Общие принципы деятельности государственного вмешательства
Вмешательство и само его наличие – вещь далеко не очевидная и более того, часто вызывающая споры и сомнения в литературе. Например, можно ли считать регистрацию или лицензирование ограничением прав – это вопрос, на который разные авторы отвечают по разному, но мы будем относить их к деятельности, которая связана с ограничением прав.
В чем могут быть сомнения в ее принудительности? Дело в том, что обязанность получить лицензию для осуществления определенного вида предпринимательской деятельности, пройти регистрацию установлена законом и в этом отношении создается впечатление, что органы ив не принуждают предпринимателей, граждан, которые хотят закрепить свое право собственности на недвижимости, никто вроде не заставляет, наоборот, выполняя требования закона само частное лицо обращается в орган исполнительной власти. Из-за этого и возникает проблема – если гражданин приходит сам, можно ли здесь говорить о принудительной деятельности?
Но исходя из уже сказанного видно, что сама по себе инициатива гражданина вовсе не свидетельствует о том, что его права не ограничены, права ограничиваются самим требованием закона и эта деятельность носит потому и в широком смысле принудительный характер, что здесь принуждение осуществляет не отдельный орган исполнительной власти, а государство в целом, которое требует от частного лица скажем получить лицензию на осуществление деятельности, которая представляет потенциальную угрозу для безопасности. И понятно, что предпринимателю эта лицензия не нужна, она нужна государству как форма контроля за деятельностью предпринимателя.
В качестве принципов государственного вмешательства нужно сказать, что такое вмешательство всегда преследует определенные публичные цели, защищает публичный интерес и ущемляет, соответственно интерес частный.
С конституционной точки зрения вмешательство должно осуществляться только в пределах соразмерности, т. е. только в тех пределах, в которых оно действительно обеспечивает защиту публичных интересах и только в этих пределах вмешательство может носить конституционно-оправданный характер.
При этом государство сочетает прямое и косвенное вмешательство. Перед государством стоит цель поиска баланса, в том числе баланса прямого и косвенного вмешательства.
Государство в рамках осуществления административной реформы пытается сокращать количество случаев и форм вмешательства в деятельность частных лиц. Государство пытается ограничить количество форм и способов воздействия, считая, что время постоянного контроля государства прошло и в современных экономических и социальных условиях должна предоставляться большая свобода частным лицам, а государственное вмешательство носить исключительный характер.
Собственно эта идея – лейтмотив административной реформы, если говорить не о ее институциональном значении, а глобально оценивать, для чего она затевалась. Нормативно эта цель была провозглашена указом Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" (см. ниже) и она существенным образом влияет на политику государства. На примере лицензирования это достаточно хорошо заметно: В 1994, 1998, 2001 и в 2005 гг. проводились реформы по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности.
Государство пытается компенсировать это грубое административное вмешательство другими доступными средствами и в том числе использует для целей восполнения прекращающегося государственного контроля развитие системы саморегулирования.