Принципиальных различий нет. Есть только некоторые особые черты, которые отличают административную ответственность от уголовной

Общественная опасность. По этому поводу в административно-правовой литературе велись дискуссии о том, обладает ли вообще административное правонарушение таким признаком как общественная опасность. Многие пытались обосновывать точку зрения о том, что если уголовное преступление посягает на сами устои общества, на какие-то глобальные общественные ценности и глобальные характеристики правопорядка, то административное правонарушение такой опасности не имеет. Следовательно, можно говорить только о неком вреде, который оно причиняет общественным отношениям, но не об общественной опасности.

Именно этой точкой зрения видимо руководствовался законодатель, который в ст. 2.1 КоАП не указал на общественную опасность как на признак административного правонарушения.

Но в то же время есть другая позиция, которая с практической точки зрения весьма удобна, хотя и тоже отвечает далеко не на все вопросы. Сводится она к тому, что любое правонарушение так или иначе общественно опасно, оно представляет собой опасность для общества. Другое дело, что степень общественной опасности может быть разной, и если преступление – это общественно опасное деяние, то административное правонарушение – это деяние, которое отличается меньшей степенью общественной опасности. Меньшая степень может иметь разные измерения, может формализовываться разным способом либо наступают менее тяжкие последствия. Скажем до тех пор, пока ДТП не связано с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью – это административное правонарушение, как только появляются жертвы – это становится преступлением. По размеру причиненного ущерба: до 1500 рублей – мелкое хищение (административное правонарушение), свыше – преступление.

Во-вторых, меры административного наказания носят менее суровый характер по сравнению с уголовным наказанием в видах наказания, размерах отдельных видов наказаний и пределах ограничения прав. Среди санкций в рамках административной ответственности самая суровая – это административный арест, продолжительностью до 15 суток (по общему правилу, но все равно это сроки, исчисляемые буквально сутками, в то время как в рамках уголовной ответственности арест или лишение свободы могут представлять собой гораздо более длительное наказание). Размеры штрафов – законодатель формализует и достаточно четко показывает границу: до 2500 рублей – это административный штраф, свыше 2500 рублей – это уже уголовный штраф.

В-третьих, административная ответственность несут не только физические, но и юридические лица, из чего вытекают экономические черты административной ответственности. Это то, что стало особенностью административной ответственностью в 90-е годы 20 века и то, что сейчас явственно отличает в российском законодательстве административную ответственность от уголовной. Публично-правовая ответственность юридических лиц – это явление довольно своеобразное, специфическое. Глобально наличие такого субъекта меняет представление о характере, содержании, природе ответственности, потому что ответственность физических лиц и ответственность юридических лиц принципиально разная. В сухом остатке - Соответственно административная ответственность может охватить в том числе и юридических лиц как субъектов правонарушения.

Наконец, в-четвертых, привлечение к административной осуществляется в упрощенном порядке, по административно-юрисдикционной процедуре, не требующей состязательного процесса и позволяющей реализовать меры ответственности более оперативно.

Наши рекомендации