Вправе ли пассажир сдавать к перевозке багаж?
1. вправе;
2. вправе - за плату по тарифу;
3. не вправе.
4. вправе, если транспортное средство оборудовано багажным отделением.
Является ли договор перевозки транспортом общего пользования публичным договором?
1. является, но только на железнодорожном транспорте;
2. не является;
3. является.
Уплачивает ли перевозчик пассажиру штраф за задержку отправления транспортного средства, если задержка произошла из-за устранения неисправностей транспортного средства, если они могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан?
1. не уплачивает;
2. уплачивает, если он предусмотрен договором или транспортными уставами и кодексами;
3. уплачивает.
При перевозке городским транспортом пассажир вправе бесплатно перевозить с собой детей в возрасте до:
1. трех лет
2. семи лет;
3. двух лет;
4. среди перечисленных вариантов нет правильных.
При перевозке воздушным транспортом пассажир вправе бесплатно перевозить с собой детей в возрасте до:
1. трех лет
2. семи лет;
3. двух лет;
4. среди перечисленных вариантов нет правильных.
Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону:
1. за десять дней;
2. в разумный срок;
3. за месяц;
4. за три дня.
Возложение исполнения обязательства на третье лицо экспедитором по договору транспортной экспедиции:
1. не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора;
2. освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора;
3. освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора, только в случае если он дал на это согласие.
Клиент должен выдать доверенность экспедитору:
1. в момент заключения договора во всех без исключения случаях;
2. в любой момент, если она необходима для исполнения его обязательств;
3. если экспедитором является физическое лицо;
4. в течение десяти дней с момента заключения договора.
Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени, называется:
1. демереджем;
2. амплиацией;
3. аутсорсингом;
4. барымтой.
Экспедитором могут быть:
1. любые субъекты гражданских правоотношений;
2. только физические и юридические лица;
3. лица имеющие статус предпринимателя;
4. физические лица.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в:
1. 10 дневнй срок;
2. 20 дневный срок;
3. 30 дневный срок;
4. 14 дневный срок.
В случае отказа клиента от исполнения договора транспортной экспедиции, он обязан:
1. возместить стоимость расходов связанных с передачей имущества;
2. возместить убытки, вызванные расторжением договора;
3. компенсировать моральный вред.
Задачи
Задача № 1. ООО «Заря» (заказчик) и ИП Иванов (исполнитель) 01.11.2006 заключили договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, по условиям которого исполнитель обязался за вознаграждение и за счет заказчика выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг по организации перевозок груза заказчика и иному транспортно-экспедиционному обслуживанию в междугородном сообщении на территории России на основании предварительной заявки на перевозку.
Согласно пункту 4.7 договора исполнитель несет ответственность перед заказчиком в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его исполнителем и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые исполнитель не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Во исполнение принятых по договору обязательств предприниматель Иванов 23.01.2007 принял от Общества груз к перевозке по маршруту город Ливны - поселок Томилино Люберецкого района Московской области. При чем погрузка полностью осуществлялась силами заказчика.
Согласно товарно-транспортной накладной от 23.01.2007 водитель Иванова принял груз - потолочные пластиковые плиты в количестве 1650 коробок для перевозки его на принадлежащей ему автомашине.
В результате некачественного крепления принятого к перевозке груза 23.01.2007 на 100 километре автодороги Воронеж-Москва произошло падение контейнера с платформы указанной автомашины.
В тот же день на месте ДТП с участием сторон был составлен акт перетарки груза и освидетельствования повреждений, в котором было зафиксировано наличие в контейнере 1630 неповрежденных коробок, 15 коробок с незначительными повреждениями и 5 коробок со значительными повреждениями и деформированным товаром. По результатам экспертизы сумма убытка составила 47000 руб. В экспертном заключении зафиксировано, что причинами убытка являются не только нештатные механические воздействия, случившиеся при падении контейнера во время ДТП, но и нарушение предписаний манипуляционных знаков при укладке груза в контейнер и отсутствие закрепления груза в контейнере. При этом из акта следует, что средства крепления груза в контейнере отсутствовали, часть упаковок с потолочными плитами были уложены вертикально, что не соответствует правилам укладки данного вида товара, между уложенными вертикально упаковками с плитами имелось свободное пространство, что допускало трение упаковок друг о друга, а также о стенки контейнера. Таким образом 60 коробок были погружены неправильно.
