Восстановление прав и охрана интересов иных участников уголовного судопроизводства в РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 56 УПК РФ свидетель – это физическое лицо, которое предположительно имеет какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, либо иных существенных для уголовного дела обстоятельств.
Фактическим основанием наделения гражданина статусом свидетеля является предположение органов расследования о наличии у этого гражданина сведений об обстоятельствах совершения преступления. Процессуальным основанием того, что гражданин ставится в положение свидетеля, служит его вызов для дачи показаний. Документально этот факт оформляется повесткой, направляемой гражданину, в которой указывается, что он должен явиться для дачи показаний в качестве свидетеля.
Уголовно-процессуальный закон не связывает наделение гражданина статусом свидетеля с его незаинтересованностью в исходе дела, за исключением одного случая. При производстве некоторых следственных действий, перечисленных в ст. 170 УПК РФ, необходимо участие понятых, которые в дальнейшем производстве по уголовному делу могут привлекаться как свидетели. Но незаинтересованность в данном случае является качеством не свидетеля, а первоначального статуса понятого.
Общий процессуальный статус свидетеля включает все те же права и их гарантии, которыми располагают любые участвующие в производстве по уголовным делам субъекты. К ним относятся: право на неприкосновенность жилища, личности, тайну личной жизни, переписки, право пользоваться любым языком для дачи показаний, обжаловать действия (бездействие) органов расследования и суда и др.
Отраслевой процессуальный статус свидетеля определяется такой процессуальной функцией, как оказание помощи органам расследования и суду в установлении обстоятельств совершения преступления либо связанных с ним событий. Поэтому его отраслевой процессуальный статус складывается из таких прав, которые необходимы для ее выполнения. Эти права во многом повторяют права иных участников уголовного судопроизводства. Например, право пользоваться услугами переводчика бесплатно. Однако в некоторых случаях имеется несоответствие в регулировании отраслевых процессуальных статусов субъектов. Так, в п. 4 ч. 4 ст. 56 УПК РФ закреплено право свидетеля заявлять отвод переводчику. В ст. 42 УПК РФ, определяющей статус потерпевшего, такое право отсутствует. Можно ли говорить, что у потерпевшего этого права нет и оно составляет особенность статуса свидетеля? Как представляется, потерпевший вправе заявить отвод переводчику, если переводчик, по мнению потерпевшего, не справляется со своими обязанностями либо по иным причинам не может участвовать в уголовном судопроизводстве по данному уголовному делу. Отсутствие же в законе специальной нормы об этом праве потерпевшего можно расценить как пробел.
К числу особенностей процессуального статуса свидетеля следует отнести предусмотренное действующим уголовно-процессуальным законом право пользоваться квалифицированной юридической помощью при даче показаний. Это право свидетеля закреплено в ч. 5 ст. 189 УПК РФ. Его реализация возможна при соблюдении нескольких условий. Если свидетель считает, что ему может понадобиться квалифицированная юридическая помощь при даче показаний, то он должен самостоятельно принять меры к обеспечению участия адвоката в соответствующем следственном действии. В уголовно-процессуальном законе прямо закреплено лишь то обстоятельство, что если свидетель явился со своим адвокатом, то следователь обязан допустить адвоката к участию в допросе. В тех случаях, когда необходимость в юридической помощи возникла у свидетеля по ходу допроса, он не сможет ею воспользоваться, поскольку уголовно-процессуальный закон не предусматривает его права требовать от следователя вызова адвоката для участия в допросе. Соответственно не предусматривается и обязанность следователя удовлетворять такую просьбу свидетеля.
Для оказания помощи свидетелю адвокат может быть привлечен только при наличии соответствующего подтверждения его полномочий[18].
Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает, что свидетель вправе воспользоваться помощью адвоката только при участии в допросе (ч. 5 ст. 189 УПК РФ). Однако свидетель может быть привлечен к участию в иных следственных действиях, например, очной ставке, проверке показаний на месте, подвергнут экспертизе (для этого требуется согласие свидетеля – ст. 195 УПК РФ, но это обстоятельство не делает менее актуальной потребность в квалифицированной юридической помощи). Для более полного обеспечения прав и охраны интересов в уголовном судопроизводстве лиц, привлекаемых в качестве свидетелей по уголовным делам, необходимо предусмотреть в уголовно-процессуальном законе правила реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи при их участии в любых процессуальных действиях в рамках уголовного судопроизводства. Для этого необходимо в ст. 56 УПК РФ указать на наличие права свидетеля пользоваться квалифицированной юридической помощью в каждом случае, когда возникает соответствующая необходимость.
