Административная ответственность. Виды административных наказаний

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

Виды юридической ответственности:

ü уголовно – правовая ответственность;

ü административная ответственность;

ü гражданско – правовая ответственность;

ü дисциплинарная ответственность;

ü материальная ответственность.

Итак, административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности[1].

Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за административное правонарушение (проступок). Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Принципы административной ответственности:

ü законность;

ü целесообразность наказания;

ü ответственность за вину;

ü неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

ü гуманизм;

ü гласность.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет[2].

Согласно действующему в Российской Федерации Кодексу об административных правонарушениях, административной ответственности не подлежит лицо, совершившее соответствующее противоправные действия в состоянии невменяемости, крайней необходимости и необходимой обороны. Предусматривается также возможность освобождения нарушителя от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливаются соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, органами внутренних дел, таможенной службы и т.д.).

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам. В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий.

В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

Административное наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

Нормы статьи 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных наказаний:

ü предупреждение;

ü штраф;

ü конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

ü лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

ü административный арест;

ü административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

ü дисквалификация;

ü административное приостановление деятельности[3].

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, предполагает лишение права управлять транспортными средствами, права охоты и т.п.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг[4].

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока[5].

Козлов долгое время искал подходящую работу. В газете «Вакансии» он прочитал объявление о том, что в организацию требуются работники его профессии и квалификации. Работодатель гарантировал хорошую зарплату и социальный пакет, но на оформление документов необходимо было внести определенную денежную сумму, которая будет возвращена при выплате первой зарплаты. Имеет ли право работодатель требовать деньги в обмен на предоставление работы? (ТК РФ, гл.11).

Решение

Поиск ответа начинаем с Трудового Кодекса Российской Федерации, так как речь идет о трудоустройстве гражданина.

Глава 11 Трудового Кодекса РФ включает в себя:

ü Возраст, с которого допускается заключение трудового договора;

ü Гарантии при заключении трудового договора;

ü Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими;

ü Документы, предъявляемые при заключении трудового договора;

ü Трудовая книжка;

ü Форма трудового договора;

ü Оформление приема на работу;

ü Медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора;

ü Испытание при приеме на работу;

ü Результат испытания при приеме на работу.

В данном случае, нас интересует ст. 65 ТК РФ – документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

ü паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

ü трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

ü страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

ü документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

ü документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

ü справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования;

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации[6].

Практический пример:

On-line конференция заместителя руководителя Роструда И.Шкловца РИА Новости

Артём, Москва: Здравствуйте. Я студент. Некоторое время назад я пробовал устроиться на работу. Приехал на собеседование, всё расписали в самых положительных тонах, но сказали, что нужно купить какую-то карточку. Я отказался. Скажите, насколько правомерны требования каких-либо капиталовложений при трудоустройстве.

Иван Шкловец: Артем, трудно понять, какую карточку вам предлагали купить. Если речь идет о так называемой зарплатой карте, когда зарплата перечисляется на банковский счет, то это нормально, это одна из форм выплаты заработной платы, предусмотренная Трудовым Кодексом. Если речь идет о каких-то других картах, которые требуют финансовые вложения работника, то Трудовой Кодекс не предусматривает внесение никакой платы при трудоустройстве[7].

Ответ: Нет, работодатель не имел права требовать деньги в обмен на предоставление работы.

3. Тимофеев А. имел земельный участок на праве собственности вблизи берега реки. Весной при разливе реки доступ на его участок был затруднен. Тимофеев А. договорился в устной форме с соседом Григорьевым Г. о проходе через его участок. Однажды, приехав на дачу, он не смог попасть к себе на участок, так как оказалось, что Григорьев Г. продал свой участок, а новый владелец вокруг своей земли возвел высокий глухой забор. Имеет ли право Тимофеев А. требовать сохранения возможности прохода через соседний участок к своему? (ГК РФ, гл.20)

Решение

Для поиска ответа обратимся к Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.274 ГК РФ «Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок…»

Следовательно Тимофеев имел право требовать от Григорьева предоставления права ограниченного пользования его участком.

Согласно ч.2. ст.274 ГК РФ «Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком» - следовательно Григорьев вправе был продать сой участок.

Из ч.3 ст. 274 ГК РФ следует: «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество…» - между Тимофеевым и Григорьевым была устная договоренность о проходе через участок.

В соответствии со ст. 275 ГК РФ – «Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу» - т.е. сервитут распространяется на нового владельца участка[8].

Ответ:Да, Тимофеев имеет право требовать не сохранения (так как сервитут не был установлен, была устная договоренность), а установления сервитута на участок нового владельца. Сервитут должен быть установлен по соглашению сторон и зарегистрирован, в случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Кроме того собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Петербургский государственный университет путей сообщения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «ПРАВОВЕДЕНИЕ:

ВАРИАНТ №12

Работу выполнил:

Студент 3 курса

Заочный факультет

09ПТЭ-212

Васильев П.Н.

Работу проверил:

__________________

Санкт – Петербург, 2011

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.07.2011)

3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011)

4. Нерсесянц В.С. общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2008. – 552 с.

5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. М.: Норма,2007.

6. Смоленский М.Б. Административное право/М.Б.Смоленский. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2009. – 346 с.

7. http://www.rostrud.ru/press-centre/48/xPages/entry.14378.html (Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости)

[1] Нерсесянц В.С. общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2008. – 552 с.

[2] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011)

[3] Смоленский М.Б. Административное право/М.Б.Смоленский. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2009. – 346 с.

[4] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011)

[5] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. М.: Норма,2007.

[6] "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.07.2011)

[7] http://www.rostrud.ru/press-centre/48/xPages/entry.14378.html (Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости)

[8] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)

Наши рекомендации