Отмена крепостного права и реформы 60 —70-х гг. XIX в. Контрреформы

Отмена крепостного права. Император Николай I скончался в разгар Крымской войны. 19 февраля 1855 г. на трон взошел его сын Александр II. Потребности экономического развития страны и последствия поражения в Крымской войне поставили его перед необходимостью проведения решительных реформ. Главной из них была отмена крепостного права. В речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Александр II заявил, что лучше дать свободу крестьянам сверху, чем ждать, пока это произойдет снизу.

В конце 1856 — начале 1857 г. был создан Секретный комитет для подготовки реформы, но входившие в его со-став убежденные крепостники делали все, чтобы затянуть его работу. Тогда Александр пошел обходным путем. По его просьбе в конце 1857 г. виленский генерал-губернатор В. И. Назимов склонил дворян своих губерний подать царю просьбу об освобождении крестьян.

Программа отмены крепостного права содержалась в опубликованном рескрипте (от лат. rescribo — письменно отвечаю) на имя Назимова. Для разработки условий реформы рескрипт предписывал создать губернские дворянские комитеты. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Он утвердил требование об обязательном наделении крестьян землей за выкуп. Позже Главный комитет был преобразован в Редакционные комиссии (они занимались «редактированием» подготовленных губернскими дворянскими комитетами проектов) во главе с либералом Я. И. Ростовцевым. В работе ко-миссий участвовали товарищ министра внутренних дел

Н. А. Милютин, славянофилы Ю.Ф. Самарин и В. А. Черкасский. Поступавшие проекты в основном учитывали помещичьи интересы, но в Редакционных комиссиях они были серьезно изменены в пользу крестьян.

19 февраля 1861 г., в годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест об отме-не крепостного права.

Условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне приобрели личную свободу. Они могли свободно наниматься на работу, уйти в город или заняться промыслами.

Признавалось право собственности помещика на все земли. Исходя из этого крестьяне наделялись усадебной и полевой землей не безвозмездно, а за повинности, а позже — за выкуп. Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между крестьянами и помещиком. В случае невозможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные реформаторами.

В течение первых трех лет реформы составлялись уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне до момента перехода на выкуп переводились на положение временнообязанных.

Размеры крестьянских наделов определялись местными положениями. Россия была поделена на три полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В каждой из них определялись нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый крестьянину надел был больше нормы, то помещик имел право отрезать излишек (так называемые отрезки). И наоборот, если фактический надел крестьянина был меньше нормы, то помещику приходилось прирезать земли.

Помещики постарались установить нормы в своих интересах, и крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. Они получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспечения прожиточного минимума в черноземной полосе нужно было иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях — от 6 до 8 десятин.

Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все крестьяне были сразу переведены в разряд крестьян- собственников.

Величина выкупа определялась размером капитализированного (приносящего прибыль) оброка из расчета 6 % годовых. Например, если крестьянин платил оброк в размере 10 рублей в год, то величина выкупа для этого крестьянина должна была составлять 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк 166 рублей 66 копеек, помещик получал бы ежегодно 10 рублей, как и прежний оброк, но уже в виде процентов.

Разумеется, мало кто из крестьян мог сразу выплатить помещику весь выкуп. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы сразу. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали эти 80 % сразу после заключения выкупной сделки. Остальные 20 % можно было выплатить помещику либо деньгами, либо работой, по договоренности. Кредит государству возвращался в течение 49 лет в форме выкупных платежей с процентами. Сумма этих платежей в итоге намного (почти на 300 %) превышала затраты государ-ства.

По крестьянской реформе 1861 г. крестьянская община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления, заменив собой помещичье управление. Были определены функции общины, получившей наименование сельское общество, права и обязанности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.

Земства и городские думы. 1 января 1864 г. было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства учреждались в уездах и губерниях как всесословные органы местного самоуправления. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Курий было три: земледельческая, городская и курия сельских крестьянских обществ.

В земледельческую курию входили уездные землевладельцы и крупные владельцы недвижимости. В городской курии объединялись собственники городских промышленных и тор-говых заведений. Третья курия состояла из представителей сельских крестьянских обществ. Выборы по этой курии были многоступенчатыми. Сначала сельские общества выбирали представителей на волостные сходы. Там избирали выборщиков для участия в уездном съезде. На уездных съездах всех трех курий происходили выборы гласных в уездное земское собрание. На уездных земских собраниях избирались губернские гласные. Выборы проводились раз в три года.

Земские органы делились на распорядительные — собрания гласных и исполнительные — земские управы. Собрания гласных заседали раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали земские налоги, выбирали земские управы. Земства распределяли государственные и назначали местные сборы, устраивали благотворительные заведения. В компетенцию земств входили также здравоохранение и народное образование.

Введение земств способствовало развитию местного хозяйства, активизации общественной жизни, просвещения, культуры.

Городовое положение было учреждено 16 июня 1870 г. Создавались всесословные органы городского управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права получали промышленники, купцы и владельцы недвижимого имущества. Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемого налога.

Распорядительным органом самоуправления была городская дума, исполнительным — городская управа под председательством городского головы. Правительство, как и в случае с земствами, постаралось переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению местного хозяйства. Органы самоуправления обязаны были следить за благоустройством городов, развитием промышленности, торговли, здравоохранения и народного образования. Городской бюджет отягощали расходы на полицию, тюрьмы, воинский постой, съедавшие значительную часть и без того небольших городских средств.