Общество и предприниматель Иванов 07.02.2007 подписали соглашение об урегулировании претензии и зачете взаимных денежных требований, согласно которому предприниматель Иванов производит возмещение ущерба в сумме 47000 руб. путем зачета в счет оплаты будущих перевозок.
Предприниматель Иванов, возместив Обществу 20.02.2007 в счет задолженности сумму 6000 руб., от возмещения оставшейся суммы ущерба отказался, что послужило поводом для обращения Общества с иском в арбитражный суд, где помимо требования о взыскании 41000 руб. ущерба им было заявлено требование о взыскании с ответчика 1839 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Подлежит ли удовлетворению данное требование?
Задача № 2. 29.01.06 между ООО «ЖД» и ОАО «Лидер» (экспедитор) был заключен договор об организации перевозок по условиям которого экспедитор принял на себя обязательство обеспечивать привлечение клиентов для железной дороги, оформлять перевозочные документы внутреннего и международного сообщения, взимать провозную плату, а также своевременно и полностью вносить платежи за перевозку грузов, а дорога - осуществлять прием груза и его перевозку. В рамках данного договора экспедитор обязуется обеспечить наличие на своем лицевом счете денежных средств, необходимых для оплаты провозных платежей за весь планируемый объем перевозок грузов, до приема и рассмотрения заявок на их перевозки (пункт 3.1 договора).
Пунктом 2.1.3 договора установлена обязанность экспедитора своевременно и полностью вносить плату за перевозку грузов и производить иные платежи, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
На основании указанного договора при проведении расчетов по железнодорожной накладной № 3 и в соответствии со счетом-фактурой от 25.09.06 железная дорога списала с лицевого счета ОАО «Лидер» 129460 руб.
Полагая, что по данной грузоперевозке ООО «ЖД» незаконно списало данную сумму, ОАО «Лидер» обратилось с иском в арбитражный суд.Указывая на то, что ООО «ЖД» не обеспечило должной охраны груза грузоотправителя, врезультате чего он был похищен с платформы.
Какое решение должен вынести суд?
Задача № 3. В 2005 году Сидоров заключил договор возмездного оказания услуг с ИП Крутовым на перевозку груза до г. Москвы. В городе Москве на Крутова было совершено разбойное нападение и похищен перевозимый груз. Сидоров обратился в суд с исковым заявлением о возмещении Крутовым материального ущерба и компенсации морального вреда. Крутов данные требования не признал, ссылаясь на то, что разбойное нападение является действием непреодолимой силы.
Какое решение должен вынести суд?
Измениться ли ситуация если лица которые совершили разбойное нападение будут задержаны?
Задача № 4. Крючков сдал билет в кассу ж/д вокзала, поскольку поезд, на котором он собирался доехать до г. Москвы задерживался на пять часов.
При этом он потребовал возместить не только стоимость билета, но и заплатить штраф, предусмотренный в транспортном уставе, а также стоимость билетов в театр и возместить моральный вред. Ж/д Вокзал отказался удовлетворить данные требования, мотивируя это тем, что задержка прибытия произошла из-за аварии.
Решите дело.
Задача № 5. Прибывший в адрес ЗАО по коносаменту контейнер с импортной обувью получен в порту представителем ООО (экспедитор) по доверенности грузополучателя за исправной пломбой грузоотправителя, а сдан к перевозке на таможенный склад по товарно-транспортной накладной за пломбой порта с оттиском. При приемке и проверке содержимого этого контейнера на таможенном складе обнаружена недостача 79 мест с 1071 парой обуви. Указанные обстоятельства подтверждены приемным актом таможенного склада, актом экспертизы от торгово-промышленной палаты. По объяснениям представителя ООО, пломба грузоотправителя была сорвана с контейнера автопогрузчиком при погрузке его на автомашину в порту. При этом получивший контейнер представитель экспедитора выдал начальнику склада порта расписку об отсутствии претензий по количеству и качеству груза в контейнере, не осматривая его содержимое.К кому следует предъявить претензии грузополучателю?Каков размер ответственности виновной стороны?
