в юридическом обиходе и специальной литературе деление уголовных дел на дела публичного обвинения частного обвинения и частно-публичного обвинения. К первой категории относится подавляющее большинство уголовных дел. Это дела о преступлениях, которые возбуждаются, расследуются и разрешаются независимо от воли потерпевших. Статья 126 УПК устанавливает, что дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115, ч. 1 ст. 129 и 130 УК возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым. Это дела частного обвинения. В ч. 2 ст. 126 УПК названы дела частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 131 и ст. 146 УК). Они возбуждаются по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением не подлежат.
Для гуманизации уголовного процесса России необходимо освобождение его от избытка публичности и подчинение всего уголовного судопроизводства интересам человека. Гуманизация уголовного процесса должна идти по пути повышения уровня правовой защищенности личности при расследовании уголовных дел и их судебного разбирательства. Гуманистическим уголовный процесс становится тогда, когда в нем оптимально учитываются и обеспечиваются общественные интересы и законные интересы и права личности. Это и есть цель гуманизации уголовного процесса на современном этапе.
3. Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, как принцип уголовного процесса, предусмотрен ст. 19 Конституции РФ, правовое основание которого развивается и конкретизируется применительно к правосудию в ст. 14 УПК1. Сущность этого принципа состоит в том, что при рассмотрении уголовных дел в суде закон устанавливает один и тот же процессуальный порядок в отношении всех граждан, независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
1 Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не а предусмотренным федеральным законом основаниям.
Равенство граждан перед законом означает, что при возбуждении, расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел ко всем гражданам применяется одно и то же уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, никто не пользуется при этом никакими преимуществами и не подвергается никаким ограничениям в правах.
Под равенством граждан перед судом следует понимать то, что все они несут ответственность перед судами, входящими в единую судебную систему, не имея при этом никаких преимуществ и не подвергаясь никаким ограничениям.
Наличие правил о подсудности уголовных дел не противоречит этому принципу, так как граждане не получают никаких привилегий, например, в тех случаях, когда их дело рассматривается по первой инстанции областным судом, а не районным (городским) народным судом.
Хотя в ст. 14 УПК говорится только о равенстве граждан перед судом, но фактически они равны в пределах, указанных в этой статье, также перед органами дознания, следователем и прокурором.
Исключением из принципа равенства граждан перед законом, предусмотренного ст. 14 УПК, является особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности (ст. 16 Закона о статусе судей в РФ), задержания, ареста, обыска членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст. 98 Конституции РФ). Этот порядок, нетрудно заметить, выводит категорию лиц за пределы общих положений принципа равенства всех перед законом. Однако, без предоставления таких гарантий неприкосновенности депутаты и судьи не смогли бы надлежащим образом выполнить свои обязанности1.
1 Действующее уголовно-процессуальное законодательство не во всем согласовано с принципом равенства граждан перед законом и судом. Целый ряд правил — подсудность дел, запрет кассационного обжалования приговоров Верховного Суда России, право вышестоящего суда принять к своему производству дело, подведомственное нижестоящему суду, противоречат рассматриваемому принципу и должны быть устранены в новом уголовно-процессуальном законодательстве. — Тыричев И.В. Равенство прав человека и гражданина перед законом и судом // Уголовный процесс / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1995. С. 95.
4. Охрана прав и свобод, чести и достоинства граждан — принцип уголовного процесса, означающий обязанность лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи и суда при выполнении процессуальных действий и вынесении решений не допускать унижения чести и достоинства участвующих в деле лиц и применять к ним меры процессуального принуждения только в случаях действительной необходимости и не иначе как на основании, в порядке и пределах, предусмотренных законом. Более того, органы государства обязаны принимать необходимые меры к охране безопасности, чести и достоинства участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников от возможных на них посягательств со стороны кого бы то ни было.