Судебная реформа. В 1864 г. были обнародованы Указ о судебной реформе и новые Судебные уставы. В основу суда были положены принципы бессословности судопроизводства, гласности и публичности состязательного процесса. Судьи получали жалованье из государственной казны, но уволить их можно было только по собственному желанию или по решению суда. Для устранения волокиты по причине пробелов в законодательстве судьям предоставлялось право толкования законов.

Одним из результатов проведения реформы стало упрощение судопроизводства. Было установлено два вида судов: мировые и общие. Мировой суд осуществлялся мировым судьей.

В его компетенцию входили малозначительные гражданские дела, где ущерб не превышал 500 рублей. Мировой судья старался в первую очередь примирить стороны, но обладал также и правом вынесения приговора. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями.

Общий (коронный) суд устанавливался в трех инстанциях: окружные суды, (обычно один на губернию), судебные палаты (одна на несколько судебных округов) и Сенат. В окружных судах рассматривались наиболее важные дела. Уголовные дела решались с участием присяжных заседателей. Приговор, вынесенный присяжными, считался окончательным. Судебные палаты принимали апелляции по делам окружных судов. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Независимые судебные следователи занимались предварительным расследованием. Адвокаты (присяжные и частные поверенные) защищали интересы обвиняемых.

Новая судебная система способствовала развитию в широких слоях общества гражданского самосознания, способствовала повышению авторитета суда.

Военная реформа. В 1861 г. на пост военного министра был назначен Д. А.Милютин — талантливый государственный деятель, сторонник преобразований. С 1862 г. началось введение новой системы военного управления, в основе которой лежало деление на военные округа. Этим была устранена чрезмерная централизация.

Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Для армии был установлен 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе. Моряки служили 7 лет и 3 года находились в запасе. От службы были освобождены многие категории населения (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.д.). Срок службы уменьшался при наличии образования.

Введение всеобщей воинской повинности позволило иметь небольшую, а следовательно, недорогую армию в мирное время и значительные резервы на случай войны.

Перевооружение армии потребовало создания новых заводов и новых производств. Немаловажное значение имели изобретения русских ученых. Так, выдающийся металлург П.М.Обухов сделал открытие, благодаря которому в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали.

Реформы в области образования и печати. Дальнейшее развитие страны имело на своем пути серьезное препятствие — низкий образовательный уровень населения и отсутствие системы массовой подготовки специалистов.

Положение о начальных училищах (1864) ввело помимо государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Средние учебные заведения — гимназии — были разделены на классические и реальные. В классических гимназиях предпочтение отдавалось гуманитарным предметам, изучались древние языки, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли. Здесь особое внимание уделялось точным наукам, естествознанию. Выпускники реальных гимназий могли поступать только в технические высшие учебные заведения. В 1871 г. различие между классическими и реальными гимназиями еще более усилилось. В классических гимназиях ввели восьмилетний срок обучения. Реальные гимназии были переименованы в училища с шестилетним сроком обучения. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х гг. XIX в. — уже около 600.

18 июня 1863 г. был утвержден новый устав университетов. Он заметно ослаблял бюрократическую опеку и провозглашал внутреннюю автономию университетов.

В 1858 г. появились женские гимназии. На рубеже 70 — 80-х гг. XIX в. женщин стали допускать в университеты на правах вольных слушательниц. В 60—70-е гг. XIX в. были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве и Петербурге. Так Россия стала второй (после Швейцарии) страной мира, где имелось высшее женское образование.

12 мая 1862 г. были приняты Временные правила по цензуре, в целом носившие благожелательный характер по от-ношению к изданиям. Критические материалы было разрешено помещать только в изданиях с подписной ценой не ниже

7 рублей в год, недоступных для простого народа. Подобный порядок был установлен и для книг.

Контрреформы. Накануне своей гибели 1 марта 1881 г. Александр II утвердил проект министра внутренних дел М. Т.Лорис-Меликова о созыве комиссий с участием представителей земств и городов для выработки новых законов (так называемая «конституция Лорис-Меликова»). Однако вступивший на престол император Александр III 29 апреля

1881 г. обнародовал Манифест «О незыблемости самодержавия», который означал переход от либерального к консервативному курсу во внутренней политике.

I

Общим направлением курса Александра III была идея

о первенствующей роли дворянства. К середине 80-х гг. XIX в. в основном складывается концепция контрреформ.

12 июля 1889 г. было издано Положение о земских участковых начальниках. Земские начальники должны были заменить институт мировых посредников, уездные суды по крестьянским делам и мировой суд. 12 июня 1890 г. вышло Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Избирательная система земств была изменена. Первая курия, число гласных от которой увеличивалось, включала только дворян. Имущественный ценз для нее понижался, но повышался для второй, городской курии. Выборных от третьей, крестьянской курии отныне утверждал губернатор. Утверждения властей требовали и постановления земских собраний. Городовое положение 1892 г., повысив имущественный ценз, сократило число избирателей в три раза.

Контрреформы происходили также в сфере просвещения, печати. Но полного возврата к дореформенным порядкам не произошло.

Наши рекомендации