Общие правила и условия совершения исполнительных действий
Порядок возбуждения исполнительного производстварегламентируется ст. 9 и 10 Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство возбуждается по инициативе суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ, либо взыскателя судебным приставом-исполнителем, который в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Согласно п. 1
Глава 15. Исполнительное производство
ст. 9 названного Закона необходимыми условиями возбуждения исполнительного производства являются: а) соответствие исполнительного документа требованиям ст. 8 этого Закона и нормам иных федеральных законов к форме и содержанию исполнительного документа; б) предъявление исполнительного документа в пределах установленных законом сроков исполнительной давности. Требования федерального законодательства относительно содержания исполнительного документа были рассмотрены в § 4 настоящей главы, поэтому более подробно рассмотрим второе обязательное условие возбуждения исполнительного производства — соблюдение срока исполнительной давности.
Под сроком исполнительной давности понимается срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Таким обра-юм, исполнительная давность представляет собой срок, в течение которого государство гарантирует, а заинтересованное лицо-взыскатель вправе рассчитывать на реальное восстановление нрав и законных интересов их обладателей, получивших официальное признание и документальное подтверждение со стороны суда или иных управовомоченных органов (должностных лиц)1. Федеральное законодательство, и в первую очередь Закон об исполнительном производстве, предусматривает различные сроки исполнительной давности для каждого вида исполнительного документа. Исполнительные листы, выдаваемые на основании актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в ред. ФЗ от 12 октября 2005 г. № 126-ФЗ2). Исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, — в течение шести месяцев (подп. 2 п. 1 ст. 14 указанного Закона). Требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания — в течение шести месяцев (подп. 3 п. 1 ст. 14 того же Закона). Удостоверения КТС — в течение трех месяцев (подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
1 О дискуссии по вопросу правовой природы срока исполнительной давно
сти см., например: Марданов Д. А. Сроки в исполнительном производстве //
РЮ. 2005. № 4. С. 25-26.
2 СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4213.
884 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
____
Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, — в течение одного года1. Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов (абз. 2 подп. 5 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве)2.
Порядок исчисления сроков исполнительной давности регулируется п. 2, 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве, другими федеральными законами и зависит от вида исполнительного документа.
1. Трехлетний срок исполнительной давности по исполнительным листам исчисляется, по общему правилу, со дня вступления судебного акта в законную силу. Исключения предусмотрены для случаев отсрочки, рассрочки исполнения судебного постановления, немедленного его исполнения, а также восстановления судом срока исполнительной давности. При отсрочке или рассрочке исполнения исполнительного листа трехлетний срок исполнительной давности исчисляется со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения. В случаях немедленного исполнения судебного постановления срок исполнительной давности для предъявления ис-
1 Необходимо иметь в виду, что предусмотренный в подп. 5 п. 1 ст. 14 Зако
на об исполнительном производстве трехмесячный срок давности исполнения
постановлений по делам об административных правонарушениях не подлежит
применению в связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ (см.
ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в дейст
вие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»),
ч. 1 ст. 31.9 которого установила годичный срок исполнительной давности для
постановлений по делам об административных правонарушениях. См. также
п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»;
Мартынова В. Ответы на вопросы, связанные с исполнительным производст
вом // ХиП. 2003. № 9. С. 124-125.
2 Поскольку нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов
имеет согласно п. 2 ст. 100 СК РФ силу исполнительного листа, такой испол
нительный документ может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет
(подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве). Однако в целом
норма абз. 2 подп. 5 п. 1 ст. 14 этого Закона является чересчур декларативной,
так как отсылает к законам, которые также не содержат указаний относительно
срока исполнительной давности. Например, Закон об исполнительном произ
водстве, определяя основания и порядок выдачи такого исполнительного доку
мента, как постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании штра
фа, не устанавливает срок предъявления его к исполнению.
В отношении исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.), а также в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов действуют особые правила исчисления сроков исполнительной давности. Суть их состоит в том, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей сохраняет силу на все время, на которое присуждены платежи; и сроки предъявления таких исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности.
2. Трехлетний срок для предъявления судебного приказа к исполнению исчисляется по истечении 10-дневного срока со дня его выдачи.
