Реорганизация юридического лица
При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, - его правопреемникам. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:
слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.
Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации - добровольная реорганизация.
Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК).
Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.
Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.
Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).
Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).
Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.
Содержание субъективного права собственности. Правомочия собственника.
Право собственности является комплексным правовым институтом. Отношения собственности регулируются нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, трудового и других ветвей права. Наиболее принципиальные положения, относящиеся к законодательной, исполнительной и правоприменительной деятельности государства в вопросах о собственности, прежде всего формах собственности, субъектам, объектам и защите права собственности, содержатся в Конституции РФ (ст. ст. 8, 9, 35, 36, 40, 46, 53, 71, 72, 76, 90, 105, 114, 115, 118, 125, 130). Основу правового регулирования содержания права собственности,его приобретения и прекращения, функционирования правоотношений собственности составляют нормы гражданского права.
В гражданском праве понятие права собственности употребляется в двух значениях: как объективное правособственности и как субъективное право собственности.
Под объективным правом собственности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношениясобственности в их статическом состоянии. В данных нормах моделируется юридическое отношениесобственности, которое должно сопровождать экономическое и иное отношение, регулируемое правом. Они включают в себя нормы о содержании субъективного права собственности, приобретении и прекращенииправа собственности, защите права собственности и других компонентах, относящихся к характеристике юридического отношения собственности.
Субъективное право собственности определяет содержание правомочий собственника, которыми он наделяется в рамках возникающего на основании закона конкретного правоотношения собственности.
В отличие от субъективных прав участников других гражданских правоотношений субъективное правособственности имеет следующие особенности.
1. Субъективное право собственности - первоначальное право, непосредственно вытекающее из закона при наличии соответствующего юридического факта (договор, наследование и др.). Между законом исобственником не имеется какого-либо иного субъекта права, наделенного промежуточным правом. До момента вступления собственника в договорное отношение с третьими лицами или нарушения ими правсобственника путем совершения деликта субъективное право собственности функционирует в качестве автономного права в рамках действующего в стране правопорядка, находясь за пределами гражданских правоотношений. Субъективное право собственности в данном случае входит в состав публично-правового отношения, одной из сторон которого является государство, обеспечивающее защиту права собственности.Теория абстрактного гражданского правоотношения, поддерживаемая большинством российских цивилистов, какой-либо практической ценности не имеет <*>.
2. Субъективное право собственности закрепляет за его обладателем экономическую власть над имуществом, являющимся его объектом. В праве это выражается в возможности собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не запрещенные законом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
3. Субъективное право собственности - наиболее полное имущественное право, предусмотренное гражданским законодательством. Оно значительно шире возникающих на его основе других вещных прав, закрепленных в ГК РФ и других федеральных законах. Оно может быть ограничено: 1) на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) при осуществлении права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах (п. 1 ст. 10 ГК РФ); 3) при нарушениисобственником прав других лиц, с которыми он состоит в гражданских правоотношениях (вещных и обязательственных прав).
Наряду с принадлежащими ему правами собственник несет определенные обязанности, называемые в ст. 210 ГК РФ бременем содержания имущества. Он, в частности, обязан содержать имущество в надлежащем состоянии, соблюдать в отношении его правила пожарной безопасности, платить установленные законом налоги и сборы и выполнять другие требования, исходящие от уполномоченных законом органов государства и местного самоуправления.
4. Право собственности действует в течение всего времени существования имущества, являющегося объектом этого права. В отношении определенных видов объектов, таких, например, как ценные бумаги (векселя, чеки и т.д.), период существования права собственности может быть определен заранее. Возможно также установление времени существования субъективного права собственности на имущество, предоставляемое конкретному лицу на ограниченный отрезок времени, при продолжении существования данного имущества. В этом случае право собственности по истечении указанного отрезка времени переходит к другому лицу. Подобного рода последовательное (распределение по времени) обладание имуществом на праве собственности несколькими лицами широко применяется во многих зарубежных странах в отношении жилых помещений. Не имеется запретов на применение такой системы и в законодательстве Российской Федерации. Широко распространенное в юридической литературе мнение о бессрочном характере права собственности следует воспринимать, по меньшей мере, весьма условно.
