Способы и объем толкования правовых норм
Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм. Под способами толкования понимаются конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля правотворца.
Существует ряд способов толкования норм права, среди них выделяются: грамматический (филологический, языковый); логический, систематический; историко-политический; специально-юридический, телеологический, функциональный.
Грамматическое толкованиепредполагает анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснение значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных и разъединительных союзов, знаков препинания и т.д. В юриспруденции (науке весьма точной и формализованной) это не мелочи. Или это такие мелочи, от которых в большинстве случаев зависят судьбы людей, принятие того или иного решения. Возьмем к примере краткое предложение «запретить нельзя разрешить», в котором нет ни запятых, ни точек. Как понимать предписание – запретить или разрешить? В зависимости от того, как расставим указанные знаки, можно сделать прямо противоположенные выводы. Точно так же обстоит дело с более известной классической формулой «казнить нельзя помиловать». Не меньшее значение имеют союзы. При соединительном союзе «и» речь идет о каких-либо двух условиях; а при разъединительных «либо», «или» - об одном.
Русский язык полисемантичен, в нем не мало слов, которые имеют не одно, а несколько значений. Иногда тот или иной термин используется в законе не в общеупотребительном смысле, а в ином, специальном. Кроме того, существуют разного рода афористические выражения, образы, метафоры, сравнения, которые требуют повышенного внимания правотолкователя и правоприменителя.
Примером грамматического толкования может служить толкование терминов в обычном словоупотреблении содержание, которых во многих случаях расплывчато и допускает многозначное толкование. Так, в соответствии со ст. 158 УК Российской Федерации кража определяется как тайное хищение чужого имущества. В практике возник вопрос, как понимать слова “тайное хищение”; имеется ли в виду здесь хищение имущества только в отсутствие владельца имущества или также в отсутствии других граждан. Неясен вопрос, является ли тайным хищение в присутствии потерпевшего, если последний не способен был понять происходящее (малолетний, лицо в состоянии опьянения и т.д.). Как видно, данный общеупотребляемый термин приводит к неясностям и сомнениям.
В нормативно-правовых актах широко используются специальные термины из различных отраслей техники, науки, искусства. Для правильного их уяснения необходимо обращение к соответствующим справочникам, словарям или помощи специалистов. Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормах права, постоянна. Однако возможность изменения значения слов существует и нельзя это не учитывать при толковании.
Логическое толкование – это интерпретация нормы права на основе законов логики. При данном способе выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов – гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможности логического противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносимый смысл, соотношения духа и буквы толкуемого правила. В этой части логическое толкование тесно связанно с грамматическим. Ведь в языке тоже есть логика. Важно понять не то, что сказал, но и то, что хотел сказать законодатель, его логику. К примеру, в ст. 166 ГК РФ говорится о ничтожных сделках. «Ничтожные» в смысле недействительные, оспоримые, противозаконные, а не малозначимые, не заслуживающие внимания и т.п. В Уголовном праве часто встречается понятие «холодное оружие». «Холодное» опять же не в прямом смысле слова, которое подразумевает температуру, а в смысле неогнестрельное и не газовое. Подобных словосочетаний в законодательстве множество.
Систематический способ означает, что норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения. Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определенном порядке, обладают свойствами иерархичности (по своей юридической силе), зависят друг от друга. Особенно это касается отсылочных и бланкетных норм. Для правильного понимания общего смысла нормы имеет значение, её относимость к той или иной отрасли права, институту; месторасположение в отдельном акте (главе, разделе). При данном способе толкования упор делается не на внутреннее содержание нормы, а на внешние связи. Систематический прием помогает выявить и устранить коллизии между различными предписаниями, найти нужную норму при применении аналогии закона, осмыслить право в его единстве. Можно допустить ошибку, толкуя данную норму в отрыве от других норм, без учета указанных выше обстоятельств.
Историко-политическое толкованиеобязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, т.е. не отпали ли эти условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость. История знает немало случаев, когда законы, принятые в одних условиях, будучи формально не отмененными, продолжали действовать в иных, хотя фактически были уже «мертвыми». Например, акты, изданные в обстановке гражданской войны, нэпа, Великой Отечественной войны, которые какое-то время «по инерции» продолжали ещё существовать. Сегодня это являются акты бывшего СССР, реально утратившие свою силу, если нет на сей счет специальной оговорки. Вообще, тот факт, что та или иная форма официально не отменена, ещё не означает, что она действует. Историко-политический метод, метод сопоставлений, который позволяет без труда разобраться в том, какие нормы можно применять в данный момент и к данным отношениям, а какие нельзя.
