Следствия и дознания
Сущность надзора прокурора состоит в том, что он осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Следовательно, путем прокурорского надзора должна быть обеспечена защита интересов общества, государства, граждан, их охрана от преступных посягательств. Сюда входит охрана конституционного строя, национального равноправия народов и граждан, борьба с экстремизмом и терроризмом, защита государственной и частной собственности, соблюдение законов при проведении экономических реформ, защита жизни, здоровья, чести и достоинства людей и т.д. Сущность надзора состоит также в охране прав и законных интересов потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, других участников уголовного судопроизводства в досудебной стадии. Прокурор, применительно к данному направлению, в соответствии с имеющимися у него полномочиями, должен выявлять, устранять и предупреждать нарушения Конституции и других законов, состоящие в совершении преступлений, а также процессуальные нарушения со стороны органов дознания и предварительного расследования при расследовании ими уголовных дел. Поскольку предметом надзора прокурора в целом является законность действий и пра-
135,
См об этом: Жук О. Соотношение уголовного преследования и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса // Уголовное право. 2003. № 4. С. 115.
вовых актов, применительно к рассматриваемому направлению предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве дознания и предварительного следствия, избрании мер пресечения, приостановлении и прекращении уголовных дел. направлении дел в суд с обвинительным заключением, а также законность других действий и решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Этим предметом определяются задачи прокурорского надзора в данном направлении.
Задачами надзора являются: 1. Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом ответственности.
2. Задержание граждан по подозрению в совершении преступлений не может производиться иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.
3. Никто не должен подвергаться незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах.
4. Никто не может подвергаться аресту без судебного решения.
5. Должен соблюдаться установленный порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан.
6. При расследовании преступлений необходимо соблюдать требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлении, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств, а также обстоятельств, могущих отягчать или смягчать его наказание при вынесении впоследствии приговора.
7. Должны выявляться причины совершения преступлений и способствующие им условия и приниматься меры к их устранению.
Наряду с указанными задачами Приказом Генерального прокурора № 31 от 18 июня 1997 года определены конкретные задачи деятельности органов прокуратур,- это:
1. безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности;
2. защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений;
3. своевременная проверка законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении;
4. проверка законности задержания граждан, а также обеспечение законности заключения под стражу;
5. пресечение и предупреждение организованной преступности;
6. предупреждение преступности среди несовершеннолетних;
7. сосредоточение усилий на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков;
8. надзор за законностью решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия, затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
Дальнейшее развитие содержания задач Генеральным прокурором дано в Приказе №39 от 5 июля 2002 года «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудсбного производства», принятым для реализации полномочий прокурора в соответствии с УПК Российской Федерации. В числе важнейших из них могут быть названы: требование - не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, строгое соблюдение порядка производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в ч. I ст. 447 УПК (в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата органа власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа и должностного лица органа местного самоуправления, судей всех уровней, прокуроров, следователей, адвокатов, бывшего Президента и кандидата в Президенты, Председателя Счётной палаты РФ, его заместителей и аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ), обеспечение своевременного продления сроков содержания под стражей и расследования уголовных дел, изучение с особой тщательностью соответствия выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела при утверждении обвинительного заключения.
'207
Контрольные вопросы:
1.Какова сущность надзора прокурора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия?
2. Что является предметом надзора прокурора на данном направлении?
3. Какие задачи стоят перед прокурором при осуществлении надзора на данном направлении?