Последствия пропуска процессуальных сроков

Право на совершение процессуальных действий погашается по истечении процессуального срока, установленного ХПК Республики Беларусь и иными законодательными актами либо назначенного хозяйственным судом.

Истечение процессуального срока не освобождает от исполнения процессуальной обязанности.

Заявления, жалобы и иные документы, поданные по истечении процессуального срока, если не заявлено ходатайство о восстановлении или продлении пропущенного процессуального срока, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их подавшему.

ХПК Республики Беларусь и иными законодательными актами могут быть установлены другие последствия пропуска процессуальных сроков.

При приостановлении производства по делу течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается.

Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.

По ходатайству лица, участвующего в деле, хозяйственный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, установленный ХПК Республики Беларусь и иными законодательными актами, если признает причины его пропуска уважительными.

Вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока решается хозяйственным судом, рассматривающим дело, если иное не предусмотрено ХПК Республики Беларусь.

О восстановлении пропущенного процессуального срока указывается в судебном постановлении, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь.

Об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь.

Назначенные хозяйственным судом процессуальные сроки могут быть продлены по заявлению лица, участвующего в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 138 ХПК Республики Беларусь.

Об отказе в продлении назначенного хозяйственным судом процессуального срока хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам;

расходы по производству осмотра доказательств в их месте нахождения;

иные расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми.

Государственная пошлина по делам и заявлениям, рассматриваемым хозяйственными судами, уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет.

Государственная пошлина уплачивается по исковым заявлениям, иным заявлениям, ходатайствам и жалобам на судебные постановления в порядке и размерах, установленных актами законодательства.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличением цены иска.

К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляются в порядке, установленном законодательством.

Судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты.

При отказе истца от иска судебные расходы, понесенные им, ответчик не возмещает. Отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию с ответчика по требованию истца понесенных им судебных расходов.

В случае заключения мирового соглашения судебные расходы по делу погашаются .

При отказе в удовлетворении иска издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца.

Если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.

Хозяйственный суд вправе взыскать с виновной в отложении дела стороны судебные расходы, понесенные в связи с этим, в том числе расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, по их письменному заявлению.

Процессуальные соучастники несут судебные расходы по делу в равных долях, если иное не обусловлено различием в цене их требований.

Если солидарная ответственность вытекает из природы спорного материального правоотношения, хозяйственный суд взыскивает с соответчиков судебные расходы солидарно.

Судебные расходы, понесенные в связи с процессуальными действиями, которые были совершены по требованию процессуального соучастника только в его интересах, другими процессуальными соучастниками не возмещаются.

При соглашении сторон о распределении судебных расходов хозяйственный суд вправе принять решение в соответствии с этим соглашением.

Если хозяйственный суд, рассматривающий жалобу, изменит состоявшееся судебное постановление или вынесет новое, не передавая дела на новое рассмотрение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов либо передает этот вопрос на рассмотрение хозяйственного суда первой инстанции.

Судебные расходы, понесенные сторонами в связи с рассмотрением жалоб (апелляционной, кассационной, в порядке надзора), распределяются между истцом и ответчиком в соответствии с правилами, установленными статьей 133 ХПК Республики Беларусь.

Тема 9 Приказное производство

1. Понятие приказного производства.

2. Форма и содержание заявления о возбуждении приказного производства.

3. Отзыв на заявление о возбуждении приказного производства.

4. Порядок вынесения и содержание определения хозяйственного суда о судебном приказе.

5. Отмена определения хозяйственного суда о судебном приказе.

Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлениям о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника, если:

требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и (или) недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании с должника налогов, сборов (пошлины) во исполнение налогового обязательства;

требование основано на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потребленные электроэнергию, воду, отопление, газ, услуги связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

требование основано на представленных взыскателем документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются;

заявлено требование соответствующим органом о взыскании расходов по розыску ответчика или должника;

требование основано на представлении судебного исполнителя о неперечислении торгующей организацией в течение трех банковских дней вырученных денежных средств от реализации имущества, переданного судебным исполнителем;

в иных случаях, предусмотренных ХПК Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Определение хозяйственного суда о судебном приказе является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Заявление о возбуждении приказного производства подается в хозяйственный суд по общим правилам подсудности, установленным ХПК Республики Беларусь.

В заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:

наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

полные имена (наименования) взыскателя и должника, их почтовые адреса;

требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства;

обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;

расчет взыскиваемой суммы;

перечень прилагаемых документов.

Заявление о возбуждении приказного производства подписывается взыскателем или его представителем.

Взыскатель или его представитель до подачи в хозяйственный суд заявления о возбуждении приказного производства обязаны направить должнику копию этого заявления, а также копии документов, прилагаемых к нему и направляемых в хозяйственный суд, и приложить к заявлению о возбуждении приказного производства доказательства направления его копии должнику.

Должник в течение трех дней со дня вручения ему копии заявления о возбуждении приказного производства вправе представить в хозяйственный суд отзыв на заявление с приложением к нему документов, подтверждающих возражения против требования взыскателя.

Непредставление должником в установленный срок отзыва на заявление о возбуждении приказного производства, а также его согласие с заявленным требованием являются основаниями для вынесения хозяйственным судом определения о судебном приказе.

Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более двадцати дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в хозяйственный суд.

Хозяйственный суд исследует письменные доказательства при рассмотрении дела в порядке приказного производства.

В определении хозяйственного суда о судебном приказе должны быть указаны:

номер приказного производства и дата вынесения определения;

наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи хозяйственного суда, вынесшего определение;

полные имена (наименования) взыскателя и должника, их почтовые адреса;

размер подлежащих взысканию денежных средств или перечень имущества, подлежащего взысканию, с указанием его стоимости;

размер неустойки, процентов, если их взыскание предусмотрено законодательными актами или договором;

сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или государства.

Определение хозяйственного суда о судебном приказе оформляется и подписывается судьей хозяйственного суда в трех экземплярах, один из которых остается в деле, другой направляется должнику, а третий заверяется гербовой печатью хозяйственного суда и выдается взыскателю.

Должник вправе не позднее десяти дней со дня получения определения хозяйственного суда о судебном приказе подать в тот же хозяйственный суд заявление с обоснованным требованием о его отмене, если он не имел возможности по уважительным причинам своевременно заявить свои возражения против требования взыскателя. В этом случае хозяйственный суд отменяет определение о судебном приказе либо выносит определение об отмене определения о судебном приказе, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь.

При отмене определения хозяйственного суда о судебном приказе требование кредитора может быть рассмотрено в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь.

Тема 10 Принятие искового заявления. Подготовка дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство в хозяйственном суде.

1. Принятие искового заявления и возбуждение производства по делу.

2. Задачи подготовки дела к судебному разбирательству.

3. Действия судьи хозяйственного суда при подготовке дела к судебному разбирательству.

4. Порядок проведения судебного заседания.

Вопрос о принятии хозяйственным судом искового заявления и возбуждении производства по делу решается судьей хозяйственного суда единолично.

Хозяйственный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ХПК Республики Беларусь.

О принятии искового заявления и возбуждении производства по делу хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются время и место проведения подготовительного судебного заседания, а при урегулировании спора в порядке посредничества – время и место проведения соответствующих действий.

Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не позднее пятнадцати дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд, если по делу не проводилось урегулирования спора в порядке посредничества.

Действия по урегулированию спора в порядке посредничества должны быть выполнены в сроки, установленные статьей 155 ХПК Республики Беларусь.

В случае, если одна из сторон спора находится за пределами Республики Беларусь и для рассмотрения дела требуется перевод материалов дела на один из государственных языков Республики Беларусь, время проведения подготовительного судебного заседания не может быть назначено ранее шести месяцев со дня направления материалов дела ответчику, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.

Определение хозяйственного суда о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд.

После принятия искового заявления к производству хозяйственный суд первой инстанции проводит подготовку дела к судебному разбирательству.

При подготовке дела к судебному разбирательству хозяйственный суд вправе урегулировать спор в порядке посредничества.

Если урегулирование спора в порядке посредничества не проводилось либо не привело к разрешению спора без судебного разбирательства, хозяйственный суд проводит подготовку дела к судебному разбирательству в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь.

