Правовые основы деятельности прокуратуры в современный период
12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации.30 В статье 129 Конституции определено, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Согласно ней полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 раздела 1-го Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (в ред. 23 декабря 1998 г.). Кроме этого прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Главным в нём является провозглашение принципов о том, что прокуратура является единой системой, что это независимый и централизованный орган государства, обеспечивающий соблюдение законности. В отличие от прокуратуры СССР, которая по Закону «О прокуратуре СССР» осуществляла надзор в уголовном судопроизводстве, прокуратура Российской Федерации является органом не несущим в суде надзорной функции, но поддерживающим в нем государственное обвинение. Это связано с реализацией идеи правового государства о том, что суд является третьей властью в стране, независимой от других органов (в том числе и прокуратуры).
В соответствии с Законом Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ. Следует заметить, что в Законе (в редакции 18 октября 1995г.) оказался неурегулированным порядок освобождения Генерального прокурора от должности, что привело к длительному кризису и невозможности решения данного вопроса в правовых рамках. Возникла необходимость во внесении поправок. Ныне в части 2 статьи 12 Закона (в ред. 23 декабря 1998 г.) регламентировано, что, в случае отказа Совета Федерации в назначении предложенного кандидата на должность Генерального прокурора Президент в течение 30 дней должен представить Совету Федерации новую кандидатуру, а на время отсутствия Генерального прокурора его обязанности исполняет первый заместитель или другие заместители.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. В Законе не было разъяснено, чем является такое согласование, поэтому субъекты Федерации по - разному в своих конституциях и уставах разрешили этот вопрос. В одних случаях требовалось получение согласия представительного органа, в других -главы администрации, в третьих - и это, видимо, оптимально -согласие обеих ветвей власти. В новой редакции ст. 13 Закона орган власти, дающий согласие, определяется самим субъектом РФ. Открытым остался вопрос о необходимости согласования назначения прокуроров на должности, приравниваемые к должностям прокуроров субъектов РФ. Ныне прокуроры военных округов, а также природоохранных прокуратур уровня субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором без согласования с субъектами Федерации.
Практика деятельности прокуратур субъектов Федерации показала, что необходимость согласования назначения прокуроров субъектов Федерации поставила их в косвенную зависимость от органов государственной власти субъектов Федерации и фактически привела к отступлению от принципа независимости органов прокуратуры от региональных (местных) органов власти. В связи с чем, представляется, было бы целесообразным внести соответствующую поправку в ч. 1 ст. 13 Закона «О прокуратуре РФ», отменяющую необходимость согласования назначения на должность прокуроров субъектов Федерации.
Закон «О прокуратуре РФ» в редакциях 1995-98 годов является законодательным актом, который регулирует организацию и деятельность органов прокуратуры. Ныне в Законе «О прокуратуре РФ», определены общие положения, правовые основы, принципы, правовые гарантии, направления деятельности, установлен предмет, пределы надзора, а также полномочия прокуроров по отдельным направлениям; служба и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры, основные положения их материального и социального обеспечения.
Закон «О прокуратуре РФ» состоит из 7 разделов. В первом разделе установлены общие положения прокуратуры РФ. Во втором разделе закреплена система и организация прокуратуры, назначение прокуроров на должности, полномочия прокуроров
по руководству подчиненными прокурорами. Третий раздел, именуемый - «прокурорский надзор», регулирует вопросы надзора прокурора за исполнением законов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В главе 3 этого же раздела определяется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и указывается, что полномочия прокуратуры по осуществлению надзора устанавливаются уголовно - процессуальным законодательством и другими федеральными законами (Примечание. В соответствии с новым УПК РФ предмет надзора в значительной мере изменен: прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия). В этой же главе установлено, что, осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесённых уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. В части 2 ст. 31 Закона «О прокуратуре РФ» сказано также, что он может принять к своему производству или поручить подчиненному прокурору или следователю расследование любого преступления. Однако, на основании п.9 ст. 37 и ст. 151 УПК РФ это его право было ограничено необходимостью соблюдения правил о подследственное™.31 После принятия поправок в ст. 37 УПК прокурор вновь получил право изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (в ред. Федерального Закона от 4 июля 2003 г.)32. В главе 4 этого раздела урегулирован надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, надзор за исполнением законов администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Четвертый раздел посвящен участию прокурора в рассмотрении дел судами. Оно осуществляется в случаях и в рамках, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование он участвует в суде по уголовным делам, выступая в качестве государственного обвинителя. Здесь
СЗ. РФ. 2001. №52. Ст. 4298. СЗ. РФ. 2003. №28. Ст. 2880.
