Цели и задачи прокурорского надзора
Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой.
Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на до-
стижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и,
в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Цели про-
курорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ро-
лью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией
Российской Федерации, Законом о прокуратуре, другим законодательст-
вом, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее
конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частно-
сти, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Согласно пункту 2 этой
статьи целями прокуратуры являются:
обеспечение верховенства закона;
обеспечение единства и укрепления законности;
обеспечение защиты и свобод человека и гражданина;
обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и го-
сударства.
На достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры.
Конкретные виды этой деятельности перечислены в том же п. 2 ст. 1 За-
кона о прокуратуре:
"I* прокурорский надзор (5 отраслей);
* уголовное преследование;
*1» координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью;
* участие в рассмотрении дел судами;
*«* участие в правотворческой деятельности.
Основным средством достижения указанных в Законе о прокуратуре
целей является прокурорский надзор.
Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более кон-
кретны и многочисленны. Их решение обеспечивает достижение целей
прокурорского надзора. Они различаются по уровню, содержанию,
средствам их решения, компетенцией органов прокуратуры. Задачи
прокурорского надзора могут быть разделены на три вида: общие, спе-
циальные и частные.
Названные виды задач взаимосвязаны между собой и имеют различ-
ные уровни. Решение частных задач (самого низкого уровня) обусловли-
вает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специ-
альных задач, в свою очередь, подчинено решению общих, наиболее
высокого уровня, задач прокурорского надзора.
Общие задачипрокурорского надзора определяются Конституцией
РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных ак-
тов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и
охране от всяких посягательств:
а) закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, входя-
щих в состав РФ, уставами иных субъектов РФ общественного и го-
сударственного строя;
б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имуществен-
ных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантиро-
ванных Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами
иных субъектов РФ;
в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений,
предприятий, независимо от форм собственности, кооперативных и
иных общественных организаций.
Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполня-
ющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет не-
сколько отраслей (направлений), различающихся содержанием законода-
тельства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие
этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, яв-
ляются одновременно задачами и каждой из этих отраслей. Общие задачи
могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятель-
ности в целом. Каждая отрасль единого прокурорского надзора вносит
свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада
определяется специальными задачами,стоящими перед конкретной от-
раслью прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и опре-
деляется компетенцией прокурора в каждой из отраслей прокурорского
надзора. Подробно содержание специальных задач каждой из отраслей
прокурорского надзора рассматривается ниже в соответствующих разде-
лах курса лекций.
В качестве специальных задач можно назвать:
•I» своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых пере-
численными в ст.21 Закона о прокуратуре объектами и субъектами;
«> выявление всех нарушителей законов на тех же объектах надзора.
Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных
министерств, комитетов и служб, представительных и исполнительных
органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов воен-
ного управления, органов контроля, их должностных лиц, органов управ-
ления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций ре^
гулируется федеральными и иными законами. Издаваемые ими правовые
акты (приказы, распоряжения, инструкции и др.) должны соответствовать
этим законам. Поэтому одной из специальных задач прокурорского над-
зора в данном направлении является своевременность проверки законно-
сти издаваемых актов. Специальной задачей этого же направления надзо-
ра является выявление фактов нарушений точного исполнения законов
указанными органами, нарушителей этих законов, недопущение безнака-
занности за такие правонарушения.
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуще-
ствляется путем применения прокурором правовых средств надзора, в
ходе которых прокурор ставит определенные частные (конкретные) зада-
чи и решает их. Эти задачи называются частными задачами прокурор-
ского надзора.Они значительно более разнообразны и многочисленны,
нежели общие и специальные.
Частные задачи различаются в зависимости от (отрасли) прокурорско-
го надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных ус-
ловий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.
Перечислить все частные задачи прокурорского надзора весьма слож-
но, поскольку они не являются постоянными, могут возникать в одних
конкретных условиях работы и отсутствовать в других. В числе частных
задач могут быть названы:
*»* получение полной информации о конкретном нарушении закона;
* своевременность истребования правовых актов для проверки их соот-
ветствия закону;
*«» обеспечение своевременности обжалования (опротестования) неза-
конных приговоров, решений суда и т.п.
При внесении представления об устранении правонарушения и обсто-
ятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена за-
дача полного выполнения всех изложенных в представлении предложе-
ний прокурора и т.д.