Административное правонарушение как основание административной ответственности
Существует дискуссия относительно основания административной ответственности. По мнению Бахраха, основания административной ответственности выступает:
1. Система норм, регулирующих ответственность
2. Деяние конкретного субъекта
3. Акт компетентного субъекта о наложении взыскания
Монохин полагает, что достаточно выделять 2 основания: 1)закон, который выступает правовой основой реализации административной ответственности, 2)правонарушение, как фактическое основание. Стоит признать правонарушение, как единственное основание привлечения субъекта к административной ответственности, поскольку его определение включает и подразумевает выделяемые основания.
В соответствии со ст.2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица (субъектов), за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
· Противоправность, т.е. имеет место нарушение норм действующего законодательства, причем не только административного (позиция эта не всегда находит в литературе поддержку). Соблюдение норм иных отраслей охраняется мерами административной ответственности.
· Виновность, т.е. совершенное умышленно или по неосторожности
· Наказуемость, т.е. применение мер административной ответственности
· Антиобщественный (общественно вредоносный) характер деяний, выражающийся в нарушении действующего законодательства
· Деяние в форме действия или бездействия.
Действие – активное невыполнение обязанностей законного требования или нарушения установленного запрета.
Бездействие – пассивное невыполнение возложенных обязанностей.
Как правило, административное правонарушение относится к формальным, т.е. деяние выражается в нарушении установленных правил, имеет место только факт противоправного действия или бездействия, но не являются исключением из материального состава, а является наступлением неблагоприятных последствий.
От признаков административного правонарушения следует отличать его состав, под которым понимается совокупность закрепленных элементов, позволяющих определить, что конкретное деяние относится к числу административно наказуемых.
Состав административного правонарушения включает такие элементы (признаки):
1)субъект
2)субъективная сторона
3)объект
4)объективная сторона.
Только при наличии всех элементов состава лицо может быть привлечено к административной ответственности. В литературе обращается внимание, на то, что в общей части КоАП содержаться признаки субъективной стороны и субъекта административных правонарушений. На уровне особенной части сосредоточены характеристики объекта и объективной стороны.