Несмотря на то что, во-первых, честь и достоинство, права и свободы человека провозглашены высшими ценностями и, во-вторых, обязанность всех государственных органов и должностных лиц проявлять уважение к человеку и гражданину, защищать его права и совбоды — эти аспекты являются лишь составной частью такого принципа как охрана прав и свобод, чести и достоинства челвоека и гражданина. Осуществление названного принципа требует:
А. Соблюдения правил о неприкосновенности личности, жилища, частной жизни, переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Исключение из этих правил допустимо лишь в соответствии с законом (ст. 20—25 Конституции РФ; ст. 8, 9 Закона об оперативно-розыскной деятельности; ст. 11,46,52,96,97,168,170, 174, 2201, 2202 УПК). Это важнейшие субъективные права граждан России, сохраняющие свое значение во всех сферах государственной и общественной жизни. Но именно потому, что в интересах охраны государства и общества от преступных посягательств в сфере уголовного судопроизводства необходимы определенные ограничения этих конституционных начал, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только строго определенные и ограниченные условия, при которых возможно отступление от этих гарантированных Конституцией России субъективных прав, и не только детально регламентирует порядок производства ареста граждан, обысков и наложения ареста на корреспонденцию, а также выемку ее из почтово-телеграфных учреждений, но и устанавливает дополнительные процессуальные гарантии, допуская проведение всех этих действий только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ). Но они по УПК могут применяться с санкции прокурора. В соответствии со ст. 22 Конституции России арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Однако п. 6 раздела второго Конституции РФ сохраняет впредь до приведения уголовно-процессуального законодательства России в соответствие с положениями Основного Закона государства прежний порядок ареста, содержания под стражей с санкции прокурора или его заместителя.
Ограничение конституционного права на неприкосновенность жилища в соответствии со ст. 25 Конституции РФ обусловлено процессуальными гарантиями. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, за исключением случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Сейчас обыск производится с санкции прокурора по мотивированному постановлению следователя.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения (ст. 8 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”)1.
1 См.: РГ. 1995.18 авг.; СЗ. 1995. № 33. Ст. 3349.
Б. Обеспечения охраны чести, достоинства, жизни и здоровья лиц, участвующих в производстве следственных действий (ст. 18,150, 170, 172, 181,183 УПК).
В. Запрещения на причинение личности физического, морального или иного ущерба.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ “достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В связи с этим запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. При производстве ряда следственных действий (следственный эксперимент, освидетельствование, личный обыск) по действующему УПК прямо запрещаются действия, унижающие честь и достоинство человека. Этот запрет распространяется на любые следственные и судебные действия, что вытекает из конституционных норм и всего смысла УПК.
На органы расследования возлагается обязанность принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске или выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК). Рассматриваемый принцип выражен также в ст. 181 и 183 УПК и др.
Кроме того, ст. 51 Конституции РФ устанавливает запрет для органов, ведущих производство по уголовному делу, требовать показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников так как никто не обязан давать такие показания.
Г. Возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного ему незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
При прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, отсутствия в деянии состава преступления или за недосказанностью участия гражданина в совершении преступления, а также при постановлении оправдательного приговора орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и принять предусмотренные законом меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу (ч. 1 ст. 581 УПК).
Специфика действия рассматриваемого принципа в уголовном процессе определяется тем, что производство по уголовному делу сопряжено с применением лицами, ведущими производство по делу, мер к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества потерпевшего, свидетелей и других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников в случае угрозы им какими-либо противоправными действиями. Эти меры должны быть предусмотрены законом.
В юридической литературе принципами считают неприкосновенность личности, частной жизни, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также другие права граждан, которые предусмотрены ст. 22 и 23 Конституции РФ. Эти нормы хотя и определяют отдельные аспекты деятельности следственно-прокурорских и судебных органов, однако, как мы полагаем, их нельзя трактовать лишь как принцип уголовно-процессуального права. Каждое из этих положений имеет гораздо большее политическое и юридическое содержание, ибо представляет составную часть правового статуса человека и гражданина, регламентированного Основным Законом государства.
Наличие этих гарантий в уголовно-процессуальном законодательстве нельзя рассматривать как конструирование самостоятельного принципа уголовного процесса.
5. Осуществление правосудия только судом. К системе принципов уголовного процесса относится осуществление правосудия по уголовным делам только судом. Данный принцип закреплен в ст. 118 Основного Закона России и ст. 13 УПК, часть 2 которой предусматривает важное положение, раскрывающее саму суть правосудия: признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором (ст.49 Конституции РФ). Лишь суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека и гражданина и решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера (ст. 410 УПК).
