Общественная палата Российской Федерации

ОМСК 201_ г.

Контрольный талон

Дата поступления работы на кафедру «   » 201_ г.   Рег. №  

Замечания

 
 
 
 
 
 
 
Результат проверки контрольной работы:  
Контрольную работу проверил:  
   
(должность, ученая степень (ученое звание), инициалы, фамилия)  
Дата проверки работы «   » 201_ г.      
                 

Содержание

1. Какова специфика системы источников конституционного права России? В чем выражается множественность их форм, приоритетность и нетрадиционность? 3

2. Общественная палата Российской Федерации. 8

Список использованных источников. 10

ВАРИАНТ № 5

1. В каждом государстве существует своя система источников конституционного права. Она обычно включает конституцию, законы, другие нормативные правовые акты, договоры, конституционно-правовые обычаи. Вместе с тем таким системам, по мнению ряда юристов, свойственны особенности, которые позволяют говорить о их самобытности. Какова специфика системы источников конституционного права России? В чем выражается множественность их форм, приоритетность и нетрадиционность?

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся только действующие в настоящий период нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида подчиняется объективным условиям в зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.

Прежде всего, следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником конституционного права как отрасли права.

Эта роль Конституции РФ обусловлена тем, что она:

- является единственным правовым актом, содержащим нормы, касающиеся всех составных частей предмета конституционного права;

- имеет высшую юридическую силу и ей не должны противоречить другие юридические источники отрасли;

- определяет все основные направления конституционно-правового регулирования;

- определяет виды других источников конституционного права, их наименования, юридическую силу, порядок принятия, отмены и опубликования, а также устанавливает во многих случаях, какими законами должны быть урегулированы те или иные отношения.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон - наиболее распространенная форма установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.), «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г. с изм.) и др.; федеральные законы: «Об общественных объединениях» (1995 г.); «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996 г.) с дополнением (1998 г.); «О выборах Президента Российской Федерации» (2003 г.); «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) и др.

Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, вносимой в порядке, предусмотренном ст. 136.

К источникам относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источниками отрасли конституционного права являются регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых Президентом, органами законодательной и исполнительной власти (например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 (с послед, изм.), Положение об Администрации Президента Российской Федерации от 06.04.2004, Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе от 13.05.2000 в редакции от 06.01.2004).

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.01.1990, Декларация о языках народов России от 25.10.1991, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 и др. Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Выделяют и такой специфический вид источников, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31.03.1992 между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта.

К источникам конституционного права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора».

Конституционный Суд РФ при рассмотрении дел о соответствии Конституции РФ тех или иных нормативных правовых актов, указанных в ст. 125 Конституции РФ, нередко в обоснование своих правовых позиций принимает во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права, выраженные в различного рода международно-правовых актах.

Особым видом источником конституционного права являются постановления Конституционного Суда РФ. Хотя последний не наделен полномочиями принимать правовые акты, но устанавливаемые в его постановлениях правовые позиции являются общеобязательными, окончательными, не подлежащими обжалованию, действуют непосредственно, являются непреложными для всех государственных органов, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция или устав субъекта Федерации должны соответствовать Конституции России, федеральным законам; они обладают большей юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются также законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти, а также постановления конституционных (уставных) судов субъекта Федерации.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы (в частности, уставы муниципальных образований).

Общественная палата Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.

Цели и задачи Общественной палаты.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.

Общественная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Наши рекомендации