Следствия и дознания

Сущность надзора прокурора состоит в том, что он осуще­ствляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Следовательно, путем прокурорского надзора должна быть обеспечена защита интересов общества, государства, граждан, их охрана от преступных посягательств. Сюда входит охрана конституционного строя, национального равноправия народов и граждан, борьба с экстремизмом и терроризмом, защита госу­дарственной и частной собственности, соблюдение законов при проведении экономических реформ, защита жизни, здоровья, чести и достоинства людей и т.д. Сущность надзора состоит также в охране прав и законных интересов потерпевших, подоз­реваемых, обвиняемых, других участников уголовного судопро­изводства в досудебной стадии. Прокурор, применительно к данному направлению, в соответствии с имеющимися у него полномочиями, должен выявлять, устранять и предупреждать нарушения Конституции и других законов, состоящие в совер­шении преступлений, а также процессуальные нарушения со стороны органов дознания и предварительного расследования при расследовании ими уголовных дел. Поскольку предметом надзора прокурора в целом является законность действий и пра-

135,

См об этом: Жук О. Соотношение уголовного преследования и про­курорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса // Уго­ловное право. 2003. № 4. С. 115.

вовых актов, применительно к рассматриваемому направлению предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве дознания и предва­рительного следствия, избрании мер пресечения, приостановле­нии и прекращении уголовных дел. направлении дел в суд с об­винительным заключением, а также законность других действий и решений, принимаемых органами, осуществляющими дозна­ние и предварительное следствие. Этим предметом определяют­ся задачи прокурорского надзора в данном направлении.

Задачами надзора являются: 1. Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом от­ветственности.

2. Задержание граждан по подозрению в совершении пре­ступлений не может производиться иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.

3. Никто не должен подвергаться незаконному и необосно­ванному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах.

4. Никто не может подвергаться аресту без судебного реше­ния.

5. Должен соблюдаться установленный порядок возбужде­ния и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан.

6. При расследовании преступлений необходимо соблюдать требования закона о всестороннем, полном и объективном ис­следовании всех обстоятельств дела, выявлении, как уличаю­щих, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств, а также обстоятельств, могущих отягчать или смягчать его наказание при вынесении впоследствии приговора.

7. Должны выявляться причины совершения преступлений и способствующие им условия и приниматься меры к их устра­нению.

Наряду с указанными задачами Приказом Генерального прокурора № 31 от 18 июня 1997 года определены конкретные задачи деятельности органов прокуратур,- это:

1. безусловное реагирование на выявленные нарушения за­конов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности;

2. защита прав и законных интересов потерпевших от пре­ступлений;

3. своевременная проверка законности решений следовате­лей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении;

4. проверка законности задержания граждан, а также обес­печение законности заключения под стражу;

5. пресечение и предупреждение организованной преступ­ности;

6. предупреждение преступности среди несовершеннолет­них;

7. сосредоточение усилий на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков;

8. надзор за законностью решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия, затрагивающих кон­ституционные права и свободы граждан.

Дальнейшее развитие содержания задач Генеральным про­курором дано в Приказе №39 от 5 июля 2002 года «Об органи­зации прокурорского надзора за законностью уголовного пре­следования в стадии досудсбного производства», принятым для реализации полномочий прокурора в соответствии с УПК Рос­сийской Федерации. В числе важнейших из них могут быть на­званы: требование - не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, стро­гое соблюдение порядка производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в ч. I ст. 447 УПК (в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, де­путата органа власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа и должностного лица органа местного самоуправления, судей всех уровней, прокуроров, следователей, адвокатов, бывшего Президента и кандидата в Президенты, Председателя Счётной палаты РФ, его заместителей и аудито­ров, Уполномоченного по правам человека в РФ), обеспечение своевременного продления сроков содержания под стражей и расследования уголовных дел, изучение с особой тщательно­стью соответствия выводов органов предварительного рассле­дования фактическим обстоятельствам дела при утверждении обвинительного заключения.

'207

Контрольные вопросы:

1.Какова сущность надзора прокурора за законностью про­цессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия?

2. Что является предметом надзора прокурора на данном направлении?

3. Какие задачи стоят перед прокурором при осуществлении надзора на данном направлении?

Наши рекомендации