Судебная власть и правоохранительные органы
Охрана прав и интересов личности - одна из функций правового государства. Правоохранительная деятельность - Деятельность гос-ва в лице его специальных уполномоченных органов по защите прав и свобод гражданина и иных лиц.
Признаки правоохранительных органов:
1) Вид государственной деятельности - охрана самого права.
2) Осуществляется не всеми органами власти, а специально уполномоченными.
3) Решения принятые в компетенции действий ПО и ПО лиц обязательны для выполнения гражданскими органами и организациями.
4) Действия с соблюдением определенных процедур в порядке установленном Законом, посредством применения мер принуждения как задержание уголовного преследования и тд
Функции правоохранительных органов - основные направления деятельности органов , направленные на защиту прав и законных интересов личности общества государства от противоправных посягательств.
Функции ПО:
1) Организация обеспечения деятельности судов
2) Прокурорский надзор - направлен на деятельность правоохранительных органов, осуществляется от имени государства специальными лицами - прокурорами.
3) Надзор над органами гос-ва местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, граждан, правовых актов и защиту интересов общества и гос-ва,
4) Конституционный контроль - осуществляется конституционным судом РФ. Задачами Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства действия конституции на территории РФ
5) Отправление правосудия - деятельность специальных органов - судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел в пределах своей компетенции и вынесению законно обоснованных и справедливых решений суда.
6) Выявление и расследование преступление - действия должностных лиц направленных на раскрытие преступлений. Изобличение виновных лиц, направление их к ответственности.
7) Обеспечение правопорядка и безопасности РФ - деятельность правоохранительных органов, органов внутренней политики, дел внешней разведки, юстиции, таможенной службы, МВД, ФСБ - защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка, обеспечение безопасности
8) Исполнение судебных решений - деятельность органов юстиции в лице федеральных служб исполнения наказаний и судебных приставов, направленные на обеспечение контроля исполнение наказания
9) Оказания юридической помощи - деятельность направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе, осуществляется адвокатами, нотариусами, частными охранными службами на основе договора. Исполняется гос-вом напрямую, не от имени гос-ва.
10) Предупреждение преступлений и правонарушений.
Четкого определения Правоохранительных органов НЕ ДАНО.
Признаки правоохран органов:
1) Государственные органы руководствуются специально созданными законами. В данных законах определенны цели и задачи, где указана определенная структура и компетенция правоохранительных органов.
2) Создаются для конкретной правоохранительной функции.
3) Работают на основании законов и в соответствии с ним и с теми правами, что закреплены в законах.
4) В праве применять к лицам меры юридического воздействия.
Правоохранительные органы - специальные органы, создан гос-вом в целях охраны общества, прав и свобод (ПИС) личности, духовных ценностей, охраны государства и его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующей на основании закона наделенный правом применения юридической деятельности.
Система ПО (правоохранительных органов)
1) Судебные органы: Конституционный суд и Уставные суды субъектов, Федеральные Арбитражные, Мировые суды
2) Органы осуществления организации надзора деятельности судов (судебный департамент)
3) Органы прокуратуры.
4) Органы внутренних дел
5) Исполнительной власти в сфере юстиции
6) Обеспечение безопасности (ФСБ, ФСО, СВР)
7) Юридическая помощь.
8) Уполномоченный по правам человека в РФ
Орган деятельности ПО регулируется правовыми актами различных уровней неодинаковых по юридической силе.
Правовой акт - один из основных источников права, представляющий властное предписание органов государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, устанавливает изменения или отменяют правовые нормы
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКРТУРА ДОКУМЕНТОВ:
1) Конституция РФ - имеет высшую юридическую силу, все другие законы не должны ей противоречит. ПО опираются на основы деятельности правоохранительных и судебных документов, принципы правосудия, порядок назначения судей и образования конституционного суда РФ и назначения на должность генеральных прокуроров (7 глава) (Глава 2 закрепляет основные нормы о Правах И Свободах человека и гражданина, а также обязанности государства обеспечить эти права и свободы)
2) Международные договоры (применяются судебными органами РФ, договор должен быть ратифицирован в РФ и признан в соответствии с образом, Международные договоры обязательно должны быть одобрены, даже если они уже подписаны)
3) Федеральные Конституционные Законы (ФКЗ) - закрепляют правовые важнейшие основы деятельности основных институтов правоохранительных органов, подлежат одобрению 3/4 числа членов совета РФ, 2/3 депутатов гос думы. Виды ФКЗ: ФКЗ о верховном суде РФ, о судебной системе РФ, о судах общей юрисдикции, об арбитражных судах РФ, о военных судах РФ, об уполномоченных по правам чел в РФ
4) Федеральные законы - регулируют органы деятельности всех правоохранительных органов (адвокат, прокуратору, полиция)
5) Нормативно-правовые акты субъектов РФ - конституции или уставы субъектов РФ или другие нормативные акты субъектов, они должны быть в совместном ведении РФ и субъекта: защита прав и свобод человека и гражданина, общественная безопасность, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, о недрах, об охране Окружающей Среды, об охране судебных правовых органов адвокатуры и нотариата (ЗАКОН СПБ О МИРОВЫХ СУДЬЯХ СПБ)
6) Подзаконные нормативные акты - принимаются на основе исполнения конституции и федеральных законов (указы и распоряжения президента РФ (ПРФ), постановления и распоряжения правительства РФ (ПРРФ), в актах правительства РФ регулируется деятельность, касающихся деятельности органов исполнительной власти, акты министерств и ведомств, ведомственно-нормативные акты, межведомственные указы и инструкции)
7) Нормативные акты высших судебных органов, постановления конституционного суда и пленума верховного суда РФ. Решение Конституционного суда (КС) по его компетенции могут быть приостановлены действия актов. Решение КС является окончательным и не подлежит перерассмотрению. Постановлениями верховного суда могут быть рассмотрены и разрешены гражданские дела, уголовные дела, экономические споры, судебные акты не относящиеся к нормативным.
На территории РФ применяются те нормативные акты (НА), которые опубликованы в официальных источниках. Порядок вступления в силу всего вышеперечисленного регламентируется федеральным законом о порядке публикования бла бла бла от 14 июня 1994 года ФКЗ
Федер конституционный и федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней с момента подписания ПР РФ, акты палат федерального собрания в течение 10 дней.
Международные договоры ратифицируются в федеральном собрании РФ, публикуются одновременно с федеральным законом об их ратификации в парламентской газете + российской газете, а также в законодательном собрании РФ на сайте http://pravo.gov.ru
Федеральные конституционные законы, а также акты палаты федерального собрания, вступают в силу в течение 10 дней после официального опубликования.
Нормативно-Правовой Акт (НПА) вступает в силу со дня его принятия или от даты указанной в нем и специальном акте и вступлении его в силу.
Даты принятия федеральных законов считается день принятия его государственной думой, ФКЗ - когда одобрен всеми палатами федерального собрания в соответствии с конституцией
НПА федеральных органов исполнительной власти подлежат официальной публикации в российской газете или бюллетени федеральных органов исполнительной власти в течение 10 после их государственной регистрации. Порядок вступления в силу НПА определяется ими самостоятельно.