также имеется в виду участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях и рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции, а также дел арбитражными судами.
Пятый раздел посвящен службе в органах и учреждениях прокуратуры, кадрам органов и учреждений прокуратуры. В нем излагаются требования, предъявляемые к прокурорам и следователям при их приеме на работу, регулируются особенности их должностного положения (классные чины, аттестация), привлечения к ответственности, оплаты труда, их правовое и социальное обеспечение, а также меры правовой и социальной защиты.
В шестом разделе рассматриваются особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры: их система, полномочия, кадры, материальное и социальное обеспечение, финансирование и материально-техническое обеспечение.
Наконец, в 7 разделе рассматриваются иные вопросы организации и деятельности прокуратуры: статистическая отчетность, финансирование, материально-техническое обеспечение. В ст. 54 этого раздела дается разъяснение некоторых наименований, содержащихся в Федеральном законе. При «разъяснении некоторых наименований» разъясняется понятие - прокурор: указывается, в каких случаях речь идет о любом оперативном работнике органов прокуратуры, и когда имеется ввиду только прокурор или его заместитель в узком смысле слова - руководитель прокурорского органа; а также, что прокурорские работники - это те, кто, работая в системе прокуратуры, имеет классные чины (воинские звания).
Статья 3 Закона «О прокуратуре РФ» устанавливает, что наряду с Конституцией РФ, Федеральным Законом «О прокуратуре РФ» регулирование деятельности прокуратуры осуществляется и другими федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.
Наиболее важными в этом отношении федеральными законами являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ33, Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР34, а также Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.35 Такое положение определяется
Уголовно-процессуальный кодекс указанием в статье 30 Закона «О прокуратуре РФ», что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами, а также - в ч. 4 статьи 35, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. К этому следует добавить, что ст. 21 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает полномочия прокурора в этом виде деятельности правоохранительных органов,36 а Кодекс об административных правонарушениях в ст. 26.6 и далее регламентирует осуществление надзора прокурора при производстве дел об административных правонарушениях. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ст. 51 возлагает на прокуратуру надзор за исполнением уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и их должностными лицами.38 (Примечание: ч. 1 ст. 77 новой редакции этого Закона, которая будет действовать с 1 января 2006 г., расширяет предмет надзора. Она включает надзор прокурора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления не только уставов, но и муниципальных правовых актов, перечень которых очень широк. См. ст. 43 упомянутого Закона39) Среди других законов можно назвать Таможенный кодекс РФ40, Трудовой кодекс РФ41; Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,42 Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания»43 Уголовно-исполнительный кодекс РФ,44 Закон от 25 июля 1998 г. №130 "О борьбе с терроризмом" 45 и ряд других.
Важной составной частью правовых основ в соответствии с Конституцией РФ являются международные договоры Российской Федерации. Здесь имеются ввиду те нормы договоров, конвенций, которые касаются участия прокуратуры в мероприятиях, направленных на организацию сотрудничества с другими государствами по борьбе с преступностью, исполнения поручений органами прокуратуры по правовым вопросам. В международных договорах РФ об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам прокуроры выполняют просьбы о правовой помощи правоохранительным органам иностранных государств.
В переходный период, в связи с отсутствием законов нор-мотворчество осуществляется и Президентом РФ, который может издавать Указы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры по некоторым вопросам: например, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента от 18 апреля 1996 года, в котором устанавливаются права и обязанности прокуратуры как координатора правоохранительных органов46, или Указы Президента о повышении роли прокуроров в борьбе с нарушениями трудового законодательства и законодательства об охране труда от 12 марта и 4 мая 1994 года.
В соответствии со ст. 17 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры и издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации, деятельности системы прокуратуры Российской Федерации. Поскольку эти правовые акты издаются в целях обеспечения прокурорами выполнения возложенных на них функций и в рамках существующей законодательной базы, для работников прокуратуры они также являются правовой основой их деятельности.
Более подробно об этих актах будет сказано ниже в главе, где излагаются вопросы, посвященные организации прокуратуры.
Контрольные вопросы:
1.Положение прокуратуры РФ по Конституции России 1993 г. и Закону «О прокуратуре РФ».
2. Характеристика Закона «О прокуратуре РФ».
3. Регулирование деятельности прокуратуры в других законах и иных нормативных актах.
4. Роль международного права и приказов Генерального прокурора в регулировании деятельности прокуратуры.