Особенности конституционных норм. Проблемы нормативного характера положений преамбулы
Преамбулой(от лат. preambulus - идущий впереди, предшествующий) - вводная часть какого-либо важного акта, послужившая поводом к его изданию. Многие зарубежные конституции также открываются текстом преамбулы. Учитывая, что действующая Конституция - это первый после воссоздания суверенного Российского государства Основной Закон, создатели его текста сочли необходимым предпослать ему некую вводную часть.
В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой.
Авторы Конституции сочли необходимым закрепить в преамбуле ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности. Прежде всего - это категория "многонациональный народ Российской Федерации". Эта новелла в политической истории Российского государства требует некоторых пояснений. Дело в том, что исторически Россия (еще на стадии формирования централизованного государства) складывалась как союз народов, на тех или иных основаниях (от добровольного вхождения до порабощения) вошедших в состав огромного евразийского государства. Этот процесс авторы преамбулы, дабы не вдаваться в различные исторические экскурсы, выразили фразой "соединенные общей судьбой на своей земле".
Наряду с историческими основами преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов. Прежде всего - государственный суверенитет. Как известно, еще находясь в составе бывшего СССР, Российская Федерация объявила о своем суверенитете в Декларации, принятой Первым Съездом народных депутатов РСФСР (бывшим парламентом России) 12 июня 1990 г.
Преамбула провозгласила незыблемость демократических основ российской государственности. Это означает, что в последующем, при принятии новых конституций России, отступление от принципов демократии объявляется недопустимым.
Атрибутивной частью новой российской государственности также стало утверждение прав и свобод человека (подробнее см. комментарий к ст. 2), гражданского мира и согласия. Таким образом, авторы преамбулы продемонстрировали отказ от классового типа Российского государства, присущего ему в эпоху социализма, насильственного характера его внутренней и внешней политики. Еще одним отступлением от социалистических традиций стало положение о том, что многонациональный народ России сознает себя частью мирового сообщества. Дело в том, что одной из черт Советской России было провозглашение ее государством нового типа, принципиально отличным от "буржуазного" окружения.
Все перечисленные новеллы подчеркивают принципиальное отличие Конституции РФ 1993 г. от всех ее социалистических предшественниц.
Как известно, правовое регулирование в целом носит вторичный характер, т.е. сначала возникают общественные отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существует. Ярким подтверждением данного тезиса выступает Конституция России 1993 г. Многие общественные отношения, свидетелями которых мы сегодня являемся, не существовали до ее принятия. Таким образом, конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер. Так, в ней речь идет об обеспечении благополучия и процветания России и об ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Разумеется, право, даже в форме конституции, единолично не в силах решить эти задачи, но оно призвано создать адекватные социальные механизмы для их решения. Благополучие и процветание во многом зависят от динамичного развития экономики, продуманной демографической политики, разумной системы налогообложения и т.д. Что касается ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и др. Залогом всего этого является реализация нормы комментируемого Основного Закона.
И наконец, о последней, завершающей части преамбулы, определившей порядок принятия комментируемого Основного Закона. Мировой опыт знает несколько способов принятия конституций. С этих позиций они делятся на октроированные (дарованные монархом или диктатором), принятые парламентом или учредительным (конституционным) собранием, и так называемые народные, т.е. принятые в ходе всенародного референдума. За короткую конституционную историю в России были испробованы все перечисленные выше способы легитимации (узаконения). В настоящий момент мы имеем дело с народной Конституцией, принятой в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.
Этот референдум был назначен Указом Президента России Б.Н. Ельцина от 15 октября 1993 г. № 1633. Постановлением Центральной избирательной комиссии от 20 декабря 1993 г. референдум признан состоявшимся, а Конституция - принятой. 25 декабря 1993 г. окончательный текст Конституции был опубликован в "Российской газете". С этой даты Конституция России считается действующей, но нет ни одного юридического документа, который объявил бы об этом официально, кроме самой Конституции. Поэтому строка преамбулы "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации" и есть юридический акт, объявляющий Конституцию действующей. В этом заключается юридический смысл преамбулы.