3. Шестимесячный срок предъявления к исполнению требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств исчисляется со дня возвращения их банком или иной кредитной организацией взыскателю или направления судебному приставу-исполнителю.
4. Годичный срок предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях исчисляется в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ со дня вступления постановления в законную силу.
5. По всем иным исполнительным документам срок исполнительной давности исчисляется со следующего дня их выдачи, если иное не установлено федеральным законом. Например, согласноч. 3 ст. 389 ТрК РФ трехмесячный срок предъявления удостоверения КТС к исполнению исчисляется со дня его получения работником.
Федеральное законодательство предусматривает возможность перерыва, приостановления, продления, а также восстановления срока исполнительной давности. Основания перерыва срока предъявления любого исполнительного документа к исполнению содержатся в ст. 15 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 432 ГПК РФ. Специальное основание перерыва срока предъявления к исполнению постановления об административном правонарушении установлено в ч. 2 ст. 31.9
886 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
КоАП РФ. Согласно указанным нормам срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: а) предъявлением исполнительного документа к исполнению, если федеральным законом не установлено иное; б) частичным исполнением исполнительного документа. Специальным основанием перерыва срока предъявления постановления об административном правонарушении к исполнению является уклонение лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения постановления о назначении административного наказания. После перерыва течение срокаисполнительной давности возобновляется.Возобновление течения указанного срока означает, что время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок исполнительной давности после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного до-кумента взыскателю либо со дня обнаружения лица, привлечен-ного к административной ответственности, или его вещей, до-ходов, на которые в соответствии с постановлением об админи-стративном правонарушении может быть обращено взыскание. Приостановление течения срока исполнительной давности возможно только в случае отсрочки или приостановления испол-нения постановления об административном правонарушении до истечения срока отсрочки или срока приостановления указанного исполнительного документа (ч. 3 ст. 31.9 КоАПРФ). Про-дление срока исполнительной давности имеет место при рас-срочке исполнения постановления об административном право-нарушении, когда течение указанного срока продлевается на срок рассрочки (ч. 4 ст. 31.9 КоАП РФ). Наконец, восстановле-ние срока исполнительной давности допускается только в отно-шении исполнительных листов и судебных приказов (п. 2 ст. 16 За-конаоб исполнительном производстве, ч. 2, 3 ст. 432 ГПК РФ). Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению по уважительным причинам, вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, или в суд по месту исполнения с заявлением о восста- новлении пропущенного срока. Заявление взыскателя рассмат-ривается судом по правилам ст. 112 ГПК РФ. По другим испол-нительным документам пропущенные сроки исполнительной давности восстановлению не подлежат (п. 3 ст. 16 Закона об ис-полнительном производстве, абз. 1 п. 36 постановления Пленума
Глава 15. Исполнительное производство
Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»)1.
В случае нарушения требований, предъявляемых законом к содержанию исполнительного документа, а также нарушения срока его предъявления к исполнению судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 10 Закона об исполнительном производстве отказывает в возбуждении исполнительного производства в форме возвращения исполнительного документа взыскателю или в суд либо другой орган, выдавший документ. Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию взыскателю, в суд или другой орган, выдавший документ. В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается основание возвращения, а также устанавливается срок для устранения допущенных нарушений, если эти нарушения касаются содержания исполнительного документа2. Что же касается нарушения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, то поскольку восстановление такого срока возможно в отношении исполнительного листа и судебного приказа по заявлению взыскателя, предложения по устранению такого рода нарушений могут быть адресованы судебным приставом-исполнителем взыскателю с учетом положений ст. 16 Закона об исполнительном производстве. В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального его представления судебному приставу-исполнителю. В то же время нарушение установленного судебным приставом-исполнителем срока для устранения недостатков не препятствует вторичному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в пределах срока исполнительной давности после устранения допущенных нарушений. Постановление судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа оз-
1 Некоторые авторы подвергают сомнению обоснованность законодатель
ного запрета на восстановление пропущенных сроков исполнительной давно
сти. См., например: Косое А. Взыскание таможенных платежей и исполнитель
ное производство // РЮ. 2000. № 9. С. 23.