Одним из важнейших средств обеспечения защиты прав свидетеля (а также потерпевшего и иных лиц) является возможность применения мер безопасности. Эти меры могут быть реализованы в следующем порядке:
– свидетель (потерпевший) сообщает о возникшей угрозе для его жизни, здоровья, сохранности имущества либо угрозе для его близких и заявляет ходатайство о применении мер охраны;
– следователь либо иные органы расследования, суд обязаны принять меры к выяснению достоверности полученного сообщения, в частности, провести некоторые процессуальные действия: допрос свидетеля (потерпевшего) относительно обстоятельств появления угрозы, контроль и запись переговоров свидетеля (потерпевшего) или иных лиц в порядке, установленном ст. 186 УПК РФ;
– органы расследования осуществляют выбор и принятие конкретных мер защиты свидетеля (потерпевшего).
В законе предусмотрены меры защиты как локального, так и общего характера. Например, в соответствии с ч. 8 ст. 193 УПК РФ опознание может быть проведено при отсутствии визуального контакта между опознаваемым и опознающим. В дальнейшем производстве по уголовному делу меры безопасности могут более не потребоваться.
Меры безопасности могут применяться на всем протяжении производства уголовного дела. Например, согласно ч. 9 ст. 166 УПК РФ допускается засекречивание данных лиц, в отношении которых имеются основания для применения глобальных средств защиты. Например, в протоколах следственных действий могут использоваться псевдонимы свидетеля (потерпевшего) при соблюдении условий и порядка, указанного в ч. 9 ст. 166 УПК РФ.
Засекречивание данных о личности свидетеля (потерпевшего) имеет важное значение по нескольким аспектам. Во-первых, субъекты уголовного судопроизводства получают возможность непосредственного и безопасного участия в производстве по уголовным делам. Следовательно, они могут лично защищать и отстаивать свои интересы. Во-вторых, повышается их активность в уголовном судопроизводстве. В-третьих, органы расследования и суд обеспечивают установление существенных для расследования и разрешения уголовных дел обстоятельств, поскольку снижается число неявок для участия в следственных действиях, изменений показаний и т.п.
Вместе с тем институт применения мер безопасности к свидетелям и потерпевшим нуждается в существенных уточнениях. Приведенный порядок применения мер безопасности может быть представлен схемой: получение сведений о наличии угрозы жизни, здоровью, имуществу участников процесса либо третьим лицам, их проверка, применение мер безопасности (отказ в этом). В этой цепи необходимо предусмотреть разъяснение особенностей применения мер безопасности, которые определены действующим уголовно-процессуальным законом. Во-первых, следует разъяснять лицу, ходатайствующему о применении мер безопасности, какие именно меры могут быть приняты; во-вторых, как долго они будут действовать; в-третьих, какие последствия имеют.
Одним из средств обеспечения безопасности свидетеля (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве РФ является засекречивание данных о личности свидетеля (потерпевшего), его месте жительства и иных сведений. Если органы расследования предлагают свидетелю (потерпевшему) применить это средство для его защиты или защиты его близких родственников, то они в обязательном порядке должны поставить это лицо в известность о следующих обстоятельствах:
– все подлинные сведения о личности свидетеля (потерпевшего) будут храниться в запечатанном конверте, приобщенном к материалам уголовного дела (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
– этот конверт не будет предъявлен для ознакомления обвиняемому и его защитнику по окончании расследования (ч. 1 ст. 217 УПК РФ);
– к обвинительному заключению будет приложен список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание с указанием их фамилии, имени, отчества, места жительства (ч. 4 ст. 220 УПК РФ);
– если в судебном разбирательстве будет заявлено обоснованное ходатайство о раскрытии подлинных данных о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого, установления существенных для разрешения дела обстоятельств, то суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомиться с соответствующими сведениями (ч. 6 ст. 278 УПК РФ).
