Тема 16. Обеспечение законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти
Вопросы для обсуждения
1. Законность в управлении и способы ее обеспечения.
2. Государственный контроль, его виды.
3. Президентский контроль.
4. Административный ведомственный контроль.
5.Контроль Уполномоченного по правам человека.
6. Общественный контроль.
7.Надзор и его виды.
8.Общий надзор прокуратуры.
Принцип законности является основополагающим принципом организации и деятельности всех субъектов в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти. Сущность законности заключается в точном и единообразном понимании и соблюдении действующих правовых норм всеми субъектами права и учете при этом законных прав и интересов граждан. Без соблюдения законности невозможно достижение Россией статуса правового государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации. Важность законности в деятельности всех ветвей государственной власти, в том числе и исполнительной, закреплена в Конституции. Статья 15 устанавливает принцип высшей юридической силы и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны, принцип непротиворечивости принимаемых в Российской Федерации законов и иных правовых актов федеральной Конституции; обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы; включенность в российскую правовую систему в качестве составной части общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Студентам рекомендуется самостоятельно найти в тексте Конституции статьи, касающиеся обеспечения законности в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти.
Практика показывает, что одно лишь провозглашение законности еще не является достаточной гарантией ее соблюдения. Необходима система мер (способов) обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления. В качестве основных элементов системы следует выделить: контроль (контроль со стороны Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти), надзор (прокурорский надзор; административный надзор); обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Студентам необходимо знать содержание и основные направления реализации субъектами контрольных и надзорных функций.
Президентский контроль может осуществляться как непосредственно Президентом Российской Федерации (например, путем участия в работе Правительства Российской Федерации, в сфере подбора и расстановки кадров, подотчетности ему ряда федеральных органов исполнительной власти и т. д.), так и через соответствующие государственные структуры (через Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации).
Контрольные полномочия органов законодательной власти проявляются как в кадровой сфере (например, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации), так и в сфере реализации исполнительной власти (например, утверждение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации разработанного Правительством России проекта федерального бюджета). Контрольные полномочия органы законодательной власти могут осуществлять как непосредственно, так и через специально создаваемые органы (например, через Счетную палату Российской Федерации).
Органы исполнительной власти могут осуществлять общий, ведомственный и надведомственный контроль. Общий контроль осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации) по широкому кругу вопросов государственного управления. Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в сфере своей деятельности, а также органами межотраслевой компетенции по вопросам, отнесенным к их ведению в отношении подчиненных объектов (например, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и т. п.). Надведомственный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции в отношении неподчиненных им отраслевых органов управления, например, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в отношении предприятий и учреждений,
Студентам следует уяснить понятие административного надзора как разновидности контроля, представляющего собой деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, осуществляемую независимо от ведомственных границ и форм собственности, направленную на обеспечение, с использованием мер административного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностным лицами и гражданами.
Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать вопросы о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов; разрешать соответствующие споры о компетенции; рассматривать дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод. Суды общей юрисдикции осуществляют контрольные функции в процессе осуществления судопроизводства по гражданским, уголовным и административным делам; привлекают виновных к соответствующим видам юридической ответственности, выносят частные определения о необходимости устранения нарушений законности и предпосылок к их осуществлению и т. д. Арбитражные суды реализуют контрольные полномочия, разрешая дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
Органы прокуратуры наделены широкими полномочиями по осуществлению надзорных функций в сфере государственного управления. Так, органы прокуратуры обязаны осуществлять общий надзор за исполнением законов в системе исполнительной власти, за соответствие законам издаваемых подзаконных правовых актов управления, а также за соблюдением различными субъектами административного права прав и свобод человека и гражданина. Студентам следует самостоятельно уяснить методы обеспечения законности в сфере государственного управления, используемые органами прокуратуры, а также формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения.
В соответствии с действующим законодательством любой гражданин может обратиться в органы исполнительной власти с заявлением, предложением или жалобой, которые рассматриваются и разрешаются в установленном порядке и определенные сроки.
Задание 1. Перечислите основные полномочия, которые реализуют органы, осуществляющие административный надзор.
Задание 2.Определите систему органов исполнительной власти и иных организаций, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
Задание 3.Какие нарушения процедуры контрольной проверки влекут за собой недействительность ее результатов?
Задание 4. Продолжить: «Контроль за деятельностью органов исполнительной власти края …».[3]
Задание 5.Назовите признаки контроля, а также раскройте формы его реализации.
Задание 6.На основе анализа нормативных правовых актов составьте схему органов, осуществляющих административный надзор на федеральном уровне.
Задание 7.Объясните, почему деятельность некоторых органов по осуществлению административного надзора называют надведомственным. Приведите практические примеры.
Задание 8.Перечислите сроки разрешения жалоб граждан в административном порядке со ссылкой на источники их изложения.
Задание 9.Раскройте содержание парламентской процедуры «правительственного часа».
Задание 10. Назовите средства прокурорского реагирования на незаконные акты органов исполнительной власти.
Задание 11. Какими полномочиями обладает должностное лицо, осуществляющее ведомственный административный контроль?
Задание 12. Какие признаки характерны для межведомственного административного контроля?
Задача 1. Инспектор государственного пожарного надзора наложил административный штраф, равный 300 рублей на руководителя дирекции эксплуатации зданий за систематическое сжигание мусора во дворах. Руководитель дирекции обратился с жалобой в городскую администрацию, которая отменила постановление инспектора и объявила ему выговор.
