Методические рекомендации преподавателю
Учебная дисциплина «Административное право» представляет собой одну из профилирующих в правовой системе государства дисциплин, изучаемых в учебных заведениях на юридическом факультете. Она базируется на основных положениях общей теории государства и права и тесно связана с уголовным, уголовно-процессуальным, фи-нансовым, трудовым, гражданским, гражданско-процессуальным, информационным правом и другими дисциплинами. Настоящая учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для студентов юридического факультета. Административное право достаточно объёмно и многогранно. С учётом преобразования всех сторон государственной, социально-экономической и политической жизни России в настоящее время значительно активизировалось правотворчество в сфере административного законодательства (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который введён в действие с 1 июля 2002 года).
В современных условиях административное право призвано регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней социальной сфере – сфере государственного управления, а также в деятельности органов исполнительной власти.
Настоящая учебная программа определяет структуру и содержание учебной дисциплины «Административное право». Изучение курса «Административное право» имеет важное значение в деле подготовки юристов широкого профиля, способных применить полученные знания о государственно-правовых явлениях в деятельности государственных органов, а также в своей практической деятельности.
В ходе изучения курса «Административное право» студентам читается курс лекций, организовано постоянное консультирование, а также проведение семинарских и практических занятий.
Семинары являются традиционной формой текущего контроля учебной работы студентов. При подготовке к семинарам студенты должны внимательно изучить рекомендуемую по данной теме литературу, а также соответствующие нормативно-правовые акты и быть готовым ответить на каждый вопрос, выносимый на обсуждение на семинаре. При этом различные институты административного права следует рассматривать в тесной связи с практикой деятельности исполнительных органов, органов государственного управления.
На практических занятиях контрольные теоретические вопросы рассматриваются также, как и на семинарах, но при этом большая часть времени посвящается решению задач. При подготовке к практическим занятиям студенты обязаны подобрать нормативно-правовые акты, необходимые для решения каждой задачи, хорошо разобраться в содержании правовых норм и подготовить мотивированные ответы со ссылкой на конкретные статьи законов или подзаконных нормативно-правовых актов. В ходе индивидуальных занятий студенты самостоятельно изучают рекомендуемую по темам курса литературу. При возникновении затруднений в изучении той или иной темы (вопросов) студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю.
Кроме того, в процессе преподавания данного курса также активно используются другие прогрессивные методы обучения, схемы, слайды и другие наглядные пособия.
Изучение курса завершается сдачей студентами экзамена по административному праву.
В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами курса «Административное право» на основе комплексного подхода к обучению решаются следующие цели: -формирование и развитие нового мировоззрения, нравственности и
убеждённости, основанных на общечеловеческих ценностях и российской действительности, высокого уровня правового, политического и нравственного сознания;
-оказание помощи студентам в усвоении основных положений административно-правовых институтов, отражённых в нормативно-правовых актах;
-повышение престижной государственно-управленческой деятельности;
-формирование у студентов знаний теоретических основ государственного управления в Российской Федерации;
-выработке у студентов навыков и умений в отстаивании своих прав, свобод и законных интересов в случае нарушений последних;
-укрепление законности и правопорядка.
В ходе изучения данного курса становятся задачи выработать у студентов:
-умения в изучении и усвоении общих положений нормативно-правовых актов, регламентирующих государственно-управленческие отношения в России;
-умение (особенно студентами-заочниками) на основе правовых норм выполнение отдельных административно-процессуальных действий, связанных с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности;
-умение осмыслять сложные государственно-правовые закономерности, оценивать их с общечеловеческих позиций и требований практики;
-умения в усвоении основных направлений реформирования государственной службы в Российской Федерации;
-умение использовать идеи выдающихся мыслителей прошлого для борьбы с антисоциальными явлениями в современных условиях.
Важной задачей курса также является улучшение юридической подготовки студентов на основе углубления теоретических знаний, превращение их в убеждения и движущую силу поведения.
Административное право является базовой общетеоретической и отраслевой дисциплиной в системе юридических наук. В этой связи являясь фундаментальной наукой она оказывает непосредственное влияние на практику государственно-правового строительства.
Изучению курса «Административное право» имеет целью овладение понятийным аппаратом юридической науки, познание вопросов государственного управления в целом и в отраслях в частности.
Во время чтения лекций студенты знакомятся со структурой, задачами курса, записывая основные понятия, определения и категории, при этом основной акцент делается на их самостоятельную работу по освоению курса. Общепризнанно, что методика проведения практических занятий подразделяется на две главные части:методика подготовки к занятию и методика непосредственного ведения занятия.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия.Во-первых, преподавателю необходимо проработать тему занятия с| привлечением новейших нормативных материалов, судебной практики и литературных источников.
Во-вторых, преподаватель должен самым тщательным образом решить все заданные им ситуации .. Он должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой ситуации.
В-третьих, необходимо тщательно продумать план проведения занятия.
В-четвертых, очень желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов группы спросить по данной теме, имея в виду обеспечение равномерного участия всех студентов в работе и проверку уровня их подготовки к занятиям.
Более сложной по сравнению с методикой подготовки к занятию надо признать методику непосредственного ведения занятия.
Занятие обычно начинается с того, что преподаватель приветствует студентов и делает отметки в своем журнале об отсутствующих студентах, а затем, в ходе занятий, отмечает в нем, кто и как выступал. Наличие у преподавателя такого журнала (или тетради) надо признать обязательным
В начале занятия, после отметки в журнале о не явившихся студентах, преподавателю необходимо назвать тему занятия, кратко напомнить, что было сделано на предыдущем занятии.