Задача № 6. По договору транспортной экспедиции клиентом экспедитору был передан груз в количестве трех мест. При приемке груза экспедитором была оформлена грузовая накладная, в которой указаны наименование грузоотправителя, грузополучателя, пункт отправления, пункт назначения, количество мест (груз к доставке принимается экспедитором в упакованном виде), вес груза.
В процессе доставки груз был утрачен. Клиент предъявляет соответствующую претензию экспедитору.
Если груз принимается экспедитором без досмотра, опись вложений, находящихся в коробках, клиентом не составлялась и экспедитору при сдаче груза не представлялась, как решить вопрос возмещения реального ущерба? Ведь клиент может заявить, что в коробках, например, было дорогостоящее оборудование, и даже представит документы (счета-фактуры, товарные накладные) на это оборудование, которое клиент якобы передал экспедитору для доставки, а на самом деле в коробках были, например, канцтовары, стоимость которых на порядок ниже той суммы, которую клиент, воспользовавшись ситуацией, пытается истребовать у экспедитора.
Как экспедитор может обезопасить себя от таких случаев?
Задания:
Задание № 1. Составьте проект договора транспортной экспедиции.
Задание № 2. Составьте проект претензий общества к ИП в связи с неподачей транспортного средства под загрузку.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
2. Женевская конвенция 1956 г. «О договоре международной перевозки грузов» // Международное частное право: Сборник документов / Сост. Н.Ю. Ерпылев М., 1994.
3. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 20.02.1996 г., 12.08.1996 г., 24.10.1997 г., 8.07.1999 г., 17.12.1999 г., 16.04.2001 г., 1505.2001 г., 26.11.2001 г., 21.03.2002 г., 26.11.2002 г., 10.01.2003 г., 26.03.2003 г., 11.11.2003 г., 23.12.2003 г., 29.06.2004 г., 29.07.2004 г., 2.12.2004 г., 29.12.2004 г., 30.12.2004 г., 21.03.2005 г., 9.05.2005 г., 2.07.2005 г., 18.07.2005 г., 21.07.2005 г., 3.01.2006 г., 10.01.2006 г., 2.02.2006 г., 3.06.2006 г., 30.06.2006 г., 27.07.2006 г., 3.11.2006 г., 4.12.2006 г., 18.12.2006 г., 29.12.2006 г., 30.12.2006 г., 26.01.2007 г., 5.02.2007 г., 6.12.2007 г.). М.: Эксмо, 2008.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. (в ред. от 22.07.2008 г.) // Российская газета. 2002. № 220. 20 ноября; 2008. № 160. 30 июля.
5. Кодекс Торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 г.) // Российская газета. 1999. № 85-86. 1-5 мая; 2008. № 153. 18 июля.
6. Кодекс Внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 г. (в ред. от 14.07.2008 г.) // Российская газета. 2001. № 50. 13 марта; 2008. № 153. 18 июля.
7. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (в ред. от 14.07.2008 г.) // Российская газета. 1997. № 59-60. 26 марта; 2008. № 153. 18 июля.
8. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555.
9. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007 г.) // СЗ РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 170; 2007. № 46. Ст. 5554.
10. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.06.2008) // Российская газета. 2006. № 162. 27 июля; 2008. № 43-44. 03 июля.
11. Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Российская газета. 2003. № 128. 3 июля.
12. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3430; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3604.
13. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (в ред. от 08.11.2007 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3805; 2007. № 46. Ст. 5554.
14. Федеральный закон от 25.08.1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в ред. от 26.06.2008 г.) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169; 2008. № 26. Ст. 3019.
15. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007 г.) // Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
16. Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2008 г.) // Российская газета. 1998. № 116. 23 июля; 2008. № 145. 09 июля.
17. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 299.
18. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // СЗ РФ. 2005. № 10. Ст. 851.
19. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 г. № 72 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» // СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 646.
20. Постановление правительства РФ от 26.05.1992 г. № 347 «Об усилении ответственности грузоотправителей, грузополучателей, железных дорог, пароходств, портов (пристаней), автотранспортных предприятий и организаций за нарушение обязательств по перевозкам грузов» (в ред. от 10.07.1998 г.) // Российская газета. 1992. № 123. 30 мая; 1998. № 169. 03 сентября.