Как подчеркивается в ст. 1 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”, судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Право осуществлять правосудие по уголовным делам предоставлено: Верховному Суду РФ, Верховным судам республик, краевым, областным, городским судам, судам автономной области и автономных округов, районным (городским) судам, военным и специализированным судам, мировым судьям. Принцип осуществления правосудия только судом исключает возможность применения уголовного наказания какими-либо иными органами, помимо суда.
Рассмотрение уголовных дел судами осуществляется коллегиально и единолично. Судья единолично решает вопросы, подлежащие выяснению при назначении судебного заседания (ст. 222 УПК), вопросы, связанные с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 228 УПК), принимает решения, определяющие судьбу уголовного дела (ст. 221 УПК), судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы (ч. 2 ст. 35 УПК).
6. Независимость судей и подчинение их Конституции России и федеральному закону — конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи, присяжные и народные заседатели рассматривают и разрешают уголовные дела по своему внутреннему убеждению, руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом и профессиональным правосознанием.
В Конституции РФ (ст. 120) записано: “Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону”1. Важные дополнения и разъяснения названного конституционного положения сформулированы в ст. 16 УПК. Там речь идет не о любой независимости лиц, входящих в состав суда, а о независимости судей, присяжных и народных заседателей при осуществлении правосудия. Здесь же записано, что судьи, присяжные и народные заседатели разрешают уголовные дела на основе закона, в соответствии со своим правосознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей2.
1 Принцип осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом в уголовном процессе (как, впрочем, и ряд других) берет свое начало во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 10 которой определяет что каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему обвинения имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
2 В ст. 5 Федерального конституционного закона “О судебной системе в Российской Федерации” говорится, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и норам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
Оба положения, составляющие единый принцип независимости судей, присяжных и народных заседателей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Независимость лиц, входящих в состав суда, не может означать свободу судебного усмотрения, а основана исключительно на подчинении судей закону. И напротив, только подчинение, следование судей точным указаниям материального и процессуального закона может означать их подлинную независимость от каких-либо органов, должностных лиц и иных влияний.
Независимость судей при осуществлении всей процессуальной деятельности, в том числе и при рассмотрении и разрешении конкретного уголовного дела, означает: во-первых, независимость их от влияния и мнения различных органов государственной власти и управления, общественных организаций, коллективов и отдельных лиц;
во-вторых, независимость их от вышестоящего суда; в-третьих, независимость от выводов и мнения участников судебного заседания;
в-четвертых, независимость внутри самой судейской коллегии, в частности народных заседателей от судьи, судей — членов состава суда — от председательствующего, т.е. возможность каждого из судей и народных заседателей свободно участвовать в исследовании доказательств, в обсуждении и принятии решений по своему внутреннему убеждению.
Отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение, вышестоящий суд не вправе предрешать оценку доказательств и выводы нижестоящего суда (ст. 352, 380 УПК).
Рассматривая дело, судьи не только проверяют все уже собранные по делу доказательства, но при необходимости привлекают и новые (ст. 276 УПК). Они не связаны выводами органов дознания, следователя и прокурора по делу, мнениями государственного обвинителя, потерпевшего, обвиняемого, защитника и других участников судебного разбирательства, высказанными во время рассмотрения дела.
Правосудие — самостоятельная область государственной деятельности, свободная от чьего бы то ни было руководства и надзора. Государственная власть, декретировавшая независимость судей, сама обязана соблюдать провозглашенный ею же принцип.
Подзаконность и независимость судей — две стороны одной и той же медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияний внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол.
Между тем независимость судей является важным условием существования в стране авторитетной и самостоятельной судебной власти, способной беспристрастно и объективно осуществлять правосудие, эффективно защищать права и законные интересы граждан и государства.
Упоминание в Конституции РФ о федеральном законе не исключает необходимости для судов подчиняться законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, если эти акты приняты по предметам совместного ведения и в соответствии с федеральным законом.