2 Поскольку требования, предъявляемые к содержанию исполнительного
листа или судебного приказа, адресованы суду, то именно он обязан устранить
допущенные нарушения в установленный судебным приставом-исполнителем
срок. См.: БВС РФ. 2006. № 3. С. 21 (вопрос 6).
888 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
начает не что иное, как отказ в возбуждении исполнительного производства, который может быть обжалован взыскателем в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок.
В соответствии со ст. 9 Закона об исполнительном производстве, если содержание исполнительного документа соответствует требованиям закона и при этом соблюдены сроки исполнительной давности, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство, о чем должен вынести в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа постановление о возбуждении исполнительного производства. Копия этого постановления не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. В целях обеспечения реального исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель по просьбе взыскателя вправе сразу же произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем должно быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства, которое может быть обжаловано в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. Срок для добровольного исполнения1 не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать информацию об уведомлении должника о последствиях неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке, к числу которых относятся: а) принудительное исполнение исполнительного документа; б) взыскание с должника исполнительского сбора; в) взыскание расходов по совершению исполнительных действий.
1 Норма о предоставлении должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа после возбуждения исполнительного производства получила неоднозначную оценку в юридической литературе. См., например: Натахина Е. Г. Исполнение решений арбитражных судов об имущественных взысканиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 13; Скобликов П. Указ. соч. С. 64.
Глава 15. Исполнительное производство
В соответствии со ст. 44 Закона об исполнительном производстве основанием применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, т. е. совершения конкретных исполнительных действий, является сложный юридический состав, включающий следующие юридические факты: а) предъявление в установленном порядке надлежаще оформленного исполнительного документа; б) возбуждение судебным приставом-исполнителем исполнительного производства, о чем выносится соответствующее постановление; в) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Место совершения исполнительных действий1регламентируется ст. 11 Закона об исполнительном производстве. Если должником является физическое лицо (гражданин), то исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо, т. е. организация, то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или месту нахождения ее имущества. Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий. Если в процессе исполнения изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по прежнему месту нахождения отсутствует либо его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя, судебный пристав-исполнитель незамедлительно составляет об этом акти не позднее следующего дня после составления акта направляет исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новому месту жительства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещает взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
Если в процессе исполнения исполнительного документа возникает необходимость в совершении исполнительных действий на «чужой» территории, то судебный пристав-исполнитель, составив об этом акт, направляется на территорию, на которую
1 См. также: Каганцов Я. Место совершения исполнительных действий // ХиП. 2003. №11. С. 125-128.
890 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
его функции не распространяются. В течение суток по прибытии на другую территорию судебный пристав-исполнитель уведомляет о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает судебному приставу-исполнителю содействие, либо отказывает в содействии и поручает совершение исполнительных действий своему судебному приставу-исполнителю. В последнем случае прибывший судебный! пристав-исполнитель обязан передать исполнительный доку-! мент в службу судебных приставов с извещением об этом взы- скателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ. Исполнительный документ, направленный (или пе-реданный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом-исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу-исполнителю, должен быть принят к исполнению теми, кому он направлен (или передан). Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются.
Времяи сроки' совершения исполнительных действийрегулируются ст. 12, 13 Закона об исполнительном производстве. Что касается времени совершения исполнительных действий, то, по общему правилу, исполнительные действия совершаются только в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время совершения исполнительного действия определяется судебным приставом-исполнителем. Стороны исполнительного производства вправе предложить удобное для них время совершения исполнительных действий. Из общего правила о совершении исполнительных действий в рабочие дни и в дневное время Закон об исполнительном производстве предусматривает ряд исключений. Во-первых, совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, допускается только: а) в случаях, не терпящих отлагательства, или б) в случаях, когда по вине должника совершение исполнительных действий в другие дни невозможно. Во-вторых, совершение исполнительных действий в ночное время, т. е. с 22
1 См.: Максуров А. А. К вопросу о сроке совершения исполнительных действий // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 6. С. 44—46.
Глава 15. Исполнительное производство
часов до 6 часов утра по местному времени, допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Необходимым условием совершения исполнительных действий в нерабочие дни и в ночное время при наличии указанных в законе оснований является письменное разрешение старшего судебного пристава.