Законны ли действия инспектора и администрации?
Задача 2. Президент РФ издал распоряжение об отрешении губернатора области от должности, поскольку данное должностное лицо подписало Устав области, принятый Законодательным собранием, в новой редакции, не соответствующий федеральному законодательству.
Президент РФ мотивировал свое решение тем, что область игнорирует решения высших судебных инстанций.
Дайте юридический анализ дела. Какие нарушения были допущены при отрешении губернатора от должности?
Задача 3. Уполномоченным по правам человека в РФ по результатам рассмотрения жалоб были выявлены факты массового нарушения прав граждан органами исполнительной власти на территории области. Желая провести проверку изложенных в жалобах фактов, он обратился к губернатору с просьбой помочь в ее организации, представить необходимые материалы и дать указание органам исполнительной власти содействовать в ее проведении. На просьбу Уполномоченного губернатор ответил категорическим отказом, мотивируя его тем, что 1) на территории области введен режим чрезвычайной ситуации, 2) данные жалобы уже были рассмотрены уполномоченным по правам человека области, и факты, изложенные в них, не подтвердились, 3) он не обязан оказывать содействие Уполномоченному по правам человека РФ.
Дайте юридический анализ дела.
Задача 4. Полномочным представителем Президента РФ была организована проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ органами исполнительной власти области. Проверка была поручена работникам аппарата полномочного представителя Президента РФ. Но вся необходимая информация органами исполнительной власти области не была представлена, более того, в некоторые организации лица, проводящие проверку, не были допущены. Должностные лица проверяемых организаций объяснили свое поведение тем, что у работников аппарата полномочного представителя Президента РФ нет таких полномочий.
Дайте юридический анализ дела. Вправе ли осуществлять такого рода проверки полномочный представитель Президента РФ? В каком порядке они проводятся?
Задача 5. Инспектор ГИБДД капитан Степанов остановил для проверки документов а/м ВАЗ-21099. В результате проверки у водителя Васильева не оказалось страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства и документов, подтверждающих право владения данным транспортным средством.
Содержит ли деяние состав административного правонарушения? Как следует квалифицировать содеянное? Кто может привлечь водителя Васильева к административной ответственности?
Задача 6. Гражданин Неровных сдал на хранение в железнодорожные камеры
хранения порох.
Содержит ли деяние состав административного правонарушения? Как следует квалифицировать содеянное? Кто может привлечь гражданина Неровных к административной ответственности?
Задача 7. Органы местного самоуправления предоставили семье Колошиных для временного проживания нежилое помещение.
Содержит ли совершенное деяние состав административного правонарушения? Кого можно привлечь к административной ответственности и какое должностное лицо вправе это сделать?
Интерактивное занятие в форме учебной дискуссии
Занятие в форме учебной дискуссии проводиться при наличии многообразия точек зрения специалистов по указанной теме, обсуждение каких-либо проблем по теме. Для проведения этого занятия вопросы, выносимые на семинар, делятся на несколько подвопросов, которые заранее распределяются между студентами для подготовки небольших сообщений. Семинарское занятие построено на принципе активного обсуждения участниками заранее подготовленных докладов. Во время самостоятельной подготовки студенты должны изучить рекомендованную литературу. Участники семинара могут задать несколько вопросов докладчику, высказать альтернативные идеи по существу рассматриваемого вопроса, попросить докладчика дать свой комментарий по поводу различных позиций, существующих в научной литературе по теме доклада.
Целью занятия - развитие у студентов навыков публичного выступления по определенной теме, дискуссионного общения, анализа представленной информации, поиска аргументов и формулирования выводов. Семинарское занятие проходит в форме выступлений с докладами, с последующим совместным обсуждением полученной информации, обменом мнениями по обозначенным проблемным вопросам темы выступления и подведением итогов обсуждения.
При подготовке к этому занятию все студенты должны изучить основную рекомендованную научную и учебную литературу по теме. Участники-докладчики выбирают тему для выступления из представленного выше перечня за 7-10 дней до проведения семинара. При подготовке докладов могут использоваться источники, указанные в списке основной и дополнительной литературы, а также практические материалы по теме выступления (судебные решения по конкретным делам, судебные акты, материалы административной практики и т.д.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
Федеральный конституционный закон от 21июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» //СЗ РФ, 1994, №13, Ст. 1447.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997, №1, Ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, №18, Ст. 1589.
Федеральный закон от 6.10.1996г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» //СЗ РФ. 1999. №42. Ст.5005.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2011.
Федеральный закон от 11 января 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, №3, Ст. 167.
Основная
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*
Россинский Б.В.Административное право: Учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*
Дополнительная
Бахрах Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении //Правоведение, 1993, № 5.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2003*
Кудрявцев В.И. Законность: содержание и современное состояние //Журнал российского права,1998, № 1.
Калмыкова А.В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы //Журнал российского права, 2004, №8.
Муравьев А. А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах // Журнал российского права,2003, № 8.
Погосян Н. Д. Проблемы законодательства о Счетной палате Российской Федерации // Государство и право,1997,№ 11.
Серков П.П. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: научно-практическое пособие/ П.П. Серков. М.: Норма, 2009. **
Тарасов А. М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности // Государство и право,2002,№ 11.
Тишуков Ю.В. Все о проверках: надзор и контроль. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005.*
Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право,1999, № 1.