5. Право собственности является основополагающей разновидностью прав, генерирующей другие категории вещных прав, а также обязательственных прав. В конечном счете все они имеют зависимый от права собственности характер.
Содержание субъективного права собственности определяется в законе путем перечисления правомочийсобственника. В соответствии со ст. 209 ГК к ним относятся правомочия владения, пользования и распоряжения.
Под правомочием владения понимается возможность фактического обладания собственникомпринадлежащим ему имуществом, под правомочием пользования - возможность потребления (присвоения)собственником полезных свойств имущества, под правомочием распоряжения - возможность определениясобственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в использование другим лицам, использования самим собственником и т.д.).
Указанные правомочия необходимо рассматривать как внешнее проявление сущности субъективного права собственности - экономической власти собственника над отношениями по поводу принадлежащего ему имущества. Юридически наличие у собственника данной власти суммарно выражено в формуле, определяющей поведение собственника, - возможностью действовать по своему усмотрению (п. 2 ст. 209 ГК).
Вместе с тем следует обратить внимание на неточность и неполноту определения законодателемсодержания права собственности. Неточность выражается в том, что при передаче другим лицам права(точнее - правомочий) владения, пользования и распоряжения имуществом право собственности продолжает оставаться у собственника (п. 2 ст. 209 ГК). В итоге получается голое право собственности без правомочий, с чем нельзя согласиться по двум причинам. Во-первых, под правомочием понимается возможность владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим собственнику, которая не передается при передаче имущества другим лицам. Во-вторых, параллельно с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим собственнику, существуют как отдельные понятийные категории - владение, пользование и частично распоряжение имуществом, осуществляемые арендатором, залогодержателем, обладателями права хозяйственного ведения и оперативного управления.
Содержание и объем указанных категорий не совпадают ни с аналогичными по названию категориями владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим собственнику, ни с имеющимися у каждого из перечисленных держателей упомянутых титулов на имущество. Собственно об этом недвусмысленно говорится и в отдельных статьях ГК РФ, посвященных передаче собственником имущества другим лицам и защите прав владельца, не являющегося собственником. Так, согласно ст. 606 ГК по договору аренды (имущественного найма) арендатору (нанимателю) передается не право владения имуществом, а имущество во временное владение и пользование. Соответственно в ст. 305 ГК говорится о защите владения лица, не являющегося собственником.
Право собственности без правомочий (возможностей) существовать не может.
Определение содержания права собственности, даваемого в ГК РФ, не исчерпывается тремя названными правомочиями. Еще в конце 40-х гг. прошлого века академик А.В. Венедиктов подчеркивал, что "правособственности отнюдь не слагается из трех отдельных прав: владения, пользования и распоряжения" <*>. Тенденция ухода от традиционной "триады" правомочий собственника в направлении более широкого подхода к определению содержания субъективного права собственности получило признание и среди ученых-юристов других стран.
Из числа вновь вводимых правомочий прежде всего следует назвать право управления, не ограниченное, естественно, только землей. Для этого имеются, как минимум, следующие две предпосылки.
Во-первых, известно, что правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом могут осуществляться как лично собственником, так и в определенных случаях другими лицами (представителями собственника, родителями, опекунами и попечителями в отношении недееспособных и частично дееспособных детей и т.д.).
Осуществление названных правомочий многогранно. Оно требует определенных усилий, а во многих случаях принятия неординарных решений в выборе собственником (лицом, его замещающим) того или иного варианта поведения. Такого рода действия собственника являются управлением правомочиями в отношении принадлежащего ему имущества. В этом смысле само по себе управление становится юридически значимым действием, и соответственно его можно считать самостоятельным правомочием собственника.
В отличие от правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом его следует рассматривать как правомочие иного порядка, имеющее свою специфику. Оно призвано обеспечить реализацию правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом и, что не менее важно, по характеру является передаваемым правомочием.
Во-вторых, введение правомочия управления в содержание субъективного права собственности диктуется и экономическими соображениями. Управление собственностью становится самостоятельной экономической функцией собственности, осуществляемой особой группой лиц, называемых профессиональными управляющими. Отделение управления от собственности в условиях функционирования рыночной экономики особенно широко распространено в крупных акционерных обществах.