Действие МД в пространстве

Аутентификация

Согласие о содержание и больше не вносят изменения. ВК уст что процедура установл аут зависит от сторон. Если стороны не выбрали способ, то 1) парафирования 2) подписание ad referendum 3) подписание

1 – наиболее распр в отношении 2стор мд, но она может примен и в отношении многост межд договоров. На страницах ставятся инициалы представителей, кот заним разарб текста МД. Если после парафирования обнаружена ошибка, то с согласия сторон присходит изменение либо страницы либо договора в целом.

Парафирование нужно для того чтобы гос-во без проблем могло признать юр силу мд. Но такой юрид обязанности нету.

В многост договоре есть заключ акт. В приложении дается текст, котор может подписыв в качестве способа аутентификации.

2) – тогда когда представитель гос-ва заявляет что необх согласие соотв органа данного гос-ва. То есть – подписание под условием. И если орган одобрил, то документ вступает в силу не с момента одобрения, а подписания

3) – подписание. Может свидетельствовать о аутентификации текста. Или же может иметь значение признание данного мд (если не нужна ратификация).

Договор может разраб такими длительными способами, но может и проще и разраб и вступать в юр силу. Обмен нотами (письмами). (уст дип отношений, созд какой-то комиссии). Одно гос-во посылает ноту, в кот содержится текст этого документа.

3) признание юр силы мд. ВК дает разл способы призн юр силы мд.

- подписание

- ратификация

- утвержд и одобрение

И др….

Закон Рб – 4) правопреемство.

Сейчас когда речь идет о двустор МД или о дог, закл в СНГ, если в гос-вах разный способ признания силы, то дог вступает в силу после выполнения внутригосуд процедур внутри другой страны. Распр явл признание путем подписания (в СНГ).

В конце пишут «дог вступает в силу с момента подписания»

Если на межд конф – то нужно голосов участников, и не менее 2/3 должно проголос за. Но обычно все такие требуют ратификации гос-в.

Если не созыв конф, то ГА ООН приним резол по одобр мд и предлагает подписать и ратифиц, и таким образом от вступает в юр силу ( пакты)

То есть либо прямо в договоре указыв способ, либо указыв на внутри госуд процедуры.

Ратификация. Использ с 18 века. Акт о ратификации выполн как внутригосуд (осущ обычно высшим органом власти, закрепл в конст, у нас – законом), так и мп функцию. Кроме закона о ратификации, готовится ратификационная грамота. Если это 2стор соглаш – то обмен. Многостро – гос депозитарию. У него текст, ему сдаются все грамоты, это доказательство заключения.

Ратиф обяз когда это указано в договоре, или в законе. Межведомств не подлежат ратификации.

Не обяз вступает в силу с момента ратиф. Может в самом договоре – опред срок.

Утверждение МД. Согласно закону РБ происходит тогда договор не вступает в силу с момета подписания, подлеж утвержд указом. Если многост – резолюция организации.

Еще один способ – присоединение к мд. Если гос-во не участвов в разработке, то оно должно присоединиться. Процедура различна в зав-сти от того, открытый он или закрытый. Откр – по желанию. Полузакр – большинство должно разрешить.

Поправки и оговорки

Оговорки - новый институт. Распр после 2 мировой войны. Класс доктрина считала что ослабл принцип обяз или стабильности. 1 – резолюции МС ООН.

Конвенция о предотвращ и наказ геноцида 1948. Ряд гос-в сделали заявления п ряду положений. Некот считали, что можно сделать режим, кот позвол соглаш с главными, но не соглаш с частями.

МС ООН ввиду споров пришел к мнению, что принцип единогласия не явл нормой, кот закреплена вправе, хоть и часто используется. МС ООН сказал что гос-ва могут делать оговорки, если они не противоречат объекту и цели. Практика была различна. В 1952 году КМП предл выраб проект статей о применении оговорок. Однако ввиду многообразия КМП решила, что нереален компромисс. При разраб конв о праве мд 1969, вновь пришлось рассм этот вопрос. Были разраб ряд положений, кот дали опред, процедуру и последствия оговорок. При рассм вопроса возник вопрос относительно того по каким вопросам можно делать оговорку. Можно по многостор, но можно ли по двустор? В конв говорится только про опред. Большинство госв считало что нет. Если одна из сторон не соглаш – то это возобн переговоры. Т.е. счит что можно к многост дог-рам.

