Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Административное право Российской Федерации как правовая отрасль обладает специфической структурой и требует определенного подхода к его изучению
Административное право Российской Федерации как правовая отрасль обладает специфической структурой и требует определенного подхода к его изучению. Студентам, заинтересованным в глубоком усвоении этого предмета, мы предлагаем несколько советов, которые помогут им сориентироваться в строении курса и определить последовательность изучения тем.
Совет первый. Административное право как отрасль права формировалось на протяжении последних двух столетий. Современное его состояние отличается полнотой и относительной завершенностью структуры. Административное право изучает административное законодательство, которое по своему объему и масштабу едва ли может сравниться с какой-либо другой правовой отраслью. Поэтому студентам с самого первого занятия рекомендуется настроиться на серьезный подход к изучению этой дисциплины, проявить максимум усердия и помнить об ответственности, которая возлагается на специалистов административного права и сопряжена с государственными интересами.
Совет второй. Административное право ‑ это логически завершенная отрасль права, представляющая собой весьма четкую и стройную систему административно-правовых институтов и подотраслей. В связи с этим изучение курса административного права должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения отрасли. В административном праве все институты взаимозависимы и взаимосвязаны. Не разобравшись с предыдущей темой лекционного или практического занятия, трудно понять следующую. Например, формы и методы управления обусловлены сущностью, задачами и функциями государственного управления и потому требуют предварительного изучения основополагающих проблем исполнительной власти. Другой пример ‑ реализация функций государственного управления. Закономерен вопрос: какие субъекты обеспечивают непрерывность и регулярность осуществления этих функций? Поиск ответа приведет к необходимости разграничить понятия «субъект государственного управления» и «субъект административного права», изучить их административно-правовой статус. С этим вопросом напрямую связан институт государственной службы, который в последние годы приобрел такое стремительное законодательное развитие, что возникли предпосылки для выделения из Общей части административного права отдельной подотрасли ‑ служебного права.
Совет третий. Изучение административного права предполагает основательную и постоянную работу с литературой ‑ как с нормативными актами, так и со специальными юридическими источниками. Развитие административного законодательства идет весьма быстрыми темпами, поэтому студентам рекомендуется организовать и самостоятельное изучение данного курса, самим контролировать развитие нормативной базы административного права, фиксировать изменения, происходящие в сфере исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, изучать новое в системе государственного управления. В связи с этим необходим регулярный просмотр правовых журналов («Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Законодательство», «Российская Федерация», «Российская юстиция», «Законность», «Хозяйство и право», «Закон», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»), а также «Российской газеты».
Административное право ‑ это правовая отрасль, которая еще должным образом не кодифицирована. Изучающим этот предмет следует знакомиться не только с законодательными документами, но и с актами, издаваемыми органами исполнительной власти (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты). Важно помнить и о том, что с принятием Конституции РФ 1993 г. активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ, потому необходимо также принимать во внимание законодательные акты соответствующего субъекта РФ.
Административное право находится в стадии глубокого реформирования. Основные причины этого: принятие Конституции РФ 1993 г., в которой установлен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; изменение практики формирования и функционирования исполнительной власти (особое содержание, принципы и функции исполнительной власти); новое соотношение политической системы и публичного управления (государственного управления и местного самоуправления). Все перечисленное составляет основу для установления современного административно-правового статуса субъектов публичного управления, организации и осуществления исполнительной власти.
Изучение административного права полезно сопровождать сравнением его отдельных институтов с соответствующими институтами или комплексами правовых норм, входящих в другие отрасли материального и процессуального права (конституционное, муниципальное, финансовое, уголовное право, уголовный и гражданский процесс).
Совет четвертый. Для более полного усвоения курса административного права весьма важно посещать практические занятия, на которых решаются конкретные правовые задачи, рассматриваются трудности и противоречия, возникающие при применении административно-правовых норм.
Совет пятый. Курс административного права не есть механическая сумма знаний, почерпнутых из рекомендуемой литературы и нормативных актов. В обобщенном виде административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих организационную структуру публичного управления; сущность, процедуру и правила государственного управления (управленческий процесс); админитстративно-юрисдикционное право (административное принуждение, административная ответственность и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в публичном управлении; административная юстиция. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно-правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями (административными органами), регламентирует практическую деятельность и внутренние взаимоотношения между этими органами и учреждениями. Изучая административное право, следует поставить перед собой цель постичь его реальную сущность, практическую полезность и социальную значимость.
Совет шестой. Приобретение знаний должно сопровождаться их регулярным контролем. Надежный способ проверки ‑ выполнение контрольных работ, в которых не только затрагиваются важные теоретические моменты, но и предлагаются для анализа конкретные правовые ситуации. Полезно также сформулировать вопросы, предлагающие иной угол зрения на проблему, что несомненно поможет лучшему закреплению приобретенных знаний. В частности, может ли государство существовать без управления? Каким образом осуществляется государственное управление? Что понимается под формами и методами управления? Чем отличаются понятия «государственное управление» и «местное самоуправление»? Какие служащие нужны государству? Какие отношения связывают государство и граждан? Может ли гражданин судиться с государством? Для чего государству нужны меры административного принуждения и чем обеспечивается законность их применения? и т.д.
Изучение указанных нормативных актов и специальной юридической литературы позволяет на должном уровне подготовиться к практическим занятиям, контрольным работам, экзамену, написанию курсовых и дипломных работ. Новейшая специальная литература, законодательные и иные нормативные акты РФ и ее субъектов указываются на лекциях по административному праву.
Студентам следует особо следить за нормативными актами, определяющими структуру Правительства, поскольку в этой части законодательство меняется особенно часто.