Что же касается сроковсовершения исполнительных действий, то Закон об исполнительном производстве (п. 1 ст. 13) отводит судебному приставу-исполнителю для этого двухмесячный срок, исчисляемый со дня поступления к нему исполнительного документа. Немедленное исполнение представляет собой исключение из общего правила. Немедленному исполнению подлежат: а) исполнительные документы о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительный документ предусматривает ее немедленное взыскание; б) исполнительный документ о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведенного работника; в) исполнительные документы по другим делам при условии, если немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом. Представляется, что смысл немедленного исполнения в контексте п. 3 ст. 9 и ст. 13 Закона об исполнительном производстве состоит в том, что судебный пристав-исполнитель не обязан устанавливать должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также ориентироваться на двухмесячный срок при совершении исполнительных действий.
Итак, по общему правилу, исполнительные документы должны исполняться судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня его поступления к судебному приставу-исполнителю. В связи с этим важное значение приобретает правило о добровольном исполнении должником исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок (п. 3 ст. 9 Закона об исполнительном производстве) и последствия его нарушения (ст. 81 названного Закона в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ1). Согласно ст. 81 данного Закона в указанной редакции при неисполнении должником исполни-
1 СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
892 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
тельного документа без уважительных причин1 в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Исполнительский сбор представляет собой меру процессуальной ответственности должника за неисполнение исполнительного документа штрафного характера.? Размер исполнительского сбора составляет: а) в случае неисполнения документа имущественного характера — 7% от взыски-! ваемой суммы или стоимости имущества должника; б) в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера — 5 МРОТ, если должником является гражданин, 50 МРОТ, если должником является организация. Следует помнить о том, что исполнительский сбор взыскивается только один раз при первом поступлении исполнительного документа. Последующие предъявления к исполнению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю исполнительским сбором не облагаются. Исполнительский сбор в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства либо о взыскании исполнительского сбора может быть указано в самом постановлении о возбуждении исполнительного производства. В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику. Расходы по совершению исполнительных действийрегламентируются ст. 82—84 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с п. 1 ст. 82 Закона в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ расходамипо совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведение указанных действий средства федерального бюджета,а также средст-
1 По мнению Л. Белоусова, уважительными причинами следует считать такие обстоятельства, которые действовали в период срока, установленного для добровольного исполнения, как непреодолимая сила (п. 3 ст. 401 ГК РФ), а также влекущие отложение исполнительных действий (п. 2 ст. 19 Закона об исполнительном производстве), отсрочку или рассрочку исполнения (ст. 18 указанного Закона) или обязательное приостановление исполнительного производства (ст. 20, кроме п. 7, Закона об исполнительном производстве). См.: ХиП. 2000. № 9. С. 99.
Глава 15. Исполнительное производство
на сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве. Конкретный перечень расходов поименован в п. 2 ст. 82 Закона. К расходам по совершению исполнительных действий относятся средства, затраченные на: 1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника; 2) оплату работы переводчиков, понятых, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к совершению исполнительных действий; 3) перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм; 4) розыск должника, его имущества или розыск ребенка, отобранного у должника по суду; 5) другие необходимые исполнительные действия, совершаемые в процессе исполнения исполнительного документа.