Как представляется, возможность рассекречивания данных свидетеля (потерпевшего) – это то обстоятельство, которое не способствует его эффективной защите. В данном случае речь идет о конкуренции приоритетов в уголовном судопроизводстве. Что должно быть более важным – защита жизни, здоровья, имущества потерпевшего, свидетеля или их близких, установление существенных для дела обстоятельств, определение тактики, стратегии защиты подсудимого? По нашему мнению, в этом ряду превалирует охрана жизни, здоровья имущества потерпевшего, свидетеля и их близких. Если существует реальная угроза, то раскрытие данных об их личности и местонахождении должно быть полностью исключено. Такое раскрытие могло бы иметь место при наличии письменного согласия самого субъекта уголовного судопроизводства, к которому применялись меры безопасности. На наш взгляд, такое условие должно быть внесено в нормы уголовно-процессуального права как средство для обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Помимо свидетеля в уголовном судопроизводстве принимают участие и другие лица, которые оказывают помощь органам расследования и суду в установлении обстоятельств совершения преступления, а также способствуют удостоверению отдельных фактов (например, законность производства следственных действий).
К их числу относятся понятые. Понятым в уголовном судопроизводстве может быть только незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Его задача – удостоверить факт производства следственного действия. Перечень следственных действий, которые должны проводиться в присутствии понятых, указан в ст. 170 УПК РФ. Это – обыск, выемка, осмотр и др. В исключительных случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 170 УПК РФ, следственные действия, указанные в ч. 1 ст. 170 УПК РФ, могут быть проведены без участия понятых.
Участие в следственном действии в качестве понятого является добровольным. Вместе с тем, согласившись участвовать в следственном действии, гражданин принимает на себя обязанность присутствовать на протяжении всего следственного действия, наблюдать за его ходом. Несет ли понятой ответственность за недобросовестное исполнение этих обязанностей? Такая ответственность законодательно не предусмотрена. Однако, если гражданин, бывший понятым при каком-либо следственном действии, привлекается в качестве свидетеля, то на него распространяется уголовная ответственность за отказ от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний. Если гражданин добросовестно заблуждается относительно результатов следственного действия, в котором он принимал участие, то ответственности за недостоверные показания он не несет.
Следует отметить, что понятой пользуется общим процессуальным статусом, т.е. наделен общими процессуальными правами: правом на уважение чести и достоинства, неприкосновенность личности, тайну личной жизни и т.д.
В ст. 60 УПК РФ определяются полномочия понятых. К их числу относятся права:
– делать замечания и заявления по поводу законности осуществления этого следственного действия;
– знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого понятой принимал участие;
– приносить жалобы на действия и решения должностных лиц органов расследования, если эти решения ограничили его права.
Следует отметить, что следователь, дознаватель перед началом следственного действия, в котором принимают участие понятые, обязаны уведомить их о наличии этих прав и в случае необходимости разъяснить их суть и порядок осуществления.
Основная процессуальная деятельность понятого в уголовном судопроизводстве исчерпывается участием в следственном действии. Если в ходе следственного действия право понятого видеть ход и результат следственного действия будет ограничено, то он в праве отказаться от подписания протокола следственного действия. Такое решение понятого может поставить под сомнение допустимость соответствующего протокола и достоверность полученных результатов. Если отказ понятого от подписания протокола имел обоснованный характер и был вызван уважительными причинами, то такой протокол должен быть признан недопустимым доказательством[19].
Понятой в дальнейшем производстве по уголовному делу может быть привлечен в качестве свидетеля. Соответственно ему должны быть разъяснены права свидетеля и предоставлена возможность их осуществления.
Помимо свидетеля, понятого в рамках уголовного судопроизводства могут принимать участие и иные лица, которые на сегодняшний день официально не признаются участниками уголовного судопроизводства. На существующую проблему наделения процессуальными правами лиц, которые лишь мельком могут участвовать в уголовном судопроизводстве либо совершенно не иметь к нему отношения, но производство по уголовному делу существенно затрагивает их права, обращено внимание в науке уголовного судопроизводства. Так, например, Е.А. Попов выделяет лиц, которые формально не включены в категорию участников уголовного судопроизводства. Тем не менее они в нем участвуют и наделяются некоторыми процессуальными правомочиями[20]. К их числу отнесены: заявитель о преступлении, залогодатель, родители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, осуществляющие надзор за ним, поручитель и др. Правильно отмечается, что эти лица должны иметь надлежащие гарантии защиты своих интересов. Но для этого необходимо законодательно более подробно урегулировать их права и создать эффективные средства их обеспечения.