Специально-юридическое толкованиеобусловлено наличием в правовой науке и законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится «растолковывать» тем, кто их не понимает, кто не является специалистом в данной области. Известно, что каждая наука имеет свой «птичий язык», на котором она «изъясняется». Он так же имеется и у юристов. Сами они друг друга понимают, а вот рядовые граждане их, не всегда. Большинству рядовых граждан не известно, что такое, например, «субъективное право», «правосубъектность», «законный интерес», «гипотеза», «диспозиция», «коносамент» «исковая давность» и т.д.
От грамматического данный способ отличается тем, что здесь толкуются не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они взаимосвязаны, но не тождественны.
Телеологическое (целевое) толкование направленно на выяснение
тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт. Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле (вступительной части). Но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности. Иногда о целях говорит уже само название закона или отдельных его разделов, норм, статей. Например, в Уголовном кодексе РФ есть такие главы: «Преступление против личности», «преступления в сфере экономики», «Преступления против государственной власти». Думается, что цели здесь могут быть легко понятны даже неспециалистом. Если не принимать в расчет общую цель закона, то можно допустить ошибку при его применении. И напротив, правильное представление о целях того или иного юридического акта способствует его эффективной реализации.
Функциональное толкование. Известно, что правовые нормы, обладая некоторыми общими чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия, функциональному назначению. Они по-разному опосредуют регулируемые общественные отношения. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные, обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие и т.д. У них разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесь учитывается тип и механизм правового регулирования, его направленность.
Важное значение имеет толкование норма права по объему. Это логическое продолжение и завершения процесса толкования – уяснение смысла и содержания норм права. Вместе с тем оно выступает и как закономерный результат всего предшествующего процесса применения – грамматического, логического, систематического и историко-политического методов. Только с помощью этих методов, благодаря их применению может быть подготовлен исчерпывающий ответ на вопрос, полностью ли совпадают в данной норме или в данном акте буква закона с его духом, следует ли понимать словесное выражение нормы или нормативно-правового акта в целом в буквальном смысле или же необходимо сузить или расширить их содержание, которое вытекает из их буквального толкования.
Окончательно ответить на данный вопрос можно, лишь используя другие, дополнительные методы, т.е. методы толкования норм права по объему. Суть их заключается в определении степени соответствия содержания нормы права её текстовому оформлению и выражению.
В том случае, когда при рассмотрении нормы права обнаруживается, что смысл и содержание нормы полностью совпадают с её текстовым оформлением и выражением, когда смысл её усваивается буквально, говорят о буквальном толковании. Этот метод толкования наиболее распространен в большинстве стран. Он свидетельствует о том, что обычно воля, цели и интересы законодателя достаточно четко и точно отражаются и формулируются в законе и содержащихся в нем нормах.
Однако в правотворческой практике разных стран нередко имеют место случаи, когда такого соответствия не бывает. Опыт показывает, что
при этом возможны два варианта.
Первый, при котором текстовое выражение и оформление нормы права, её словесная формулировка оказываются шире её логического содержания и смысла. В данном случае используется метод ограничительного толкования. То есть норма права должна трактоваться ограничительно. Например, в ст. 32 ч.1 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Очевидность смысла того, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети или психически и умственно больные взрослые, позволила законодателю избежать конкретизации рассматриваемого положения и используемого термина. Здесь имеет место случай, когда буква закона гораздо выше его смысла и когда требуется его ограничительное толкование.
Когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения, говорят о расширительном толковании. Например в ст.6 Конституции фиксируется, что российские граждане обладают не её территории равными правами и несут равные обязанности. А как быть с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на нашей территории? Если сопоставить её с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ (систематический способ), в которой записано, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности на ровне с российскими гражданами.
В ст. 120 Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Получается, что другим нормативным правовым актам судьи не подчиняются. Слово «закон» употреблено здесь в широком смысле, т.е. как официальный акт, исходящий от государства, включая, в частности, правительственные постановления. Следовательно, данная норма должна пониматься расширительно.