В целях ускорения исполнительного производства и обеспечения совершения исполнительных действий взыскатель имеет право на авансирование расходов по исполнению путем внесенияавансового взноса на депозитный счет подразделения судебных приставов в размере, достаточном для производства соответствующих расходов либо их части (п. 1 ст. 83 Закона об исполнительном производстве). В случае объявления розыска должника или его имущества по факультативным (необязательным) основаниям (п. 2 ст. 28 названного Закона) взыскатель несет обязанность по авансированиютаких расходов в полном объеме (п. 2ст. 83 того же Закона). В обоих случаях взыскатель сохраняет за собой право на возврат авансового взноса при завершении исполнительных действий, за исключением случаев: а) прекращения исполнительного производства из-за безосновательного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю; б) возвращения исполнительного документа взыскателю, если он своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению исполнительного документа. При этом взыскателю возвращается лишь та часть авансового взноса, которая превышает расходы по совершению исполнительных действий. Это, в свою очередь, означает, что должник освобождается от бремени возмещения расходов по исполнению, потому что такое бремя возлагается законом на взыскателя в качестве санкции за его неправомерное поведение в процессе исполнения исполнительного документа (п. 3 ст. 84 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, должник освобождается от обязанности возмещения расходов по исполнению в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены постановления, на
894 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
-------------------------------------------------------------------- ,
основании которого был выдан исполнительный документ. Рас-ходы по совершению исполнительных действий в этом случае относятся на счет федерального бюджета (п. 2 ст. 84 указанного Закона). Во всех иных случаях расходы по совершению испол-нительных действий взыскиваются с должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, и вносятся на депозитные счет подразделения судебных приставов с последующим возмещением федеральному бюджету (п. 1 ст. 84 Закона об исполни-тельном производстве в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), Копии указанного постановления направляются в трехдневный срок сторонам, которые могут его обжаловать в 10-дневный срок в суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 4, 5 ст. 84 Закона). При отказе или уклонении должники от возмещения расходов по его розыску или розыску его имущества, объявленному в соответствии с п. 2 ст. 28 Закона об исполу нительном производстве, вопрос о возмещении расходов взы-скателю решается судом в порядке искового производства позаявлению взыскателя, который освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 6 ст. 84 Закона).
Распределение взысканных денежных сумми очередность удовлетворения требований взыскателяопределяется ст. 77 и 78 Закона об исполнительном производстве. Из денежной суммы (в том числе: полученной путем реализации имущества должника1), взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, удовлетворение основной задолженности (требования взыскателя по исполнительному документу), возмещение расходов по исполнению, взыскание исполнительского сбора и иных штрафов, наложенных; судом или судебным приставом-исполнителем, осуществляются впорядке очередности, установленной ст. 78 Закона, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, зафиксированной, в частности, в постановлении от 30 июля 2001 г. по делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве2.
Итак, в первую очередьудовлетворяются требования взыскателей по исполнительным документам о взыскании алиментов,
1 Об особенностях распределения таких сумм см., например: Залесский В.,
Герасименко Н. О распределении взысканных сумм после реализации аресто
ванного имущества // ХиП. 2004. № 9. С. 116—121.
2 СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3412.
895
Глава 15. Исполнительное производство ^—
иозмещении вреда, причиненного здоровью, а также возмеще-нии вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кор-мильца. Во вторую очередь удовлетворяются исполнительные документы о взыскании заработной платы и иных доходов фи-ческих лиц. Имеются в виду заработная плата работник оплата трудового участия членов производственных кооперати-вов, оплата оказанной адвокатами юридической помощи, воз-награждение, причитающееся автору за использование его про-изведения, а также за использование запатентованных объектов научно-технического и художественно-конструкторского твор-чества. В третью очередь удовлетворяются требования по испол-нительным документам о взыскании платежей в Пенсионый фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обя-зательного медицинского страхования, Государственный Фонд занятости населения РФ (ст. 144 БК РФ). В четвертую удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уров ней и в государственные внебюджетные фонды, отчисления которые не предусмотрены третьей очередью.
Поскольку согласно п. 3 ст. 81 Закона об исполнительном производстве в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ испол- нительский сбор зачисляется в полном объеме в федеральный
бюджет, то его взыскание, вопреки мнению Судебной
коллегии
по гражданским делам Верховного Суда РФ, относится не третьей1, а к четвертой очереди. К этой же очереди относятся погашение штрафов, наложенных на должника в ходе исполне-ния исполнительного документа. Поскольку расходы по совор-шению исполнительных действий взыскиваются с должник последующим их возмещением федеральному бюджету, взыскание также должно быть отнесено к четвертой очереди В пятую очередь удовлетворяются все иные требования в пор ке поступления исполнительных документов.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяв после полного погашения требований предыдущей очереди При недостаточности взысканной денежной суммы для удовлетворения всех требований одной очереди они творяются пропорционально причитающейся каждому взыска- телю сумме. Оставшаяся после удовлетворения всех требовав взыскателя денежная сумма возвращается должнику.
1 БВС РФ. 2002. № 9. С. 8-9 (п. 7).
Раздел VI. Исполнение судебных постановлений