Судебная практика
1. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 г. № 7127/03 «Дело по иску о взыскании убытков, связанных с утратой груза при перевозке, и возврате провозной платы направлено на новое рассмотрение в части возмещения убытков, так как при рассмотрении спора о взыскании убытков, связанных с утратой груза при перевозке, суд должен был руководствоваться положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, а не Гражданского кодекса РФ» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://infopravo.by.ru.
2. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.07.2003 г. № 6846/03 «Дело по иску о взыскании с железной дороги излишне уплаченных сумм за перевозку грузов и процентов за пользование чужими денежными средствами направлено на новое рассмотрение, так как суды неправильно определили начальный момент течения срока исковой давности» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://infopravo.by.ru.
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2002 г. № 6018/02 «Дело по иску о возмещении убытков, возникших в связи с уплатой в бюджет налогов, начисленных налоговыми органами по материалам проверки, направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://infopravo.by.ru.
4. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.04.1997 г. № 5-7/03-225 «О Воздушном кодексе Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1997. № 6.
5. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.01.1993 г. № С-13/ОСЗ-23 «Об ответственности грузоотправителей и отделений (станций) железных дорог при перевозках экспортных грузов железнодорожным транспортом» // Вестник ВАС. 1993. № 3.
Специальная литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ, оказании услуг. М.: «Статут», 2006.
2. Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.
3. Гражданское право: В 4 т.: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2006.
4. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. – 4-е изд. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
5. Гражданское право. Учебник для вузов. В двух частях. / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало и В.А. Плетнева. М.: НОРМА, 2004.
6. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник. Ч. 1, 2, 3. М.: ИНФРА – М., 2003.
7. Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999.
8. Ермолаев В.Г., Сиваков О.В. Морское право: Уч. пособие. М., 2001.
9. Залесский В.В. Транспортные договоры: Учеб.-практ. пособие. М., 2001.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2006.
11. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Югуславского, А.Г. Светланова; Ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт-Издат, 2004.
12. Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2-х ч). М.: «Статут», 1997.
13. Образцы договоров по гражданскому законодательству Российской Федерации / Под ред. О. М. Оглоблина, М. Ю. Тихомиров, М. Ю. Тихомирова. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд. М. Ю. Тихомирова, 2007.
14. Мейер Д. И. Русское гражданское право. М.: Статус, 1997.
15. Пиляева В.В. Гражданское право: Общая и особенная часть: Учебник. М.: Кнорус, 2004.
Периодическая литература
1. Баукин В.Г. Ответственность за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов // Транспортное право. 2004. № 4.
2. Буркова А. Залог транспортных средств // Юрист. 2007. № 7.
3. Горюнов А.В. К вопросу о форме договора железнодорожной перевозки груза // Гражданское право. 2006. № 3.
4. Гущина И. "Безответственное" страхование российских экспедиторов // Хозяйство и право. 2008. № 3.
5. Егоров А.Е. О публичном характере договора железнодорожной перевозки грузов // Российская юстиция. 2007. № 2.
6. Иванова Т.Н. Договор морской перевозки грузов в линейном судоходстве // Транспортное право. 2005. № 4.
7. Калпин А.Г. Понятие транспортного права и его место в системе российского права // Государство и право. 2006. № 8.
8. Каменков В.С., Каменков А.В. Специфика субъектов правоотношений в договоре перевозки // Юрист. 2007. № 8.
9. Кузьмичев А.С., Малыгин А.А. Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях в связи с проблемами квалификации договора // Юрист. 2007. № 1.
10. Левин Э. О некоторых проблемах квалификации договора транспортной экспедиции в национальных правовых системах // Хозяйство и право. 2005. № 10.
11. Метелева Ю.А. Правовое регулирование транспортной экспедиции // Журнал российского права. 2007. № 6.
12. Остроумов Н.Н. Об ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза и багажа // Государство и право. 2005. № 2.
13. Помаз Е.А. Должна ли туристическая фирма нести ответственность за действие перевозчиков // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. № 12.
14. Якушев В. Экспедитор и перевозчик в российском праве: прошлое, настоящее и будущее // Хозяйство и право. 1996. № 1.
Основные термины и понятия