От расширительного толкования следует отличать близкий к нему институт – толкование права по аналогии, когда широкое значение дается не конкретной норме, а всему праву и дело решается исходя из его общего духа, принципов, социальной направленности. Здесь особую роль приобретают правосознание, личный опыт и профессионализм судей, либо интерпретируются и оценивается право в целом
Некоторые общие принципы толкования:
1) всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
2) закон обратной силы не имеет;
3)что законом не запрещено, то разрешено;
4) чрезвычайные законы толкуются расширительно;
5) законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
6) исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
7) позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
8) толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.
Указанные постулаты выработанные мировой юридической практикой. Их важно иметь, как общие ориентиры во всем процессе толкования и применения права, в утверждении идей законности и правопорядка в данной сфере.
Акты толкования права (интерпретационные акты)– это правовые акты, компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Акты толкования или интерпретационные акты – один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, т.к. если норма права не правильно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.
Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:
1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
2) не являются источником и формой права;
3) адресуются, как правило, к должностным лицам;
4) носят подзаконный, но обязательный характер;
5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные – указы, постановления, инструкции и т.д.;
6) их цель – толковать, разъяснять, но не создавать право.
Последний пункт нуждается в пояснениях. Дело в том, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть результатом не только правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ). Однако, такое мнение разделяется далеко не всеми (возражающих, пожалуй, большинство), и оно (мнение), как представляется, ближе к истине. С теоретической, да и практической, точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело – не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин «нормативное» используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле.
Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.
Виды актов толкования. Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:
1. По форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования всегда имеют свою структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, инструкции и т.д.).
2. По юридической значимости различаются акты нормативного толкования и казуального. Как ранее уже отмечалось, акты нормативного толкования распространяют своё действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц (индивидуализированы).
3. Юридическая сила и сфера его действия определяется местом органа, его издавшего.
4. Акты толкования могут быть аутентичными или легальными. Если акт применяет или толкует один и тот же субъект, то это аутентичное толкование. Если норму права толкует субъект, который на это управомочен – это легальные акты.
5. Возможно, рассматривать акты толкования и по отраслям права. Например, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и др.
Многообразие актов толкования обусловлено многообразием юридических норм, а в конечном счете общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где действует, функционирует право.
Поскольку интерпретационные акты – это акты правовые, они публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Конституционный Суд издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Центризбирком свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете». Акт толкования – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущности толкования, т. е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права.
3. Юридическая техника систематизации права.
Систематизация законодательства – работа с нормативными правовыми актами с целью приведения их в определенный порядок для облегчения работы с ними.
Целью любой систематизации является облегчение участникам правореализации установления всех правовых предписаний, которыми надлежит руководствоваться, в их системе. Постоянное динамичное развитие законодательства, создание новых нормативных правовых актов, внесение изменений в уже существующие - все это создает большие трудности с выбором правомерного варианта поведения. Систематизация призвана создать определенные основания для поиска нормативных правовых предписаний, в зависимости от характера регулируемых общественных отношений. Бессистемное нагромождение нормативных правовых актов, к тому же противоречащих друг другу, не способно быть полноценным регулятором общественных отношений и может только создать у людей антипатию к закону, стремление жить не связывая свое поведение с его велениями.
Принято выделять четыре вида систематизации: учет, инкорпорация консолидация, кодификация.
Учет – это сбор государственными органами, юридическими и физическими лицами необходимых для их деятельности нормативных правовых актов и поддержание их в контрольном состоянии. Учет предполагает, обработку актов и их расположение по определенной системе, хранение, а также выдачу справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.
Круг актов подлежащих учету в каждом конкретном случае определяется практическими, информационными потребностями. Взятые на учет акты поддерживаются в контрольном состоянии, это означает, что в них вносятся сведения о всех последующих официальных изменениях и дополнениях.
Виды учета: 1) ручной (журнальный или картотечный) – это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;), 2) компьютерный (автоматизированный) – это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.
Процесс создания системы с ручным поиском включает в себя сле-
дующие этапы: 1. Выявление круга вопросов, по которым должен осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации 2. Анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов предусмотренных предметом регулирования, либо отраслью права 3. Фиксация, выявление в актах тематических вопросов (в журналах или карточках).
В России ведется также официальный государственный учет нормативных правовых актов, который осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2007 г. № 88. В Разъяснениях есть глава II. Государственная регистрация нормативных правовых актов. В ней, в частности, в п. 12. сказано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций – типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике действующих нормативных правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность. Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.