Ст 19-23 конв о праве мд.

Одност заявление в письм форме под любым названием чтобы изменить или исключить прим опред полож дог-ра для данного госва.

1) Одност акт

2) Название не имеет значения

3) Исключает примен полож к заявителю.

Заявлять оговорку можно на любой стадии. Но чтобы она имела юр посл, она должна быть заявлена при ратификации или утверждении данного мд. Ее можно делать тогда, когда оговорка допуск самим МД. Может быть положение, что оговорка запрещ. ВК о ПМД переч и другие полож, когда гос-во не может заявл оговорку: против объекту и целям; указание, что к этим положениям нельзя. В уставе СНГ – прямо перечислены к чему можно к чему нельзя.

При разраб ВК о ПМД разгор спор – для того чтобы оговорка была признана, нужно ли признание других гос-в или же это суверенное право любого гос-ва? Решение – суверенное право. Необх только если указ в договоре, что нужно признание ост участников. Конв о ликв всех форм дискрим – 2/3 госв участников должно согл на оговорку. Если ничего такого не прописано, то любое может.

Когда гос-во при публик делает оговорку, депозит МД (хранитель) оповещает всех гос-в участников. Если в теч 12 месяцев после получения уведомл, не поступило возражения – то принято. Т.е как любое может и заявл, так любое может и возражать.

Юр последствия. Если 1 гос-во – без огов, а 2 – с ней, то по ВК между такими госвами данный МД действует за искл возраж против кот была заявлена оговорка.

Когда одно сделало, а второе возразило, то между гос-вами будет действ договор в целом, кроме этого полож. Но если гос-во возраж против оговорки, оно может заявить что невозм применять дог в целом, то дог в целом не будет между ними действовать. Оба могут в любое время снять оговорку и снять возражение.

Когда стали применять на практике – то возникли проблемы. Огов недейств если она против объекту и цели. Вопрос – кто определяет, и что делать если гос-ва не согласны по этому вопросы.

Армения посчитала что огов азерб против, остальные не согласились. Эк суд спец выносил постан.

Это было и в практике гос-в членов СЕ. При толк ЕКПЧ, некот посчитали что турция сделала несоотв целям и объекту мд. ЕСПЧ взял на себя функцию толк, но когда комитет ООН по правам человека взял на себя – гос-ва не согласились. ВК о ПМД говорит о прав посл правомерных оговорок, о неправомерных умалчивает.

В силу этого КМП начиная с 80х годов заним разраб проетк статей. Работа не закончилась и по нынешниц день. Причина - разнооб практки. Единств, что КМП отказ писать проект буд конв, но пишет руководство по примен оговорок (необяз)

РБ, как и СССР делали оговоркик соглаш прав человека, в наст время сняты.

Поправки

Имеют и сходства и различия с оговорками. Оговорки – при несогл госва с полож мд. Поправка –когда гос-ва участн считают, что дог нужно изменить. И они соглашается с этим.Если это одност акт гос-ва, а выраж согласия на вынес решения.

Необх внесения попр может иниц 1 гос-во, но участник. Внести огов, может вступающий. Для юрид силы поправки – нужно чтобы ост согласились.

Процедура:

1) Не допускаются (в самом договоре)

2) Возможно

3) Сама процедура внес поправок может быть оговорена

Если проц не указ, а попр разрешены – тол польз ВК. Процедура может быть сложной и простой. Зависит от согласия и усмотрения.

ДНЯО 1986. Гос-во участник пишет депозит о необх внесения поправок, его должна подд треть. Если треть поддержала, то депозит мд созывает конф всех уч мд, чтобы поправка прошла – абсолютное большинство, затем ратификация гос-вами. Только после этого вносится поправка.