Задачами хозяйственного суда при подготовке дела к судебному разбирательству являются:

установление содержания правоотношений сторон и определение законодательства, которым следует руководствоваться при судебном разбирательстве;

определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела;

решение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса;

обеспечение представления необходимых доказательств лицами, участвующими в деле.

Подготовка дела к судебному разбирательству, если иное не предусмотрено ХПК Республики Беларусь, должна быть завершена проведением подготовительного судебного заседания не позднее пятнадцати дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд.

Судья хозяйственного суда при подготовке дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела выполняет следующие действия:

проводит собеседование с обеими сторонами, опрашивает стороны по существу заявленных ими требований и приведенных возражений, проверяет относимость и допустимость представленных доказательств, предлагает при необходимости представить дополнительные доказательства, разъясняет сторонам их право обратиться в международный арбитражный (третейский) суд, заключить мировое соглашение и последствия таких действий;

решает вопросы о назначении экспертизы, о привлечении к участию в процессе компетентного государственного органа, органа местного управления и самоуправления;

истребует письменные отзывы, объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов и специалистов, государственных органов, органов местного управления и самоуправления;

решает вопросы о вызове в судебное заседание экспертов, специалистов, свидетелей, представителей государственных органов, органов местного управления и самоуправления, об участии в процессе переводчика;

истребует по ходатайству сторон от лиц, участвующих в деле, иных организаций и граждан имеющиеся у них доказательства, необходимые для разрешения спора или рассмотрения дела;

проводит осмотр и исследование на месте письменных и вещественных доказательств;

направляет судебные поручения;

решает вопрос об обеспечении иска;

решает вопрос о проведении выездного судебного заседания;

решает вопросы о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьих лиц, о соединении или разъединении исковых требований, о принятии встречного иска;

разъясняет сторонам их право ходатайствовать о рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда;

совершает иные процессуальные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного разрешения спора или рассмотрения дела.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, судья выполняет в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь, о чем выносит соответствующее определение.

Вопросы о проведении выездного заседания, о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьих лиц, о соединении или разъединении исковых требований, о принятии встречного иска, о рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решаются в определении хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, которое выносится в подготовительном судебном заседании.

Порядок проведения судебного заседания.

Дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – не более семи месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.

В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до двух месяцев, а дела с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – до одного года.

Судебное разбирательство осуществляется в судебном заседании хозяйственного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания.

Судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании):

открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;

проверяет явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей и иных участников хозяйственного процесса и документы, удостоверяющие их личность и подтверждающие их полномочия;

устанавливает, были ли извещены надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, какие имеются сведения о причинах их неявки;

выясняет вопрос о возможности слушания дела;

объявляет состав хозяйственного суда, сообщает, кто участвует в деле в качестве секретаря судебного заседания – помощника судьи, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы;

разъясняет лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальные права и процессуальные обязанности;

удаляет из зала судебного заседания свидетелей, явившихся до вызова их для допроса;

предупреждает переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста – за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо за уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетеля (непосредственно перед допросом) – за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;

определяет с учетом мнений лиц, участвующих в деле, последовательность совершения процессуальных действий;

руководит судебным заседанием, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела. При этом он вправе снимать с обсуждения вопросы и прекращать исследование вопросов, которые не имеют отношения к делу, а также предлагать лицам, участвующим в деле, представить объяснения и дополнительные доказательства по обстоятельствам, имеющим значение для дела;

рассматривает заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

принимает меры к обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

Хозяйственный суд принимает меры, чтобы все совершаемые в судебном заседании процессуальные действия, выносимые судебные постановления, используемая юридическая терминология были понятны лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса.

Судебное разбирательство осуществляется при неизменном составе хозяйственного суда. В случае замены одного из судей хозяйственного суда рассмотрение дела проводится сначала.

Лица, присутствующие в зале судебного заседания, имеют право делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись.

Кино-, фотосъемка, звуко- и видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения хозяйственного суда, рассматривающего дело, с учетом мнений лиц, участвующих в нем. О применении технических средств делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания.

Наши рекомендации