Взаимодействие органов прокуратуры с органами публичной власти и институтами гражданского общества
Под органами публичной власти понимаются законодательные (представительные) и исполнительные органы федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, органы контроля и разного рода отраслевые органы управления (министерства, федеральные службы, федеральные агентства), отраслевые органы управления субъектов РФ. Когда же говорят об институтах гражданского общества, то имеют в виду независимые средства массовой информации, Общественную палату РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, политические партии, правозащитные общественные объединения и другие общественные организации.
В процессе исполнения возложенных на них обязанностей прокуроры тесно взаимодействуют как с органами публичной власти, так и с институтами гражданского общества.
Взаимодействие— это согласованная, скоординированная деятельность разного рода органов и органов прокуратуры, направленная на успешное выполнение стоящих перед этими органами задач, в данном случае по укреплению законности и правопорядка.
Хорошо отлаженное взаимодействие позволяет более рационально, эффективно использовать имеющиеся силы и средства как органов публичной власти, институтов гражданского общества, так и органов прокуратуры, т.е. при меньших затратах труда и материальных ресурсов добиваться лучших результатов, избегать дублирования в работе, повышать профессиональный уровень работников, достигать большей открытости, доверительности и уважения между ними, готовности оказывать помощь друг другу, серьезно пополнять информационную базу данных органов. Только совместными усилиями всех без исключения органов и общественности можно добиться ощутимых успехов в деле укрепления законности.
В настоящее время прокурорами широко используются многие апробированные на практике формы взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества, направленные на укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
Так, взаимодействие прокуроров с законодательными (представительными) и исполнительными органами власти федерального и субъектного уровней и органами местного самоуправления осуществляется в следующих формах:
• во взаимном информировании о состоянии законности, борьбы с правонарушениями, в особенности с преступностью, о техногенных и природных катастрофах, других негативных явлениях, принятых или принимаемых мерах, направленных на нейтрализацию вредных последствий, предупреждении подобных и других правонарушений и по другим вопросам правоохранительной деятельности;
• совместном определении приоритетов и стратегии по борьбе с правонарушениями;
• совместной деятельности по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся укрепления законности и правопорядка;
• совместной разработке, обсуждении и принятии комплексных программ по борьбе с преступностью и последующем их выполнении;
• участии представителей соответствующих органов власти и местного самоуправления в координационных совещаниях, организуемых органами прокуратуры, а руководителей органов прокуратуры — в координационных совещаниях, организуемых высшими органами власти субъектов РФ;
• участии прокуроров в заседаниях, слушаниях, совещаниях и других форумах, проводимых органами власти и местного самоуправления;
• предварительном ознакомлении прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти;
• участии прокуроров в рассмотрении представительными и исполнительными органами власти, а также органами местного самоуправления протестов и представлений.
Взаимодействие прокуроров с правоохранительными органами осуществляется в основном в таких формах, как:
• совместная выработка решений на координационных совещаниях и иных форумах, направленных на борьбу с преступностью, и участие в их реализации;
• предоставление в органы прокуратуры информации, необходимой для ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы;
• совместное или согласованное ведение правовой пропаганды;
• совместное участие в разного рода конференциях, семинарах, «круглых столах», посвященных укреплению законности и совершенствованию правоохранительной деятельности;
• взаимное оказание помощи друг другу по вопросам профессиональной деятельности.
Что касается взаимодействия органов прокуратуры с органами контроля, то здесь следует выделить такие формы, как:
• согласованное с органами прокуратуры проведение органами контроля проверок соблюдения законов;
• совместное или одновременное проведение проверок органами прокуратуры и органами контроля;
• привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в прокурорских проверках;
• участие представителей органов контроля в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;
• взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;
• совместное или согласованное ведение правовой пропаганды;
• уведомление прокуроров о направлении материалов, содержащих признаки преступлений, в соответствующие следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
• совместное проведение учебных занятий органами прокуратуры и органами контроля;
• участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений.
Взаимодействие прокуроров с отраслевыми органами управления всех уровней может осуществляться в следующих формах:
• информирование прокуроров о техногенных катастрофах, авариях, несчастных случаях с людьми, происшедших на объектах отраслевых ведомств, совершенных преступлениях, посягающих на эти объекты;
• совместное или одновременное проведение проверок органами прокуратуры и вышестоящими органами соответствующих ведомств;
• привлечение специалистов из отраслевых ведомств для участия в прокурорских проверках;
• приглашение руководителей отраслевых ведомств для участия в координационных совещаниях правоохранительных органов;
• совместное или согласованное ведение правовой пропаганды на объектах соответствующих ведомств;
• оказание прокурорами правовой помощи руководителям и другим должностным лицам ведомств.
Например, взаимодействие между органами прокуратуры и органами внутреннего государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4472; и другие изменения и дополнения на 07.2015), Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1159; 2000, № 31, ст. 3252) и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 6, ст. 591).
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 15 апреля 2014 г. № 162/117 г. Москва «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Росфиннадзора при назначении и проведении проверок (ревизий)» определяет, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также входящие в ее структуру территориальные органы (далее - органы прокуратуры, органы внутреннего государственного финансового контроля соответственно) в целях выполнения возложенных на них задач и функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, об аудиторской деятельности взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации проведения и реализации материалов проверок (ревизий), обмена информацией.
Учитывая возрастающую роль институтов гражданского общества в решении стоящих перед Российской Федерацией задач в областях социального, экономического развития, укрепления законности и правопорядка, прокурорами стало уделяться повышенное внимание организации взаимодействия с названными институтами. Это взаимодействие в основном осуществляется в таких формах, как:
• взаимный обмен информацией. В органы прокуратуры поступает обширная информация от институтов гражданского общества о фактах ущемления прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, серьезно пополняя тем самым информационную базу прокурорского надзора. В свою очередь, от органов прокуратуры в органы гражданского общества поступает информация о принятых или принимаемых мерах по устранению нарушений законов, восстановлению нарушенных прав и свобод граждан;
• приглашение представителей органов гражданского общества для участия в заседаниях коллегий, координационных совещаний и иных форумов, а руководителей органов прокуратуры — на собрания, заседания, съезды и другие мероприятия, организуемые органами гражданского общества;
• оказание прокурорами правовой помощи представителям органов гражданского общества путем проведения групповых и индивидуальных бесед, консультаций;
• совместное участие в проведении профилактических мероприятий.
На практике могут применяться и иные формы взаимодействия органов прокуратуры с органами публичной власти и институтами гражданского общества. Главное, чтобы они осуществлялись с учетом требований соблюдения законности в пределах компетенции каждого субъекта и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.