В уставе ООН по ст 108, 2/3 гос-в должны подтв свое желание, за затем абсолютн больш (в том числе все члены совбеза)

Ст 40 ВК – процедура.

Любое или группа может иниц вопрос о внесении поправок, депозит созыв конф, гос-ва голосуют, идет вопрос о ратификации.

Юрид последствия, если больш ратиф. Гос-вами подписыв протокол о внесении поправок в данный дог и гос-во ратив. (т.е. 2 докеумента – старый и новый вариант) если часть не согласна – то у них действ старый. Начинуют действ 2 режима между согл и несогл. Если гос-во присоед – то толоько к обновл гос-вами. Но между неприсоед госвами и и присоед – старый.

Изменения в форме поправок – измен второстеп аспектов. Если радик измен – то это созд нового мд. Т.е прежн прекращ свое дейттвие, но нач действ новый (нужно согласие).

Регистрация и публикация.

Инст регистрации мд в секрет межд оргций – новый институт в праве мд. Впервые полож о необх регистр получило отражение в статуте лиги наций. С принятием устава ООН здесь также получ закрепл полож ст 102 о необх регистр мд, кот закл в рамках ООН.

Регистрация мд – передача копии мд генсеку ООН (в секретариат). Есть разл виды регистр (одлежат им как 2стор, так и многостор):

1) Одностор (передача копии в секрет)

2) Повторная (оба гос-ва по очереди перед свои копию) обычно – депозитарий мд.

3) Совм регистр – когда не один депозит о несколько, дог о запр исп яд оруж в трех сверах. Было 3 депозит, они вместе подписыв и перед.

4) Двойная (догры не только в рамках ООН, если в рамках ЮНЕСКО, икао или мот – требуется. Копия все равно генсеку ООН. Регистрация эта нужна для того, что согл ст 102 если госво не зарегистр в орг-ции ООН, оно не сможет ссылаться на него ни в одном органе ООН (МС ООН).

Одного это не влияет на действии договора.

Процедура регистр и хранения – резол ООН 1956 года.

Кроме регистр – пеердача на хранение, чтобы они встали в перечень мд (должны не члены ООН, +догры закл до устава ООН + догры закл самой ООН.

Значение. Они все публикуются. Ежегодно.

Недостатком свода, кот ведется, явл то что их очень много.иногда не успевают.

Это осущ не только на межд уровне, но и обяз на нац уровне.

В законе о МД любого госва указ где хран копии ( у нас – в МИДе). Кроме того, текст публ в НЦПИ и право.бай.

Действие МД в пространстве

Распр на терр гос-в участниц. Если догр касается какой-то терр, то для таких точно указыв границы распр действия данного мд. В отн действия догра в отн 3 гос-в. Ст 34-38 ВК – по этим вопросам.

3е госво – гос-во не участв в разраб данного мд (оно может только присоед и ратиф). Либо учств в подписании – но не стало участников – тоже 3е госво. 3) когда учств в разраб, подпис, но не ратиф – оно тоже 3е гос-во.

Дог-р не созд ни прав ни обяз для 3 госв. Вывод – он не распр на 3 гос-ва. Но может вывывать интерес- следовательно реакцию 3его гос-ва.

Если говорить о ВК, то она пошла по пути предусм ситуаций, когда догр может и права и обяз на 3е. Если из намер сторон вытекает, и нужно согласие третьего. Спорили по ст 2 устава ООН, кот утвержд что даже не для членов ООН принципы обязательны. Объяснялось – что это основополаг, ergo omnes. Ст 103 устава ООН говор, что в случае колл любого межд обяз с уставом ООН, след даже если не члены закл договор против уставу – то все равно он действует.

Кроме того что МД может накладывать обяз на 3 госва, он может предост и права. Оно должно вытекать из намер и должно быть согласие 3его (молчаливое), пока не возразит. Пример – мирный проход черз межд проливы, реки, каналы – для всех, даже не участников конв о морском праве.

Обяз прекращ в том случае если вытекает из намер гос-ва или есть офиц согласия 3его. Право может быть отменено если не оговорено согласие как обязательное третьего гос-ва, кот предоставлено.