Содержание нормативных правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется.
Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную и неофициальную.
Официальная инкорпорация – утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально. Пример официальной инкорпорации – «Собрание законодательства Российской Федерации». Этот журнал является официальным периодическим изданием. Издание основано в мае 1994 г. «Собрание законодательства Российской Федерации» издается в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Обязанности по изданию и распространению «Собрания законодательства Российской Федерации» возложены на издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, а в машиночитаемом виде - на научно-технический центр правовой информации «Система». Аналогом «Собрание законодательства Российской Федерации» является журнал «Ведомости Государственного Собрания, Президента и Правительства Республики Башкортостан».
Журнал «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» также является официальным изданием. В нем в полном объеме публикуются принятые федеральными органами исполнительной власти нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (согласно указу Президента Российской Федерации № 763 от 23 мая 1996 года). Электронная версия зарегистрирована в Комитете Российской Федерации по печати, № 015540 от 3 декабря 1996 года.
Неофициальная инкорпорация – производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях). Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства – это неофициальная инкорпорация.
По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.
Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативных правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.
Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.
Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.
Учет и инкорпорация не являются видами правотворчества, так как в результате их осуществления новые нормативные правовые акты не принимаются. Консолидация, кодификация – это своеобразные формы правотворчества. Главная их особенность – необходимость работы над нормами из действующих нормативных правовых актов при создании новых.
Консолидация – это такая форма систематизации при которой совокупность мелких актов изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам объединяются в один крупный акт.
С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.
Консолидация – это такая форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативный правовой акт без изменения содержания и без отмены актов, из котрыз взяты нормы, включенные в акт консолидации.
Консолидация, в ходе которой нормативные правовые акты не просто размещаются в определенном порядке, но излагаются при этом только в действующей редакции. Консолидация позволяет субъектам правового регулирования не просто ориентироваться в массе законов и подзаконных актов, но и получить точное указание о том, каким из них и в какой форме надлежит руководствоваться при определении своего правозначимого поведения.
Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).
В нашей стране консолидация используется редко. Пример консолидации – Закон РБ «О государственной молодежной политике в Республики Башкортостан», включивший нормы из трудового, семейного, социального и иного законодательства. Гораздо чаще консолидация применяется в некоторых других странах. Например, в США все основные законы объединены в консолидированный акт – Кодекс США. В нем содержание каждого раздела или главы включает содержание отдельного закона. При этом ссылаться можно как на Кодекс США, так и на отдельный закон, нормы из которого вошли в Кодекс США.
Кодификация – это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация – это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (подотрасли) права или законодательства;
2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения и т. д.);
3) кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;
4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия.
5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную
структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования. В кодексах, в силу их большого объема вылеляются такие структурные единицы, как части. Разделы также присуще кодексам и редко встречаются в других законах.
В результате кодификации может быть создан как закон, так и подзаконный акт. В отечественном законодательстве примерами законов - институциональных кодексов могут служить Горный кодекс, Лесной кодекс и еще целый ряд кодексов, объединяющих и определяющих правовое регулирование институтов административного права, Кодекс торгового мореплавания, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», кодифицирующие соответствующие весьма специфичные институты гражданского права и некоторые иные законы. Примером подзаконного акта, выполняющего роль кодекса, могут послужить Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства России. Однако предпочтительнее все же принятие институционального кодекса в ранге закона[23].
План семинарского занятия на тему: «Юридическая техника применения права, реализации права, толкования права
и систематизации права»
1. Понятие и признаки применения права. Стадии применения права.
2. Акты применения права.
3. Понятие и виды реализации права.
4. Акты реализации права.
5. Понятие, виды и способы толкования права.
6. Акты толкования права.
7. Понятие и виды систематизации права.
Литература для подготовки к семинару
Ермолаева А.В. Документы субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005. – С. 9-142.
Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Норма, 2005. – С. 179-205.
Калачева С.А. Как оформить приказ. – М.: Книга сервис, 2006. – С. 3-67.
Картухин В.Ю. Отдельные аспекты использования юридической терминологии как средства законодательной техники в правотворчестве субъектов Российской Федерации. // Справочная поисковая система «Консультант Плюс».
Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 298-307.
Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. //Справочная поисковая система «Консультант Плюс».
Сафина С.Б. Юридическая техника. – Уфа, БАГСУ, 2004. – С. 97-114.
Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2006. – С. 398-405.