И можно польз нормами мд, как обычаем.

Действие во времени

Момент вступ дог в силу зафиксир в самом МД. Либо с момента подпис, либо с момента обмена ратиф грамотами, либо с момента сдачи грамот дипозитарию. Многостор- время опред кол-вом ратификаций, кот указ в самом МД.

Когда речь идет о много стороннем – то зачастую кол-вом ратификаций, указ в самом. ВК – она вступает через 30 дней после сдачи 35ой ратиф грамоты или документа о присоед. ВК о дипсношениях 1962 – 22 ратиф. Если гос-ва хотят ускорить – то м.б. очень небольшое колво.

Все дог-ры делятся на срочные или с неопред сроком или бессрочные.

Срочные: 1) условно-срочные (до тех пор пока кто-то не заявит о денонсации)

2) догры с автом продлением (на 10 лет, и будет продлеваться еще на 10, пока какая-нить сторона не заявит о денонс)

Неопред срок – время не указано, обычно – до заявления о денонс.

Бессрочные – все кодиф конвенции (ВК 1969, ВК о правопреемстве, ориент на универс применимость)

Действительность МД

Действ – заключ с учетом всех процед норм, субъектами МП. Но из практики – не все заключ с соблюд норм МП. Когда рассм раздел 5 ВК 1969, в кот закрепл условия недейств МД, то прежде чем он был выработан была очень ожесточенная дискуссия,можно ли его вообще включать. Ибо есть принцип пакта сунт серванда, и раз мы начинаем закреплять условия недействительн, то этот принцип подрывается. Западные страны настаивали, что стороны могут эти злоупотреблять. Практика, однако, говорит что иногда может оказываться неправомерное давление (между слаборазв гос-вами и развитами). Под нажимом развивающ – включили раздел. Критерии – по субъектам, по способам выражения воли, по объекту и целям.

По субъектам – в ВК не выделяется. Есть в практике и в доктрине, договор должен заключ с участием тех сторон, которым даются права и обязанности, то есть на не участника нельзя налагать. Договор между израилем и египтом 1978 года. Определял статус палестины, но без участия ООП.

Наиболее частое нарушение – когда какими либо способами и методами оказ давление на волю гос-ва, кот участв в закл мд. На это и обращ осн внимание 5 раздела. Способы оказ давления: 1) принуждение представителя (путем применения силы, угрозы силой). В этом случае – согласие ничтожно. Зачастую это моральное давление. Соглашения между Германией и Чехословакией в 1937 году устанавл протекторат герм над чехословакией под угрозой бомбардировки Праги. 1958 – между великобр и иорданией о военных базах на терр великобр, парламент иордании окружили войска. СССР с прибалтами в 1939 году в ультимативном тоне предложил латвии, литве и эстонии, чтобы КА вошла на терр гос-в, если не согласятся, то поделят как польшу. Если угроза силой в наруш принципов устава ООН – тоже недейств. 2) обман – намеренное введение в заблуждение одним гос-вом другого относит фактов или ситуации, леж в основе закл мд. Но если при заключении одна из сторон скрывает, а вторая могла бы узнать если бы предприняла опред дейтсвия, то нельзя ссылаться на обман.

С большим трудом шло обсуждение – 3) подкуп представителя. Практики почти не было. Но больш стран не отрицало, что такое возможно (кроме мелких подарков – по комментарию) 4) ошибка (главн образом в факте). Существенная. Если бы знала истинное положение вещей, то не пошла бы на закл. Бремя доказывания – на ошибившемся. Речь не идет о текстуальных ошибках (пропуски, дублирования) – в этом случ ст 80 ВК (депозитарий устраняет, и оповещает). 5) нарушение норм внутр права одной из сторон. Конвенция тут осторожна. В ст 27 ВК говорится что гос-во не может ссылаться на свое нац закво чтобы не соблюдать МД. Если говорить о содерж ст 36: гос-во не может ссылаться на наруш норм внутр права за исключением: того, если это наруш касается процедуры заключения МД. И кроме того оно должно касаться особо важных норм и быть явным. В ст 2 разъясн – что явное – очевидное для другой стороны. Особо важное – в конституции (наруш процедуры). Например если нету ратификации парламента. США – предприняли по потсдамским и ялтинским соглаш в 1960ые годы. 6) если нарушены спец полном, кот даются гос-вом его предст и об этих инструкциях знала 2 сторона. Обычно 2ая не итересуется. Поэтому если только 2ая информируется.

Если по содерж целям или объектам противоречит императивной норме мп – недейств.

Формы недействительности и юр последствия. Когда мы говорим о формах недейств, то ВК предусм абсолютную недейств и относительную недейств МД.

Абсолютная –ничтожность. Что бы ни было сделано – не действ. Стороны возвр в свое первонач состояние. Основания: принуждение представителя, сила и угроза силой гос-ву, противоречие императ норме мп.

Относительная недейств. Только с момента оспаривания. Обман, подкуп, ошибка, наруш норм внутр права, наруш инструкций гос-ва представителю.

По юр посл. – все что было до момента оспаривания – сохраняет свою юридическую силу. Однако, если в силу того что доказан обман или подкуп, то момент – с момента заключения.

Абсолютная недейств еще отличается след. О ней можно заявить в любое время. В относительной – заинт может потерять право на оспаривание ст 45. Эстоппель. Когда сторона зная, что у нее есть основания для оспаривания официально заявляет что оспаривать не будет. Молчаливое согласие – сторона знала что основания есть, но длит время выполняла (давность – по суду). США с ялтой и потсдамом – заявили, но выполняли их заранее, поэтому считалось что утратили право оспаривать действ. Прибалты и СССР – ну во первых давление, а во вторых – обман. Состоял в том что вступление войск – для обезопасить границы. А пакт молотова-рибентропа был. И по сути эта была реализ протоколов. Затем большевистский переворот – и согласие на вступление в состав СССР в 40. В 1990 году прибалтийские страны заявили о том что они желают выйти из состава, тем более это было закреплено в конституции. Отказали на том основании что не создан механизм.

Несмотря на то недейств приводит к тому что договор теряет силу, это может быть изменено «делимостью мд». Ст 44 ВК. Например если частично устраивает. Исключаются статьи, кот явились основанием недействительности мд. В то же время, не всегда. Ст 144 – если было принуждение, либо сила либо угроза силой, то такой договор не делится. Кроме того если в договоре может быть указано что он неделим. Или например, если всего 1 статья. Или если было условие о выполнение договора в целом. Или если исключения какихлибо положений мешает другим участникам выполнять (в многост). Но если какая либо мелкая часть противоречит императ норме, но и без нее все в порядке – то можно ставить вопрос о делимости.

Прекращение действия МД

Хоть и сущ принцип пакта сунд серванта, но полит ситуация меняется. Может прекращаться МД только по воле сторон. Но основания могут быть различны: неволевые (объективные) и волевые

1) Истечение срока действия. Но если срочный мд связан с выполн какого-либо обяз, то нужно исполнить

2) Влияния межд конфликтов. Когда начинается межд конфликт, то ряд мд между ними прекращ свое действие (о ненапад, о дружбе и сотруднич, эконом соглашения) но есть ряд непрекращающихся: все по правам человека, все по жертвам вооруж конфликтов, по привил для дипломатов,

3) Если под условием. И оно выполнено. СССР с чехосл и румынией о нахожд войск 1958 – действ, пока не выведут. Потом вывели.

4) Если в догре написано что прекращ, если мало участников. О правах женщин – 6. О предотв геноцида 1948 – менее 16.

5) Измен статуса стороны – вошло в состав федерации (все заключ при независ – устрач)

Волевые:

1) Денонсация (одност выход на услоиях предусм в мд). Традиц условие – за несколько месяцев (уст в мд) должно предупредить других участников о денонс. По истечении этого срока счит чо гос-во не связано никакими обязательствами. Денонс делается в письменной форме. Если в мд написано что нельзя – то нельзя. Если не содержится положения о денонсации, то в доктрине есть споры. скорее – что можно.

2) Аннулирование. Отказ от дальнейшего участия. ВК с большим трудом. Только если есть существенное нарушение условия (кот против конв(ст 60) либо такое кот несовм с объект и целями). Исключения – нельзя аннул договр о границах. Или если причиной сущ наруш МД было повед самого гос-ва, кот ссылается. Ст.30 – не подлеж аннул договору даже при сущ нарушении: соглаш о правах человека, конв по межд гуманит праву, запреты применять репрессалии. Если речь идет о двустор – то в случ аннул – прекращ. Если многост – то если одна из сторон ссылается на то что один из участников существенно нарушает, то дог может приост только для отказника и нарушителя. Что касается других участников – то нужно их согласие, чтобы прекратить отнош с нарушителем или приост или частично приостановить.

3) Заключ нового МД по этому вопросу. Новация. 1949 г. – 3 женевская конвенция о статусе военнопленных, там было указано что она заменяет предыд.

4) Коренное изменение обстоятельств. Clausula rebus sic standibus. Нет возможности выполнять данные МД больше. По общему правилу на это ссылаться нельзя, если коренное изменение касалось тех положений, кот были основанием для закл мд или объекта и целей мд. Но если было вызвано тем, что гос-во нарушило существ полож мд, то нельзя. Также нельзя прекр соглаш о границах ссылаясь на КИО. Нужно всегда доказывать.

5) Исчезновение объекта МД и выполнение невозможно. Например река исчезла.

Процедура различ в зав-сти от многост или двуст. Если много – конференция выпускает протокол (варшавский договор 1991 – прекрат). Гос-во кот желает – должно всегда письменно уведомить о желании прекр, если другая сторона согласна или 3 месяца не возразила – то прекращ. Если друг стороны оспаривают – то вводится возможность либо обращ к суду либо к арбитражу.

Приостановление.

Практически по тем же основаниям. От сторон зависит выбор.

Толкование

Уяснение содержания МД.

Возникн связано с тем, что языки только по участникам. Одни и те же термины могут иметь разл содержание. Появл споры. + абстрактность. Устав ООН не говорит о денонсации устава ООН. Встал вопрос – можно ли выйти. Мнения – что не может возникнуть идеи выйти. С другой стороны ничего не помешает выйти и без прописанной процедуры.

3 вида:

1) Внутригос

2) Аутент

3) Международное

1) – то кот осущ органами гос-ва уполн на толк мд. Особенность в том, что оно обязательно только для этого гос-ва.

2) Осущ спец органом, созд либо на осн мд либо созд на основе согласия гос-в участников. Для него характ обяз для сторон участников.

3) Осущ межд суд учрежд уполном на осущ толк функций. При разреш споров между гос-вами – мс ООН. Оно обяз. ЕСПЧ – для совета европы. Совбез ООН и ГА ООН – могут осущ толкование (декл о принципах мп 1970 ГА ООН) сб ООН может любую ситуацию квалиф как угрож безопасности и миру. Может принять решение о любых временных мерах. И он расширительно протолковал это свое полномочие и учредил межд угол суд по югосл и триб по руанде.

Способы толкования.

Речь идет о юрид толковании (юр терминов). Обычно берутся в качестве примера та трактовка, кот дается в закве гос-ва. Если нет такого однотипного толкования, то ссылаются на наиболее близкое в другом зак-ве. Наряду с юрид толк примен грамм толкование – с использ имеющ правил грамматики. Есть логическое толкование – из законов логики. Систематическое – весь в целом, и преамбула для уяснения содержания, историческое толкование – переходят к подготовительным материалам. Узуальное – исследуется практика примен мд. ЕСПЧ – эвентуальное. Иссл не столько сам договор, сколько полит ситуация. Применима с ЕКПЧ, 1950, много меняется, новые тенденции.

Принципы толкования: 1) добросовестность, не должно быть намерения исказить смысл или поставить сторону другую в неравнопр положение

2) точность, недвусмысленность

3) равноправия сторон (в сл разных языков)

Толкование – важн институт МП. Часто в МД пишут куда обращаться. Приним во вним не только текст, но и связанные договоры и практика.

Наши рекомендации